Ахлю-Хадис и зиярат к могилам праведников

Среди праведных предшественников известна практика посещения могил учёных и праведников с целью совершения дуа и получения табаррука, поскольку они не раз убеждались, что в таких местах Аллах отвечает на их мольбы. Поэтому от великих учёных передаются такие изречения, как: «Могила Ма’руфа аль-Кархи – испытанное лекарство» и тому подобные. Это означает, что Аллах принимает дуа, совершённое возле могилы Ма’руфа аль-Кархи, и это одна из форм тавассуля через умерших. Такова практика саляфов.

Приведу в пример двух великих мухаддисов, чтобы показать их отношение к этому вопросу.

Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак ибн Хузайма аш-Шафии (223–311 гг. х) и Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан аль-Бусти[1] (270–354 гг. х) (да смилуется Аллах над ними обоими) – у обоих этих имамов есть сборники хадисов под названием «Сахих». Ибн Хиббан, к тому же, брал знания хадиса у Ибн Хузеймы.

Ибн Хузейма – это имам, на которого в вопросах акыды ссылаются псевдосалафиты. Хотя в действительности акыда Ибн Хузеймы противоречит акыде Ибн Таймийи.

Как часто бывало такое, что некий ваххабит ссылается на определённого учёного прошлого, чтобы доказать, что нечто является запретным новшеством, а этот учёный оказывается ашаритом. Или, наоборот, он ссылается на учёного прошлого, чтобы покритиковать ашаритов, а этот учёный, оказывается, был суфием, мазхабистом, разрешал «просить у мёртвых», дозволял совершать тавассуль посредством усопших либо считал, что существуют «хорошие нововведения».

В действительности в истории Ислама не найти учёного, который бы во всём соответствовал критериям классического ваххабита, ненавидящего ашаритов, суфиев, порицающего следование мазхабу, не приемлющего деление новшеств на виды, обвиняющего в ширке за истигасу и т. д.

Ниже приводится пример того, как вели себя при посещении могил праведников имамы Ибн Хузейма и Ибн Хиббан.

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Тахзиб ат-тахзиб» (7/339) передаёт следующее от имама аль-Хакима:

قال وسمعت أبا بكر محمد بن المؤمل بن الحسن بن عيسى يقول خرجنا مع إمام أهل الحديث أبي بكر بن خزيمة وعديله أبي علي الثقفي مع جماعة من مشائخنا وهم إذ ذاك متوافرون إلى زيارة قبر علي بن موسى الرضي بطوس قال فرأيت من تعظيمه يعني بن خزيمة لتلك البقعة وتواضعه لها وتضرعه عندها ما تحيرنا

«Я слышал, как Абу Бакр Мухаммад ибн Муаммаль ибн Хасан ибн Иса сказал: «Мы отправились с имамом ахль аль-хадис Абу Бакром ибн Хузеймой, а также с равным ему Абу Али ас-Сакафи (из числа великих шафиитских факихов) и множеством других шейхов на зиярат к могиле Али ибн Мусы ар-Рида в городе Тусе. И он (Ибн Хузейма) так возвеличивал это место, был столь смирен пред ним и кроток, что мы изумились»».

Сегодня же, если бы об этом рассказали ваххабиту, и вместо имени Ибн Хузеймы там стояло имя современного суфия, то такфир за «возвеличивание» места погребения праведника не заставил бы себя долго ждать.

Имам Ибн Хиббан (270–354 гг. х) в своей книге «Ас-Сикат» в восьмой части под номером 14411 пишет:

على بن موسى الرضا وهو على بن موسى بن جعفر بن محمد بن على بن الحسين بن على بن أبى طالب أبو الحسن , من سادات أهل البيت وعقلائهم وجلة الهاشميين ونبلائهم , …. وقبره بسنا باذ خارج النوقان مشهور يزار بجنب قبر الرشيد , قد زرته مرارا كثيرة , وما حلت بي شدة في وقت مقامي بطوس فزرت قبر على بن موسى الرضا -صلوات الله على جده وعليه- ودعوت الله إزالتها عني , إلا أستجيب لي وزالت عنى تلك الشدة , وهذا شيء جربته مرارا فوجدته كذلك , أماتنا الله على محبة المصطفى وأهل بيته صلى الله عليه وسلم الله عليه وعليهم أجمعين

«Али ибн Муса ар-Рида – это Али ибн Муса ибн Джа’фар ибн Мухаммад ибн Али ибн Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб Абуль-Хасан. Являлся господином ахлюль-бейт, принадлежал к числу их учёных и к знати хашимитов… Его могила находится в местечке Сана Баз вне Навкана. Это известная могила, её посещают, и она находится по соседству с могилой Рашида. Я посещал её многократно. И каждый раз, когда меня постигала беда во время пребывания в Тусе, я посещал могилу Али ибн Мусы ар-Рида (да благословит Аллах его и его дедушку) и просил Аллаха отвести от меня эту беду, и Аллах отвечал мне, и она меня покидала. Я испытал это несколько раз и нашёл, что это правда. Пусть Аллах заберёт наши души в тот момент, когда мы любим Пророка и его семейство (да благословит и приветствует Аллах их всех)».

Здесь имам Ибн Хиббан, великий мухаддис, называет испытанной практикой случаи, когда Аллах отвечал на его мольбу, совершённую возле могилы Али ибн Мусы ар-Рида.

И такова была практика Ахлю-Хадис.

Похожие материалы