Аль-Харис Аль-Мухасиби

Имам Аль-Харис аль-Мухасиби родился приблизительно в 165 г. по хиджре в Басре.  Тадж ад-Дин ас-Субки характеризует его следующим образом: «Один из крупных учёных, познавших Аллаха (ариф), сочетавший в себе явные и глубокие знания (ильм аз-захир и ильм аль-батын)». Говорят, что его прозвище Аль-Мухасиби произошло от слова «аль-мухасаба», что означает требование отчёта от себя, анализ собственных мыслей, слов и действий. В этом заключается указание на постоянную работу имама Аль-Хариса над собой.

Был ли аль-Мухасиби учеником аш-Шафии?

Одним из пунктов, в которых произошло расхождение, является вопрос, был ли Аль-Мухасиби непосредственным учеником аш-Шафии. Вызвано это расхождение тем, что устаз Абу Мансур, как передаёт Ибн ас-Салях, упомянул его в числе первой категории людей, сопровождавших (сухбат) аш-Шафии; при этом Ибн ас-Салях, передав эту точку зрения, отмечает, что не видел больше никого, кто говорил бы подобное. Более того, он склоняется к мнению, что есть множество обстоятельств, подтверждающих обратное. Тадж ад-Дин ас-Субки говорит, что другой учёный, Абу Асым аль-Аббади, сказал, что Аль-Мухасиби был современником аш-Шафии и избрал его мазхаб, но не называет его учеником имама аш-Шафии. Ас-Субки подводит итог, суть которого в том, что если устаз Абу Мансур под сопровождением имел в виду то, о чём сказал Абу Асым, то он прав, иначе ему следует возразить, так как Аль-Мухасиби не являлся учеником аш-Шафии.

Наставники аль-Мухасиби, его ученики, книги и некоторые достоинства

К числу наставников имама Аль-Хариса относятся Язид ибн Харун и другие учёные этого уровня. У самого Аль-Хариса учились такие учёные, как Абу аль-Аббас ибн Масрук, Ахмад ибн аль-Хасан ибн Абдуль-Джаббар ас-Суфи и другие, но, конечно, самым известным среди широких масс является шейх Джунейд (да помилует его Аллах). Касательно трудов и работ Аль-Мухасиби имам Аль-Хатыб сказал: «Его перу принадлежит большое количество книг об аскетизме, основах религии и опровержении мутазилитов и рафидитов». Тадж ад-Дин ас-Субки пишет: «Его книги очень полезны. Группа суфиев отмечает, что его авторству принадлежат 200 работ».

Устаз Абу Абдуллах ибн Хафиф[1] сказал: «Следуйте пяти шейхам (суфийским наставникам): Аль-Харису ибн Асаду аль-Мухасиби, Аль-Джунейду ибн Мухаммаду, Абу Мухаммаду Рувайму, Абу аль-Аббасу ибн Ата и Амру ибн Усману, потому что им удалось собрать и знания, и их истинную суть», — цитата передана с некоторыми незначительными в данном контексте сокращениями. Передаётся, что Джунейд рассказывал: «Я часто говорил Аль-Харису: «Уединение — моё наслаждение», — на что он отвечал: «Как часто ты  говоришь эти слова! Если бы одна половина творений приблизилась ко мне, а вторая отдалилась, то я не нашёл бы радости в первой из них, как не испытал бы печали из-за отдаления второй»».

Аль-Мухасиби и запретная еда

Джафар аль-Хульди также рассказывал, что Джунейд однажды поведал следующую историю: «Аль-Харис испытывал сильные затруднения. Как-то раз я сидел у нашей двери, а он проходил мимо меня, и я понял по его лицу, что из-за сильного голода он сейчас находится в ещё более тяжёлом положении, чем обычно. Я обратился к нему: «О дядя[2], было бы прекрасно, если бы ты зашёл к нам и поел что-нибудь!» Сказав это, я быстро направился к дому нашего дяди, у которого дом был просторнее, чем у нас, и у которого всегда была хорошая еда, которой не бывало у нас. Я принёс несколько разных блюд и поставил их перед Аль-Харисом; он протянул руку к еде, взял кусочек и положил в рот. Я увидел, что он жуёт её, но не глотает, после чего он вскочил и вышел, не сказав мне ничего.

Когда мы встретились на следующий день, я сказал: «Вчера ты меня сначала обрадовал, а затем огорчил». Он ответил: «Сынок, да, моя нужда была сильной, и я действительно старался съесть то, что ты дал мне, но между мной и Аллахом есть установленный признак: если еда не является дозволенной, мой нос отдаляется от неё с глубоким вздохом, и я не принимаю её. Я выбросил этот кусок еды у вас в коридоре»». В другом повествовании говорится, что когда он протягивал руку к еде, в дозволенности которой имелось сомнение, в его пальце пульсировала (дёргалась) вена, и он оставлял её. В этом нет абсолютно ничего странного и тем более – невозможного, так как вера в чудеса (карамат) праведников — одна из основ вероубеждения ахлю-сунна.

Аль-Мухасиби и его отец

Известно, что отец Аль-Мухасиби был рафидитом, и касательно этого момента из жизни имама передаётся ряд историй. Джунейд аль-Багдади рассказывал, что в момент, когда умер отец Аль-Мухасиби, он очень нуждался, и у него практически ничего не было. Отец оставил ему большое наследство, но имам не взял из него ни малейшей доли, сказав: «Представители двух разных религий не наследуют друг другу». Абу Али ибн Хайран передаёт, что однажды Аль-Харис посреди толпы, вцепившись в своего отца, говорил ему: «Разведись с моей матерью, ведь ты в одной религии, а она — в другой».

Анализ ас-Субки в отношении расхождения, произошедшего между имамами аль-Мухасиби и Ахмадом ибн Ханбалем

«Первое, с чего мы начнем — это то, что тебе, о ищущий прямое руководство, надлежит соблюдать благонравие и этику по отношению к ушедшим имамам и не обращать внимание на их взаимную критику, кроме тех случаев, когда один из них привёл ясный аргумент в подтверждение своих слов. Затем, если ты способен дать этому хорошее объяснение и думать об учёном хорошо, то так и поступи, в противном случае оставь подобное занятие, так как ты не сотворён для него — займись тем, что касается тебя, и оставь то, что тебя не касается. На мой взгляд, тот, кто изучает религиозные науки, не перестаёт быть благородным и почтенным, пока не начнёт копаться в том, что было между ушедшими учёными, и судить их.

Предельно остерегайся слушать о конфликте, произошедшем между Абу Ханифой и Суфьяном ас-Саури, Маликом и Ибн Абу Зибом, Ахмадом ибн Салихом и Ан-Насаи, Ахмадом ибн Ханбалем и Аль-Харисом аль-Мухасиби и так далее – вплоть до времён шейха Иззуддина ибн Абдуссаляма и шейха Такиюддина ибн ас-Саляха, а если ты нарушишь это предостережение, то я боюсь, что ты погибнешь, так как эти люди — великие имамы, их слова могут иметь такое значение, которое порой просто не было понято. Нам остаётся лишь просить у Господа довольства для них и молчать об их конфликтах, как мы молчим о произошедшем между сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). Если ты понял это, то знай, что имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) высказывал сильное порицание в адрес тех, кто занимается «калямом», из страха, что это приведёт к неподобающим вещам. Нет сомнения в том, что отсутствие разговоров об этой науке, если в том нет нужды, лучше, а если нужды нет вообще, то разговоры о ней есть новшество. Аль-Харис высказался о некоторых вопросах «каляма». Абу аль-Касим ан-Насрабази сказал, что до него дошла весть о том, что Ахмад ибн Ханбаль оставил Аль-Хариса по этой причине. Я, в свою очередь, говорю: я думаю, что Аль-Харис высказался из-за нужды в этом, и у каждого из них — своё намерение, своя цель, да помилует их обоих Аллах. Исмаиль ас-Саррадж рассказывал, что однажды Ахмад ибн Ханбаль сказал ему: «Я слышал, что Аль-Харис часто бывает у тебя. Было бы прекрасно, если бы ты привёл его к себе и посадил меня туда, где он меня не увидит, чтобы я послушал его речь». Исмаиль выполнил просьбу Ахмада: Аль-Харис пришёл со своими товарищами, а Ахмад уже был в одной из комнат и усердствовал в вирде (установленном количестве поклонения). Исмаиль рассказывает: «Аль-Харис помолился со своими товарищами, после чего все сели перед ним и просидели, не разговаривая, приблизительно до половины ночи. Затем один мужчина начал, задав вопрос Аль-Харису. Тот начал говорить, а его товарищи слушали так внимательно, будто на их головах сидели птицы: одни из них плакали, другие издавали жалобные звуки, а прочие кричали [из-за своего состояния]. Аль-Харис продолжал свою речь, а я отправился к Ахмаду, чтобы посмотреть, как он, и обнаружил, что он так сильно плакал [из-за слов Аль-Хариса], что потерял сознание. Я вернулся обратно, и они пробыли в таком состоянии до утра. Утром я поднялся к Ахмаду, и он сказал мне: «Я не думаю, что когда-то видел людей, подобных им, и слышал в науке об истине нечто похожее на слова этого человека, но я не считаю, что тебе следует быть с ними», — после чего он ушёл». В другой версии говорится, что Ахмад отметил: «Я не порицаю ничего из этого».

Поразмысли над этой историей и пойми, что Ахмад посчитал, что этому человеку не следует быть с Аль-Харисом и его товарищами, так как он (то есть Исмаиль) не достиг их степени, ведь они — на узкой тропинке, следовать по которой дано не каждому по причине страха за идущего по нему. Однако Ахмад плакал и поблагодарил Аль-Хариса подобным образом, и у каждого из них своё мнение и иджтихад. Да соберёт нас всех Аллах вместе с господином посланников, да благословит Аллах и приветствует его, его семью и сподвижников».

Смерть имама

Имам аль-Харис умер в 243 году в Багдаде. Аль-Хатыб аль-Багдади в книге «Тариху Багдад» (8/215) и Ибн ас-Субки в труде «Табакат аш-шафиия» (2/38) передают историю о том, что Аль-Харис, умирая, сказал присутствующим: «Если я увижу то, что мне понравится, то я улыбнусь вам, в противном случае вы всё поймёте по моему лицу», — после чего он улыбнулся и умер.

Абу аль-Хасан аль-Харави в своей книге «Аль-ишарат иля марифати аз-зиярат» писал: «Его могила не была позабыта. Неподалёку от неё находится мечеть, которую называют мечетью Аль-Мухасиби»[3].

Некоторые высказывания Аль-Хариса аль-Мухасиби

1) Лучших представителей этой общины их следующая жизнь не отвлекает от ближней, как и ближняя – от следующей.

2) Тот, кто не поблагодарил Аллаха за Его милость, призвал её исчезновение.

3) Аскетизм каждого аскета зависит от уровня его познания, его познание зависит от уровня его разума, а его разум зависит от силы его веры.

4) Несправедливый будет сожалеть, даже если его хвалят люди, а притеснённый находится в безопасности, даже если люди ругают его. Довольствующийся малым богат, даже если голоден, а стремящийся к благам этого мира беден, даже обладая властью.

5) Благонравие — это терпение во время неприятностей, сдержанность гнева, проявление добродушия на лице и благая речь.

Некоторые из многочисленных работ аль-Мухасиби

Как было сказано выше, перу этого имама принадлежит большое количество книг. Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда в биографии Аль-Хариса упоминает 23 из них:

1) «Ар-риая ли-хукуки ллях»;

2) «Ат-Таваххум»;

3) «Рисаляту аль-мустаршидин»;

4) «Рисаляту аль-васая»;

5) «Адаб ан-нуфус»;

6) «Шарх аль-марифа»;

7) «Баду ман анаба иля ллахи тааля»;

8) «Аль-масаиль фи аз-зухди ва гайрихи»;

9) «Аль-масаиль фи а’мали аль-кулуб валь джаварих».

Это только часть из них. Тот, кто желает ознакомиться с полным списком, может вернуться к работе шейха Абдуль-Фаттаха (да помилует его Аллах). Да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада, его семью и сподвижников, а вся хвала принадлежит Аллаху!

 

[1] Имам аз-Захаби (да помилует его Аллах) сказал о нём в книге «Сияр а’лям ан-нубаля» следующее: «Этот шейх объединил знания и практику, краткость иснада (улюв ас-санад) и крепкое следование суннам. Ему была дарована долгая жизнь в подчинении Господу».

[2] Выражение, используемое арабами при обращении.

[3] См. биографию Аль-Мухасиби в комментарии Абдуль-Фаттаха Абу Гудда к «Рисаляту аль-мустаршидин».

Похожие материалы