Акыда известная как «аль-Муршида» (наставляющая на прямой путь)

Этот текст по вероубеждению известный как «аль-Муршида», преподавал шафиитский ученый, имам Фахруддин ибн Асакир (550-620 гг.х) в медресе «ас-Саллахийя» в Иерусалиме, недалеко от мечети «аль-Акса». Султан Салахуддин аль-Айюби обучал этому вероубеждению своих детей, как это приводит Кади ибн Шаддад в своей книге «Сирату Салахуддин». «Аль-Муршида» означает наставляющая на прямой путь.

 

Текст акыды «аль-Муршида»

اعلم أرشدَنا الله وإياكَ أنه يجبُ على كلّ مكلَّف أن يعلمَ أن الله عزَّ وجلَّ واحدٌ في مُلكِه، خلقَ العالمَ بأسرِهِ العلويَّ والسفليَّ والعرشَ والكرسيَّ، والسَّمواتِ والأرضَ وما فيهما وما بينهما. جميعُ الخلائقِ مقهورونَ بقدرَتِهِ، لا تتحركُ ذرةٌ إلا بإذنِهِ، ليسَ معهُ مُدبّرٌ في الخَلقِ ولا شريكٌ في المُلكِ، حيٌّ قيومٌ لا تأخذُهُ سِنةٌ ولا نومٌ، عالمُ الغيب والشهادةِ، لا يَخفى عليهِ شىءٌ في الأرضِ ولا في السماءِ، يعلمُ ما في البرّ، والبحرِ وما تسقطُ من ورقةٍ إلا يعلمُهَا، ولا حبةٍ في ظلماتِ الأرضِ ولا رَطبٍ ولا يابسٍ إلا في كتابٍ مبين. أحاط بكلّ شىءٍ علمًا وأحصى كلَّ شىءٍ عددًا، فعالٌ لما يريدُ، قادرٌ على ما يشاءُ، له الملكُ وله الغِنَى، وله العزُّ والبقاءُ، ولهُ الحكمُ والقضاءُ، ولهُ الأسماءُ الحسنى، لا دافعَ لما قضى، ولا مانعَ لما أعطى، يفعلُ في مُلكِهِ ما يريدُ، ويحكمُ في خلقِه بما يشاءُ. لا يرجو ثوابًا ولا يخافُ عقابًا، ليس عليه حقٌّ [يلزمُهُ] ولا عليه حكمٌ، وكلُّ نِعمةٍ منهُ فضلٌ وكلُّ نِقمةٍ منه عدلٌ، لا يُسئلُ عما يفعلُ وهم يسألونَ. موجودٌ قبل الخلقِ، ليس له قبلٌ ولا بعدٌ، ولا فوقٌ ولا تحتٌ، ولا يَمينٌ ولا شمالٌ، ولا أمامٌ ولا خلفٌ، ولا كلٌّ، ولا بعضٌ، ولا يُقالُ متى كانَ ولا أينَ كانَ ولا كيفَ، كان ولا مكان، كوَّنَ الأكوانَ ودبَّرَ الزمانَ، لا يتقيَّدُ بالزمانِ ولا يتخصَّصُ بالمكان، ولا يشغلُهُ شأنٌ عن شأن، ولا يلحقُهُ وهمٌ، ولا يكتَنِفُهُ عقلٌ، ولا يتخصَّصُ بالذهنِ، ولا يتمثلُ في النفسِ، ولا يُتصورُ في الوهمِ، ولا يتكيَّفُ في العقلِ، لا تَلحقُهُ الأوهامُ والأفكارُ، (لَيْسَ كَمِثلِهِ شَىءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ

«Знайте, да наставит Аллах нас и вас, что каждый человек должен знать, что Аллах – Единственный Господь в Своём владычестве. Он сотворил весь мир, верхний и нижний, Престол и Трон, небеса и землю, всё, что внутри них и между ними.

Всё созданное подчиняется Его Силе. Ни одна песчинка не шелохнётся без Его на то воли. Никто не помогает Ему в творении, и Он не имеет сотоварища в Своём Владычестве.  

Он Живой и Сущий. Его никогда не охватывает дремота или сон. Только Он знает непредвиденное и засвидетельствованное Своим созданием. Нет ничего на земле или на небе, что скрыто от Него.

Ему известно, что на земле и в море. Ни один листок не упадёт без Его ведома. Каждое зёрнышко в темноте земли, влажность и сухость чего-либо – всё записано в ясной Книге.

Его знание охватывает всё. Он ведает о каждой вещи. Он творит всё, что пожелает. У Него есть Могущество делать всё, что Он хочет. У Него всё Владычество, и Он не нуждается ни в чём. Ему принадлежат Слава и Вечность. У Него Господство и Предопределение.

Ему принадлежат имена Безупречности. Никто не станет помехой тому, что Он предопределил. Никто не помешает Ему, когда Он дарует. В Его власти делать всё, что Он пожелает. Он управляет тем, что Он создал так, как Ему угодно. Он не ждёт награды и не страшится наказания.

Он не связан никакими правилами, и никто не имеет власти над Ним. Всё, что Он дарует, Он дарует из Своей Щедрости, и каждое Его наказание справедливо. Его не спрашивают о том, что Он делает, но их спрашивают.

Он – существующий до творения. Для Него нет ни «до», ни «после». Для Него не существует «над» или «под», «справа» или «слева», «спереди» или «сзади», целого и части. Нельзя спрашивать: когда Он был? каков Он? Он – существующий без начала и места. Он сотворил существ и пожелал существования времён.

Он не ограничен временем и не принадлежит месту. Одно дело не отвлекает Его от другого. К Нему не применимо воображение, и разум не может охватить Его. Он непостижим для умов. Его Сущность невозможно представить, нельзя вообразить. Его не постичь ни воображением, ни мыслью. «Нет ничего подобного Ему, Он Слышащий, Видящий».

 

Свидетельства ученых об истинности акыды «аль-Муршида»

Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 гг. по хиджре) в книге «аль-Васаиль иля ма’рифатиль аваиль» сказал:

فلما وُلي السلطان صلاح الدين بن أيوب أمر المؤذنين أن يعلنوا في وقت التسبيح بذكر العقيدة الأشعرية، فواظب المؤذنون على ذكرها كل ليلة إلى وقتنا هذا

«Когда было передано исламское правление в руки Султана Салахуддина Юсуфа ибн Айюба, повелел он муэдзинам, чтобы читали они с наступлением времени «тасбих» ашаритское вероубеждение. И были они постоянны в этом вплоть до нашего времени».

Хадисовед Ибн ‘Аллян ас-Сыддыки (996-1057 гг. по хиджре) в «аль-Футухату Раббанийя» сказал:

لما ولي صلاح الدين بن أيوب وحمل الناس على اعتقاد مذهب الأشعري، أمر المؤذنين أن يعلنوا وقت التسبيح بذكر العقيدة الأشعرية التي تعرف بالمرشدة فواظبوا على ذكرها كل ليلة

«Когда было передано исламское правление в руки Султана Салахуддина Юсуфа ибн Айюба, призвал он людей исповедовать вероубеждение ашаритов. Был отдан приказ муэдзинам, чтобы они с наступлением времени «тасбих» читали текст по вероубеждению известный как «аль-Муршида». И были постоянны они в чтении его каждую ночь».

Хафиз Салахуддин аль-‘Аляи (694-761 гг. по хиджре), как передает от него имам ас-Субки в «Табакат» сказал:

وهذه العقيدة المرشدة جرى قائلها على المنهاج القويم، والعقد المستقيم وأصاب فيما نزّه به العليَ العظيم

«Это вероубеждение «аль-Муршида», автор которой следует истинной методологии и верному вероубеждению и достиг истины в том, что касается утверждения абсолютного неподобия Аллаха Высокого, Великого».

Имам Таджуддин ас-Субки (727-771 гг. по хиджре) в книге «Му’ид ан-ни’ам ва-му’ид ан-никам» сказал:

عقيدة الأشعري هي ما تضمنته عقيدة أبي جعفر الطحاوي وعقيدة أبي القاسم القشيري والعقيدة المسماة بالمرشدة ، مشتركات في أصول أهل السنة والجماعة

«Положения вероучения имама аль-Аш’ари истинно выражают труд по вероубеждению имама Абу Джа’фара ат-Тахави, труд по вероубеждению имама Абуль-Касима аль-Кушейри и вероубеждение известное как «аль-Муршида». Вместе они отображают основы суннитского вероубеждения».

Имам ас-Сануси (ум. 895 г. по хиджре) в «аль-Анвар аль-Мубаййина ли ма’ани акди Акыдат аль-Муршида» сказал: 

اجتمعت الأئمة على صحة هذه العقيدة وأنها مرشدة رشيدة

«Сошлись наши имамы в том, что вероубеждение это – истина и, что она, воистину, направляющая и прямая».

Имам Таджуддин ас-Субки в книге «Табакат», в самом конце процитированного им текста вероубеждения «аль-Муршида», сказал такие слова:

هذا آخر العقيدة وليس فيها ما ينكره سني

«Это заключительные слова сего вероубеждения, и нет в нем ничего, что подверг бы критике истинный суннит».

 

Похожие материалы