Ашариты о джахмитах

Одно из серьёзных преступлений псевдосалафитов (ваххабитов) заключается в том, что они называют абсолютно большую часть суннитов (в лице ашаритов/матуридитов и последователей четырёх суннитских мазхабов из их числа) джахмитами. Эту ложь пропагандирует сегодня абсолютное большинство псевдосалафитских шейхов и студентов. Лишь некоторые объективные шейхи с их стороны считают это обвинение несправедливым и ложным.

Поэтому можно увидеть, как они прямым текстом причисляют к джахмитам таких ученых, как имам и хафиз Абу Джафар ат-Тахави, хафиз Абу Хатим Ибн Хиббан – автор сборника хадисов «Сахих», имам и хафиз Абу Бакр аль-Исмаили, имам и хафиз Абу Бакр аль-Байхаки, имам Кади Ийяд, шейх уль-Ислам Мухйидин ан-Навави, и других великих личностей Ислама, без чьих трудов сегодня не обойдётся библиотека ни одного учёного, будь то ашарита или псевдосалафита.

Но исламская умма запомнила этих учёных не как джахмитов, разрушающих Ислам, а как имамов религии и её защитников.

Но псевдосалафиты не первые, кто стал называть ашаритов джахмитами. В этом они последовали за своими имамами Ибн Таймийей и Ибн Кайимом.

Известный шафиитский учёный, имам Такиюддин ас-Субки (683–756 гг. х.) упоминал об этом в своей книге «Сайфу Сакыль» (стр. 36), которую написал в качестве опровержения касыды Ибн Кайима:

أما جهم فمضى من سنين كثيرة ولا يعرف اليوم أحد على مذهبه فعلم أن مراد هذا الناظم بالجهمية الأشعرية من الشافعية والمالكية والحنفية وفضلاء الحنابلة,فليعلم اصطلاحه وكل ما ينسبه إلى الجهمية فمراده بها هؤلاء، والمعتزلة يشاركون الأشعرية في ذلك,لكن ما منهم أحد موجود في هذه البلاد وإن كان موجوداً فلا ظهور له، فكل ما قال هذا الناظم عن جهم في هذه القصيدة فمراده، الذي مذهبه مذهب الأشعري

«Что касается Джахма, то [с тех пор, как он ушёл,] прошло много лет, и неизвестно сегодня, чтобы кто-то придерживался его мазхаба. Ты знай, что автор стихов (то есть Ибн Кайим) под джахмитами имел в виду ашаритов из числа шафиитов, маликитов, ханафитов и благородных представителей ханбалитов. Пусть знают его терминологию и пусть знают, что когда он относит что-либо к джахмитам, то имеет в виду их (ашаритов). Мутазилиты также соучаствуют с ашаритами в этом (то есть он и их мог иметь в виду). Однако нет среди них (мутазилитов) никого в этих городах, и даже если есть (кто-то), то он не может выявиться, и подо всем, что сказал автор стихов о Джахме в своей касыде, подразумевался мазхаб аль-Аш’ари».

Так что же говорят ашаритские учёные о джахмитах?

Один из крупнейших ашаритских мутакаллимов и шафиитский факих, имам Абу Мансур Абдул-Кахир аль-Багдади (ум. в 429 г. х.) сказал в «Аль-Фарк байналь Фирак» (стр. 199-200):

الْجَهْمِية اتِّبَاع جهم بن صَفْوَان الذى قَالَ بالاجبار والاضطرار الى الاعمال وانكر الاستطاعات كلهَا وَزعم ان الْجنَّة وَالنَّار تبيدان وتفنيان وَزعم أَيْضا ان الايمان هُوَ الْمعرفَة بِاللَّه تَعَالَى فَقَط وان الْكفْر هُوَ الْجَهْل بِهِ فَقَط وَقَالَ لافعل وَلَا عمل لَاحَدَّ غير الله تَعَالَى وانما تنْسب الاعمال الى المخلوقين على الْمجَاز كَمَا يُقَال زَالَت الشَّمْس و دارت لرَّحَى من غير أَن يَكُونَا فاعلين اَوْ مستطيعين لما وصفتا بِهِ وَزعم ايضا أَن علم الله تَعَالَى حَادث وَامْتنع من وصف الله تَعَالَى بانه شىء اَوْ حى اَوْ عَالم أَو مُرِيد لا أصفه بوصف يجوز إطلاقه على غيره كشيء موجود وحي وعالم ومريد ونحو ذلك ، ووصفه بأنه قادر وموجد وفاعل وخالق ومحيي ومميت لَان هَذِه الاوصاف مُخْتَصَّة بِهِ وَحده وَقَالَ بحدوث كَلَام الله تَعَالَى كَمَا قالته الْقَدَرِيَّة وَلم يسم الله تَعَالَى متكلما بِهِ واكفره أَصْحَابنَا فى جَمِيع ضلالاته واكفرتة الْقَدَرِيَّة فى قَوْله بَان الله تَعَالَى خَالق اعمال الْعباد فاتفق أَصْنَاف الامة على تكفيره وَكَانَ جهم مَعَ ضلالاته الَّتِى ذَكرنَاهَا يحمل السِّلَاح وَيُقَاتل السُّلْطَان وَخرج مَعَ شُرَيْح بن الْحَرْث على نصر بن يسَار وَقَتله سلم بن اجون المازنى فى آخر زمَان بنى مَرْوَان واتباعه الْيَوْم بنهوند وَخرج اليهم فى زَمَاننَا اسماعيل بن ابراهيم بن كبوس الشيرازى الديلى فَدَعَاهُمْ الى مَذْهَب شَيخنَا ابى الْحسن الاشعرى فاجابه قوم مِنْهُم وصاروا مَعَ اهل السّنة يدا وَاحِدَة وَالْحَمْد لَهُ على ذَلِك

«Джахмиты — последователи Джахма ибн Сафвана, который говорил о принуждении рабов Аллаха ко всем их действиям и отрицал какую-либо волю у человека. Он считал, что Рай и Ад исчезнут; что вера — это лишь познание Аллаха, а неверие — это невежество в отношении Аллаха. Он сказал, что никто, помимо Аллаха, не способен к действиям, а к творениям они относятся лишь иносказательно, как говорят: «Солнце склонилось», «Мельница прокрутилась», — при этом они [прим.: солнце и мельница] на самом деле не совершают действие и не способны на это. Также Джахм возомнил, что знание Аллаха имеет начало.  

Он воздержался от того, чтобы называть Аллаха словом “нечто” [الشيء], говорить, что Он является живым, знающим, желающим, сказав, что не описывает Всевышнего свойствами, которые присущи кому-то другому, например, упомянутыми качествами. Джахм описал Аллаха словами “могущественный” (“къадир”), “создающий”, “оживляющий” и “умерщвляющий”, потому что эти качества свойственны лишь Аллаху. Он сказал о появлении речи Аллаха после небытия (“худус”), как об этом сказали кадариты, но не назвал Всевышнего говорящим. Наши единомышленники (ашариты) обвинили его в неверии за все его заблуждения; кадариты — за его утверждение о том, что Аллах творит деяния рабов. Таким образом, разные группы общины единодушно обвинили его в неверии.

Вдобавок к своим заблуждениям он ещё и вёл вооруженную борьбу против правителя. Он восстал вместе с Сурайджем ибн аль-Харисом против Насра ибн Ясара. Салам ибн Ахваз аль-Мазини убил его в конце правления Бану Марван. Сейчас его последователи находятся в Нахаванде. В наше время к ним отправился Исмаил ибн Ибрахим ибн Кабус аш-Ширази ад-Дайли и призвал их на путь нашего шейха Абу аль-Хасана аль-Ашари. На его зов ответила группа из их числа и стала единой силой с приверженцами сунны, и вся хвала Аллаху!».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773 – 852 гг. х) сказал в «Фатхуль Бари» (13/344):

وَأَمَّا الْجَهْمِيَّةُ فَلَمْ يَخْتَلِفْ أَحَدٌ مِمَّنْ صَنَّفَ فِي الْمَقَالَاتِ أَنَّهُمْ يَنْفُونَ الصِّفَاتِ حَتَّى نُسِبُوا إِلَى التَّعْطِيلِ وَثَبَتَ عَنْ أَبِي حَنِيفَةَ أَنَّهُ قَالَ بَالَغَ جَهْمٌ فِي نَفْيِ التَّشْبِيهِ حَتَّى قَالَ إِنَّ اللَّهَ لَيْسَ بِشَيْءٍ وَقَالَ الْكِرْمَانِيُّ الْجَهْمِيَّةُ فِرْقَةٌ مِنَ الْمُبْتَدِعَةِ يَنْتَسِبُونَ إِلَى جَهْمِ بْنِ صَفْوَانَ مُقَدَّمِ الطَّائِفَةِ الْقَائِلَةِ أَنْ لَا قُدْرَةَ لِلْعَبْدِ أَصْلًا وَهُمُ الْجَبْرِيَّةُ بِفَتْحِ الْجِيمِ وَسُكُونِ الْمُوَحَّدَةِ وَمَاتَ مَقْتُولًا فِي زَمَنِ هِشَامِ بْنِ عَبْدِ الْمَلِكِ انْتَهَى

«Что касается джахмитов, то никто из писавших о разных течениях не имел разногласий в том, что они отрицали божественные атрибуты, из-за чего им приписали опустошение их (“ат-та’тыль”). Достоверно установлено, что Абу Ханифа сказал: “Джахм так сильно отрицал уподобление, что в итоге сказал: “Аллах — ничто””.

Аль-Кирмани, в свою очередь, говорил: “Джахмиты — группа из числа нововведенцев, относящихся к Джахму ибн Сафвану, предводителю группы, верящей в то, что у людей нет силы вообще. Они являются джабритами. Джахм был убит во времена правления Хишама ибн Абдуль-Малика”».

Имам аль-Куртуби (600 – 671 гг. х.) сказал в своем тафсире «Аль-Джами аль-ахкам аль-Куран», (5/379):

وَمَعْنَى (وَهُوَ مَعَهُمْ) أَيْ بِالْعِلْمِ وَالرُّؤْيَةِ وَالسَّمْعِ، هَذَا قَوْلُ أَهْلِ السُّنَّةِ. وَقَالَتِ الْجَهْمِيَّةُ وَالْقَدَرِيَّةُ وَالْمُعْتَزِلَةُ: هُوَ بِكُلِّ مَكَانٍ، تَمَسُّكًا بِهَذِهِ الْآيَةِ وَمَا كَانَ مِثْلَهَا، قَالُوا: لَمَّا قَالَ (وَهُوَ مَعَهُمْ) ثَبَتَ أَنَّهُ بِكُلِّ مَكَانٍ، لِأَنَّهُ قَدْ أَثْبَتَ كَوْنَهُ مَعَهُمْ تَعَالَى اللَّهُ عَنْ قَوْلِهِمْ، فَإِنَّ هَذِهِ صِفَةُ الْأَجْسَامِ وَاللَّهُ تَعَالَى مُتَعَالٍ عَنْ ذَلِكَ أَلَا تَرَى مُنَاظَرَةَ بِشْرٍ فِي قَوْلِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ: (مَا يَكُونُ مِنْ نَجْوى ثَلاثَةٍ إِلَّا هُوَ رابِعُهُمْ) حِينَ قَالَ: هُوَ بِذَاتِهِ فِي كُلِّ مَكَانٍ فَقَالَ لَهُ خَصْمُهُ: هُوَ فِي قَلَنْسُوَتِكَ وَفِي حَشْوِكَ وَفِي جَوْفِ حِمَارِكَ. تَعَالَى اللَّهُ عَمَّا يَقُولُونَ!

«Слова Всевышнего «Он вместе с ними» (Коран, 4:108), то есть Он пребывает с ними своим знанием, зрением и слухом, что является мнением приверженцев сунны. Джахмиты, кадариты и му’тазилиты сказали, что Аллах везде, ухватившись за этот и другие подобные аяты. Они сказали, что слова “Он вместе с ними” означают буквальное пребывание Аллаха везде, потому что Он подтвердил своё нахождение с ними. Аллах превыше того, что они говорят, ведь пребывание — свойство тел, а Всевышний Аллах превыше этого. Разве ты не видишь, что когда Бишр, споря об аяте “Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Аллах не был четвёртым“, сказал: “Он своей сущностью везде”, — его оппонент возразил ему: “Тогда Он и в твоём головном уборе, и в тебе самом, и внутри твоего осла”. Превыше Аллах того, что они говорят!».

Имам Фахруддин ар-Рази (544 – 606 гг. х) сказал в «И’тикадат фиракиль Муслимин валь мушрикин» (стр. 68):

الفرقة الأولى من الجبرية الجهمية أصحاب جهم بن صفوان وكان رجلا من ترمد وكان من قوله إن العبد ليس قادرا البتة وكان يقول إن الله تعالى محدث ولم يطلق على الله تعال اسم الموجود والشيء

«Первая группа джабритов — это джахмиты, являющиеся последователями Джахма ибн Сафвана. Джахм был из Термеза, и согласно одному из его убеждений человек вообще не имеет воли. Он сказал: “Поистине, Аллах “мухдас””, — и не описывал Его словами “существующий” и “нечто” (الشيء)».

Имам Таджуддин ас-Субки (717 – 771 гг. х) сказал в «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», (3/299):

واعلم أن جهما شر من المعتزلة، كما يدريه من ينظر الملل والنحل، ويعرف عقائد الفرق. والقائلون بخلق القرآن هم المعتزلة جميعا، وجَهْم لا خصوص له بمسألة خلق القرآن، بل هو شر من القائلين بها، لمشاركته إياهم فيما قالوه، وزيادته عليهم بطامات.

«Знай, что Джахм хуже му’тазилитов, как это известно тому, кто изучает религии, учения и знаком с воззрениями разных групп. О сотворённости Корана говорят все му’тазилиты, и Джахм подобным убеждением ничем не отличился от них, однако он хуже них, потому что он верит и в это, и в другие заблуждения».

Таким было и есть мнение Ахлю-Сунна валь-Джамаа в лице ашаритов об этой порочной группе – джахмитах.

Похожие материалы