Ашаризм распространился силой меча или силой доводов?

«Ибн Тумарт — тот, кто принудил жителей Магриба придерживаться ашаритского мазхаба», — эта фраза часто повторяется некоторыми современниками, которые слышали лишь название знания и знают о вероубеждении ашаритов лишь то, что в ходе истории высказали некоторые учёные.

Я, в свою очередь, говорю: между тем, кто говорит, что ашаритский мазхаб распространился посредством меча, и тем, кто заявляет, что Ислам распространился таким образом, нет никакой разницы. Мы понимаем глупость этого утверждения, вспоминая, что убеждение связано с разумом и нельзя принудить кого-то верить во что-либо. Как же может исламский мазхаб как ашаритский, строящийся на единстве разума и шариата, так долго продолжать своё существование, если он распространился на этих землях силой? Разве это не преувеличение?

Тот, кто читал книги и биографии учёных, точно знает, что ашаритский мазхаб распространялся там ещё со времён своего зарождения. Имам аль-Баджи (403 – 474 гг. х), да помилует его Аллах, изучал основы веры у имама ас-Симнани (361 – 444 гг. х) — шейха ашаритов — пока не преуспел в науке калям. Абу Имран аль-Фаси (356 – 430 гг.х), являвшийся крупным учёным Магриба, изучал науку калям у имама аль-Бакилляни аль-Ашари.

Ибн Асакир указал в биографии аль-Бакилляни, что он оставил после себя учеников, разошедшихся по разным уголкам Земли: «Двое из них поселились в Магрибе: Абу Абдуллах аль-Анди (да будет доволен им Аллах), оставивший после себя группу выдающихся учеников и от которого получили пользу жители Кайравана, и Абу Тахир аль-Багдади — аскет и проповедник. Правовед Абу Имран говорил: «Будь калям накидкой для учёных, никто не надел бы её, кроме Абу Тахира». В Кайраване не было известного учёного, знавшего науку вероубеждения, который не изучал бы её у Абу Тахира, как, например, Ибн Сахнун и Ибн аль-Хаддад». Все его ученики жили ещё до рождения Ибн Тумарта.

История гласит, что книга аль-Бакилляни «Ат-Тамхид» преподавалась в городе аль-Махдия в пятом веке Ибн аль-Кадимом, который был шейхом-кады Абу Бакра ибн аль-Араби (468 – 543 гг. х), да помилует их обоих Аллах. В труде «Фахрасат» Ибн Атыя упоминается, что две книги Абу аль-Маали аль-Джувайни — «Аль-Иршад» и «Ат-Тальхис» — были распространены в Андалусии и изучались людьми. В труде «Фахрас» Кады Ияда упоминается имам аль-Мазири (453 – 536 гг. х), и Кады Ияд сказал, что он — имам Африки и близлежащих земель Магриба; его шейх аз-Занки сказал о нём: «Он — шейх мутакаллимов пути приверженцев истины своего времени». Другой его шейх — Абу аль-Хаджадж ад-Дарир — сказал о нём: «Он был из тех, кто занимался наукой калям по методологии ашаритов и был крупным исследователем приверженцев сунны». Также известно, что имам Абу Бакр ибн аль-Араби (да помилует его Аллах) учился на Востоке и изучил у местных имамов науки каляма и основ веры, после чего привёз много книг в Магриб.

Глупость утверждения о том, что ашаритский мазхаб получил распространение мечом посредством Ибн Тумарта, становится ясна из того, что на этот мазхаб опиралась и династия Альморавидов, с которыми, как упоминается, воевал Ибн Тумарт и которых он обвинил в антропоморфизме. Указание на это имеется в фетвах Ибн Рушда-деда (450 – 520 гг. х): его спросили о пути аль-Ашари и учёных его школы, таких как аль-Бакылляни, Ибн Фурак, аль-Баджи и другие, а также о его позиции в отношении тех, кто обвинил этих учёных в ереси и неверии. Ответ Ибн Рушда ясно гласит, что упомянутые учёные — имамы прямого пути, помощники и защитники шариата, рассеявшие сомнения заблудших, религиозных отщепенцев и безбожников; он сказал, что обвиняющие их в нечестии обязательно должны быть наказаны. Ибн Рушд-дед, как известно, был крупным судьёй альморавидского государства.

Ашаритский мазхаб существовал там и получил распространение именно через знания — учёные приняли его, потому что он основан на правильных шариатских основах и на убеждённости в отсутствии у Аллаха каких-либо недостатков, потому что он далёк от застоя, чрезмерной строгости или размытости границ.

Я думаю, что упомянутого выше достаточно, чтобы установить ложность и глупость утверждения о том, что Ибн Тумарт является тем, кто проложил для ашаритской мысли путь в Магриб. Ибн Тумарт родился примерно в 480 году по хиджре, как сказано в некоторых исторических источниках, а имамы, чьи имена приведены выше, распространили мазхаб на землях Магриба до этого, как это сделал аль-Баджи, умерший в 474 году по хиджре, и Абу Имран аль-Фаси, умерший в 430 году по хиджре.

А Аллах мудрее и знает лучше.

Похожие материалы