Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 8. Ситуации, когда с человека спадает обязанность каффары. Условия действительности каффары.

В некоторых случаях обязанность каффары спадает с человека, который совершил действие, нарушающее пост и делающее каффару обязательной: 

  • Хайд и нифас. Если женщина нарушила пост и должна была совершить каффару, но в течение дня до времени солятуль-магриб у неё начался хайд, каффара перестаёт быть для неё обязательной. То же касается ситуации, если женщина до конца дня поста родила ребёнка и у неё начался нифас.
  • Болезнь. Если для человека стала обязательной каффара, но он в оставшуюся часть дня поста заболел, эта обязанность снимается с него (нужно будет только восполнить пост). При этом ставится условием, что болезнь настолько серьёзна, что человек имеет право по Шариату прервать пост, исключая случай, когда он вызвал эту болезнь сам[1]. Относительно человека, который утомил себя тяжёлой работой, в результате не смог продержаться до конца день поста и выпил воды, среди шейхов есть разногласие. Согласно самому сильному мнению в ханафитском мазхабе, на этом человеке лежит обязанность совершения каффары.
  • Относительно человека, который руководствовался предчувствием, что в этот день заболеет, что может начаться хайд (в случае женщины) или что он будет в этот день участвовать в джихаде с врагом, и нарушил пост, среди шейхов существует разногласие[2]. Согласно самому сильному мнению в мазхабе, каффара становится обязательной только для человека, который предчувствовал наступление болезни, и для женщины, которая предчувствовала хайд, однако для муджахида каффара обязанностью не становится, даже если сражения до конца дня не произошло.
  • Если человек нарушил пост и после этого выехал в путь[3], обязанность совершения каффары с него не спадает. То же касается ситуации, когда человека увезли насильно[4].

Что представляет из себя каффара

Если на человеке лежит обязанность совершения каффары, он должен: 

1. Отпустить здорового раба[5]. При этом не ставится условием, чтобы этот раб был верующим, потому что в хадисе Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отпусти раба», — без указания на то, что этот раб обязательно должен быть мусульманином. 

2. Пост в течение двух месяцев подряд. Если у человека нет раба или нет возможности его купить[6], на нём лежит обязанность держать пост два месяца подряд. При этом два месяца не должны выпадать на дни праздников[7]и дни ташрика[8], так как пост в эти дни запрещён. Если человек начал соблюдать пост в качестве каффары и до истечения двух месяцев нарушил пост, ему необходимо снова начать отсчёт двух месяцев (то есть, если человек прервал пост в один из дней, все предыдущие дни поста не засчитываются как каффара, и он должен снова поститься два месяца). При этом не имеет значения, почему был прерван пост — по уважительной причине или без неё. 

Пример: Человек начал соблюдать пост каффара, постился пять дней, а на шестой день нарушил пост. В этом случае дни, которые он постился, не засчитываются как каффара, и он должен начать соблюдать пост каффара с нуля. 

Если у женщины, которая соблюдает пост каффара, начался хайд или нифас, она должна сделать перерыв на период хайда или нифаса, а затем продолжить пост. Перерыв на хайд или нифас не влияет на непрерывность поста двух месяцев. То же касается случая совершения полового акта по забывчивости в дневное время — в этом случае начинать пост сначала не нужно[9]

3. Кормление 60-ти бедняков. Если человек не в состоянии поститься в течение двух месяцев по причине болезни, он должен накормить 60 бедняков. При этом не обязательно кормить 60 человек за один день. В ханафитском мазхабе в эту категорию входят люди, которым выплачивается закят — либо факир, который не владеет на день выдачи закята нисабом[10], либо мескин, у которого нет практически никакого имущества. Чтобы кормление бедняков было засчитано как каффара, оно должно отвечать определённым условиям:

  • Бедняка необходимо накормить дважды — обедом и ужином. Нельзя накормить 60 человек обедом, а затем другие 60 человек — ужином.
  • Дозволено распределить кормление одного человека на два дня. Например, если человек накормил одного бедняка обедом (или ужином) сегодня и завтра, это кормление будет засчитано ему как кормление одного человека.
  • Во время поста дозволено в качестве двух приёмов пищи кормить человека ужином и сухуром.
  • Дозволено кормить одного и того же человека 60 дней.
  • Бедняки должны быть мусульманами.
  • Обед и ужин должны быть настолько обильными и питательными, чтобы полностью насытить человека. Если человек кормит бедняка пшеничным хлебом, дозволено дать такой хлеб без соуса, но, если хлеб из ячменной муки, соус к нему обязателен, потому что ячменный хлеб более сухой и твёрже[11].
  • Бедняк, которого кормят, должен быть голоден. Если накормить уже сытого человека, такое кормление не будет действительным.
  • Дозволено, вместо непосредственного кормления человека, отдать ему продукты. Например, половину са[12]пшеницы, муки или пшеничной каши, либо полный са фиников, ячменя или изюма.
  • Дозволено отдать стоимость продуктов в денежном эквиваленте[13]. При этом нельзя отдать всю сумму за 60 раз единовременно.

Ситуации, когда человек совершил действие, за которое полагается каффара, несколько раз

Бывают случаи, когда человек совершает действие, за которое полагается каффара, более одного раза[14]. Возникает вопрос: должен ли он совершить каффару столько раз, сколько раз нарушил пост, или достаточно одной каффары? 

1. Если человек в течение одного месяца Рамадан несколько раз совершил действия, нарушающие пост и требующие совершения каффары, при этом не совершал каффару сразу же[15], он обязан совершить только одну каффару за всё. 

2. Если человек в Рамадан в дневное время, например, принял пищу и до следующего Рамадана каффару так и не совершил, а потом снова поел в Рамадан, то, согласно мнению имама Мухаммада, в данном случае человеку достаточно совершить одну каффару. При этом не имеет значения, какое именно действие человек совершил повторно (будь то половой акт, принятие пищи или питья и т. д.). Считается, что в качестве наказания для человека достаточно совершения только одной каффары. Однако шейх Абдуль-Джалиль Ата указывает на то, что следует различать между повторным приёмом пищи и повторным совершением полового акта. То есть, если человек совершил половой акт во время поста и, не совершив каффару, повторно совершил половой акт, он должен совершить две каффары, а если повторно принял пищу — то только одну. Это мнение является самым верным в мазхабе и относится к обоим описанным случаям.

[1] Например, если человек сам себя поранил, сам упал с горы или с крыши и т. п.

[2] Подразумевается, что до конца дня ни болезни, ни хайда, ни джихада не было.

[3] Стал мусафиром.

[4] Т. е. он стал мусафиром не по своей воле.

[5] У раба должны быть целыми руки и ноги, а также должны отсутствовать дефекты зрения и речи.

[6] Или рабство в целом не практикуется, как в наши дни.

[7] Идуль-Адха и Идуль-Фитр.

[8] Три дня после Идуль-Адха.

[9] Исключение составляет каффара зихар, когда мужчина обязан совершить каффару после того, как уподобил свою жену своей матери словами: «Ты подобна спине моей матери». В этом случае жена является запретной для мужа до тех пор, пока он не совершит каффару. Если муж совершит с женой половой акт до того, как закончит держать пост каффара в течение двух месяцев, ему нужно начинать пост сначала.

[10] Излишком имущества сверх основных нужд, эквивалентному 100 гр. золота или 700 гр. серебра.

[11] Пример приводится на основе арабских обычаев, когда хлеб едят, обмакивая его в соус либо масло.

[12] 1 са = примерно 4 кг.

[13] Например, стоимость половины са пшеницы и т. д.

[14] Имеется в виду повторение одного и того же действия: например, дважды за пост совершил половой акт или трижды за пост принял пищу в дневное время.

[15] В этом случае можно сразу после нарушения поста отпустить раба.

Похожие материалы