Чтение Суры аль-Фатиха в намазе. Мувасвас и ‘аджиз

Молитва того, кого одолевают сомнения (васвас), и того, кто не в состоянии правильно произносить [арабские] звуки (‘аджиз).

Вопрос:

Около месяца меня сильно мучают сомнения, правильно ли я произношу обязательные части намаза[1] и его желательных (сунна) частей. Но основная часть сомнений касается обязательного в намазе. У меня никогда не было учителя по таджвиду – такого учителя нет в нашей местности (да одарит Всевышний Аллах меня учителем) и нет средств на то, чтобы отправиться на его поиски. Я полагал, что смогу справиться этим сам, однако всё перешло в навязчивые сомнения.

Сомнения такие серьёзные, что я начинаю все свои молитвы в конце их времени, а не в начале (да простит меня Аллах).

Больше всего сомнения мучают меня в намазах Зухр и Аср, так как их читают про себя. Когда я читаю вслух, сомнения мучают меня меньше: звуки слышатся иначе, когда читаю про себя [и мне кажется, что я делаю ошибки], и чаще всего на один намаз у меня уходит 45 минут. Я каждый раз читаю Аль-Фатиху с навязчивыми сомнениями, повторяя по многу раз одни и те же слова (например: «…ихдина, ихдина, ихдина…» — и так много раз).

И так — до момента, с которого я продолжаю обычное чтение, пока не дойду до следующего момента, в котором меня мучают сомнения. Поэтому я прошу Вашего совета, как мне быть, пожалуйста, ответьте на вопрос как можно скорее. Большое Вам спасибо, и да благословит Вас Аллах, Субханаху ва Тааля. Амин.

 

Вся хвала Аллаху, салават Пророку, его роду и сподвижникам.

«А затем:

Задающий вопрос, несомненно, входит в число ‘аджиз ‘ан аль-кира’а — «слабый в кираате». Это тот, кто не может правильно произносить арабские звуки. И невозможность этого связана с неспособностью: либо с каким-то дефектом [речи], либо потому что он не является носителем арабского языка, либо — как в этом случае – из-за отсутствия знающих людей[2] [в этой местности], из-за чего такой человек не имеет возможности научиться фарз аль ‘айн в кираате[3] — правильному чтению суры Аль-Фатиха и ташаххуда.

Если дело в этом и причина не ТОЛЬКО в васвасе (навязчивые сомнения) – ‘аджиз имеет извиняющее оправдание (‘узр) человека, который медленно читает[4] в джамаат-намазе. Эти оправдания действительны, если тот, кто испытывает эти трудности, — новообратившийся мусульманин или даже мусульманин не из числа арабов. В таком случае он, однозначно, имеет право на послабление, так что даже если его чтение (кираат) неполноценно или не соответствует требованиям, это ему прощается.

Молитва ‘аджиза действительна только для него самого, и он может быть имамом только для тех, кто входит в категорию ‘аджиз или считает себя входящим в эту категорию, и ни для кого другого[5].

Поэтому такой человек не должен перечитывать[6] эту молитву, даже если в будущем он выйдет из категории ‘аджиз[7], так как его молитва уже была действительна до этого[8].

Если такое положение сохранится, я советую в Вашем частном случае[9] отказаться совершать намаз имамом, даже если джамаат состоит из таких же, как Вы[10] — так как в этом случае имамом предпочтительно быть человеку, совершающему намаз быстрее всех [в вашей группе]. Ведь, чем длиннее такая молитва, тем больше шансов, что она станет недействительной.

Однако, если молящийся повторял: «…ихдина, ихдина, ихдина, ихдина…» — намеренно и при этом не считал, что это его повторение – часть его чтения, в таком случае эта молитва становится недействительной.

Это понятно объяснил имам Ибн Хаджар, разыАллаху анху:

«Если тот, кого мучает васвас, намеренно повторяет «бис, бис, бис…», намереваясь прочитать суру Аль-Фатиха [этим повторением] – в таком случае молитва действительна, иначе – недействительна»[11].

То есть «бис» — это часть первого аята суры Аль-Фатиха, но «бис, бис, бис» – не часть Корана и не часть какого-либо зикра вне намаза. И если читающий не намеревался таким повторением прочитать суру Аль-Фатиха — его намаз становится недействительным. Если же он имел намерением этим повторением прочитать суру Аль-Фатиха – в таком случае его намаз действителен.

Что касается другого аспекта в Вашем вопросе – чтения вслух Корана или азкаров в намазах сирйя[12] – это считается лишь макрух. Но это при условии, что чтение вслух не мешает окружающим, будь они молящиеся или даже спящие[13]. Если же такое чтение мешает окружающим – оно харам, хотя сама молитва действительна.

Несмотря на всё вышесказанное, настоятельно необходимо отметить следующее. Даже если молитва того, кого мучает васвас, действительна, это одна из самых уродливых форм самообмана[14] и очень далека от пути Ихсана.

Вчитайтесь внимательно в то, что пишет имам аль-Газали, разыАллаху анху, ведь этого должно быть достаточно, чтобы мы зашевелились:

«Другая группа [обманывающих себя, как и те, что сильно сомневаются в своём намерении перед молитвой] – так же сбита с толку васвасом относительно правильного произношения[15] звуков суры Аль-Фатиха и других [обязательных] частей намаза [таких, как ташаххуд, который входит в число рукнов намаза].

Такой человек может принимать меры предосторожности – одну за другой – удваивая буквы, отличая букву ﺽ от ﻆ и исправляя свое произношение  во время всего намаза. И ничто больше его не беспокоит, и ни о чём он больше не думает, хотя в тоже время он небрежно относится к смыслу Корана, к его тайнам и к урокам, которые ему следовало бы извлечь из него.

Это одна из самых уродливых форм самообмана, поскольку от человека во время чтения Корана не требуется более тщательное произнесение звуков, чем при простой речи [по-арабски вне молитвы]. Такие люди подобны тому, кто обращается с речью, на которой присутствует правитель. И выступающий [подчиняясь приказу правителя] читает речь согласно протоколу [выступлений перед правителем] тщательно произнося каждую букву, снова и снова повторяя её много раз [каждый раз ,когда читающий недоволен своим произношением]. И во время этого выступающий забывает о цели своего выступления и [что еще хуже, забыл] о достоинстве, с которым он должен выступать перед собранием. Как правильно задержать такого человека и отправить в приют для душевнобольных, объявив его сумасшедшим»[16].

Хвала Аллаху, по крайней мере, Вы не сомневаетесь в намерении перед молитвой! Яд, который питает Ваш васвас, – страх, что Ваша молитва станет недействительной из-а Вашего «неправильного» чтения.

Противоядие для этого – следующее правило:

Ошибка в чтении суры Аль-Фатиха приводит к нарушению намаза:

   1. Если ошибка была совершена намеренно и при этом
   2. Если она меняет смысл суры Аль-Фатиха.

Позиция му’тамад[17] в шафиитском мазхабе такова:

Если ошибка совершена намеренно, но она не меняет смысла суры Аль-Фатиха (например, «на’бИду» вместо «на’бУду» или «сУрат вместо «сИрат» и подобные этому»), молитва действительна, хотя намеренное совершение такой ошибки – харам. И только если читающий намеренно совершает ошибку и при этом меняется смысл Аль-Фатихи – лишь в этом случае его намаз недействителен и ему записывается грех (за ошибку)[18].

Уверен, что, когда Вы думаете, что совершили ошибку в чтении Корана, эта ошибка не была намеренной. И уяснив это, можно разрушить карточный домик шайтана: вы можете совершить ошибку намеренно лишь в том случае, когда знаете, как читать правильно и как — неправильно. Но ведь вы сами сказали, что не обладаете знаниями («У меня никогда не было учителя по таджвиду»). Если Вас никогда не обучали таджвиду – на каком основании Вы сомневаетесь в собственном чтении?

На какой стандарт [чтения] Вы опираетесь, когда считаете Ваше чтение неверным? Конечно же, Вы ни на что не опираетесь – ведь у Вас нет этих знаний.

На самом деле, именно недостаток у Вас знаний (из-за чего Вы и попадаете в группу ‘аджиз) – это главный источник Ваших проблем и причина васваса.

Это происходит по той причине, что мы становимся наиболее уязвимыми для ухищрений шайтана, который сильней всего действует на каждого по отдельности и на каждого, кто заблудился [в пути]. И лишь когда у человека появляются знания, он обретает уверенность (якин), которая делает сомнения невозможными. Это становится ясно после изучения одного из пяти шариатских принципов, на которых (как сказано) и построен наш мазхаб: «Сомнение не устраняет уверенность».

Вам следует получить знания таджвида (в медресе) , чтобы читать Аль-Фатиху и ташаххуд без ошибок. Для этого нужно просто найти человека, который умеет правильно их читать, чтобы он сел и прочитал их с Вами.

Мы советуем Вам немедленно начать поиски учителя (или хотя бы продолжать иметь цель в сердце найти его, даже если это лишь пассивный поиск в виде надежды его найти), чтобы он научил Вас фарзу аль-‘айн из Корана – а это, по сути, только сура Аль-Фатиха – и также чтению ташаххуда.

Такой человек не обязательно должен быть профессионально обученным чтецом или иметь иджазу[19] на преподавание Корана. Вы можете полагаться на ваше мнение (иджтихад занни) в этом вопросе и выбрать учителем любого человека, если уверены, что он лучше Вас знает правила чтения (кираат) (особенно полезным будет найти имама какой-нибудь мечети или учителя, либо любого, кто обладает знаниями). Иджтихад занни в этом случае можно сравнить с иджтихадом при определении Киблы (иджтихад аль-кибля). Вы делаете всё, что зависит от Вас, делаете максимально возможное для получения знаний[20]. А Аллах не требует от нас невозможного:

«Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для неё»[21].

Даже если в будущем у Вас станет больше знаний и Вы поймёте, что Ваше чтение [Аль-Фатихи и ташаххуда] было полностью неверным – даже в этом случае – согласно правилам, упомянутым выше, Вы не обязаны перечитывать Ваши намазы, поскольку человек несёт ответственность в той степени, в какой он имел возможность получить знания.

Условия, описанные Вами: «…нет ни одного [учителя] в местности, где я живу и у меня нет средств на его поиск…» – создают впечатление, что вы живёте в изолированной от всех деревне, или посреди джунглей, или вообще где-то в пустыне.

Если вы не живете ни в одном из перечисленных мест, и если в вашей местности каждую неделю проводится джума (предположим наличие минимум 40 человек, проживающих в Вашем насёленном пункте), и если там, где вы живете, есть мечеть, нет сомнения в том, что Вы обязаны (ваджиб) научиться [обязательному] у того, кого Вы посчитали более знающим, чем Вы. Например, это может быть имам в Вашей местности – даже если его чтение Вам кажется некрасивым или Вы считаете, что он совершает ошибки в чтении. Помните, что как в фикхе, так и в кираате тоже есть мазхабы, и в этом – милость для Уммы.

Ведь больной не может лечить других, а оценивать другого может лишь тот, кто получил соответствующие знания. И если выяснится, что какой-то человек имел возможность исправить своё чтение Аль-Фатихи и ташаххуда и знал о такой возможности, но не сделал этого, для него такое непростительно[22] – поскольку он уже имел такую возможность в прошлом и не сделал этого.

И если там, где Вы живете, действительно нет мечети и на самом деле нет никого в Вашей общине, к кому Вы могли бы обратиться, так как вы живёте далеко от джамаата мусульман – то есть если Вы живете на острове, подобному острову Оксфорд, тогда Вы убедили меня посетить Вас.

Да удалит Аллах преграду, мешающую принятие вашей просьбы, и да поднимет завесу, чтобы Вы могли сдержать проклятого шайтана с его проклятыми ухищрениями от причинения Вам вреда и боли!

Дорогой вопрошающий – постарайтесь читать последнюю суру Корана хотя бы раз в день и каждый раз перед её чтением, произнесите эти слова:

«А’узу бикалиматилляхи ттамати мин ‘азабихи ва ‘икабихи ва шарри ‘ибадихи ва мин хамазати шшатани ва ан ядуруна»

[я прибегаю к защите совершенными словами Аллаха от Его гнева, и Его наказания, и зла Его рабов, и ухищрений шайтана, и от того, чтобы они были в моих мыслях]

«а’узу билляхи ссами’иль-‘алими мина ш-шайтани р-раджим мин хамзихи ва нафкихи ва нафзихи»

«Я прибегаю к защите Аллаха, Слышащего и Знающего, от проклятого шайтана и от его наущений, его гордыни и его сладких речей».

И после этого, начиная с «бисмиллях» [прочтите последнюю суру].

И да принесет это пользу.

Нуждающийся в защите,

Мухаммад аль Афифи аль-Акити.

Оксфорд, 16 Рабби Сани, 1425-й год по хиджре (05.06.2004)».

Избранная библиография:

1. Ба’ляви, Абдуррахман, Бугьят аль-Мустаршидин фи Талхис фатава ба’д аль-Мутааххирин, Булак, 1309-й год по хиджре.
2. Аль-Газали, Ихья ‘Улюм ад-Дин, Под редакцией Ахмада Бадави Табанах, в 4-х томах, Каир, Дар аль-Ихья кутуб аль-‘Арабийя, 1957-й год.
3. Ибн Хаджар, Фатава аль-Кубра аль-Фикхийя. В 4-х томах, Булак, 1309-й год по хиджре.
4. Ибн Хаджар, Аль-Манхадж аль-Кавим Шарх ‘аля аль-Мукаддима аль-Хазрамийя фи фикх ас-садат шафи’ия, Саййид Бафадль аль-Хазрами, Булак, 1305-й год по хиджре.
5. Навави аль-Джави, Нихаят аз-Зайн фи иршад аль-Мубтади’ин Шарх ‘аля Куррат аль-‘айн би мухиммат ад-Дин, имам аль-Маллибари, Каир, Мустафа аль-Баби аль-Халаби, 1938.

[1] Речь идёт о суре Аль-Фатиха и ташаххуде (ат-тахийят), без чтения которых намаз недействителен.

[2] Бу’д ‘ан аль-‘уляма’.

[3] Личная обязанность каждого мусульманина в кираате.

[4] Бати’ аль-кира’а.

[5] Навави аль-Джави, Нихая, стр. 61.

[6] Однако это не относится к случаю, когда нет возможности полноценно совершить намаз, но он совершается вовремя, даже если его шуруты не выполнены из-за уважения ко времени намаза (салят ли-хурмат аль-вакт). Затем, при первой же возможности, такую молитву необходимо совершить заново.

[7] Т. е. он научится правильно читать или перестанет соответствовать условиям, при которых его можно причислить к категории ‘аджиз.

[8] До того, как он вышел из категории ‘аджиз.

[9] Это совет шейха Афифи мусульманину, непосредственно задающему вопрос.

[10] Т. е из тех, кто входит в число ‘аджиз и совершает намаз медленно.

[11] Ба’ляви, «Бугьят аль-Мустаршидин», стр. 41. Текст оригинала: Ибн Хаджар, Фатава, том 1, стр 164.

[12] Намазы «сирийя» – намазы, в которых суры Корана читают не вслух, т. е. Зухр и Аср.

[13] Ибн Хаджар, Манхадж аль-Кавим, стр. 60.

[14] Акба анва’ аль-гъурур.

[15] Махаридж.

[16] Ихья ‘Улюм ад-Дин, том 3, сс. 398-390.

[17] Т. е. самая верная позиция, на которой сошлось большинство учёных.

[18] Навави аль-Джави, Нихаят, стр. 61.

[19] Разрешение от живого учителя на преподавание той или иной шариатской науки.

[20] Акса тахсиль аль-‘ильм.

[21] Сура Аль-Бакара, аят 286.

[22] Т. е. у него нет шариатского оправдания такого поведения.

Похожие материалы