Что выводит из Ислама?

Ридда — это отступление от Ислама. Чтобы человек после совершения действий, которые выводят из Ислама, считался вероотступником (муртадд), он обязательно должен быть разумным и совершеннолетним и не должен совершать действия, относящиеся к куфру (неверию), по принуждению. Если человека под страхом смерти или угрожая повреждением жизненно важных органов, заставили отступить от Ислама, он не считается муртаддом (так как в этот момент действовал не по своей воле) при условии, что он сохранял веру в сердце.

В вопросах вероотступничества нет разницы между мужчиной и женщиной — при произнесении слов неверия (куфр) или совершении деяний неверия, женщина становится вероотступницей так же, как и мужчина.

Человек может впасть в неверие, осознанно имея намерение на это, через совершение действий, которые в Шариате классифицируются как выводящие из Ислама, либо через произнесение по собственной воле (не под страхом смерти) слов, которые, с точки зрения Шариата, являются неверием, даже если он при этом сохраняет в сердце веру и не исповедует свои слова. Человек выходит из Ислама, если произнёс слова неверия, принижающие религию Ислам или те или иные её положения, либо если он исповедует подобные убеждения сердцем. Человек впадает в неверие, если до него довели истину по какому-либо вопросу, но он отрицает её по причине высокомерия или гордыни.

Если человек произнёс слова неверия в состоянии алкогольного опьянения, он становится вероотступником. При этом ставится условием, что опьянение не было настолько сильным, что человек утратил способность разумно мыслить, а также то, что человек сам ввёл себя в такое состояние, то есть его не напоили алкоголем насильно.

Далее будут приведены примеры убеждений и деяний, которые делают из мусульманина неверного.

Убеждения и действия, которые выводят человека из Ислама

У человека есть внутренняя решимость отступить от Ислама — он имеет намерение оставить Ислам в будущем или при каких-то условиях. Например, человек внутренне говорит себе, что впадёт в неверие, если не исполнится какое-либо его желание или если в дом зайдёт определённый человек. Он впадает в неверие в тот самый момент, когда в его сердце созрело подобное решение.

Человек исповедует вечность этого мира, как, например, считали греческие философы и так называемые «мусульманские» философы. Человек отрицает какой-то из атрибутов Всевышнего Аллаха или какое-либо положении религии, относительно которого есть единогласие ученых. Например, отступил от Ислама тот, кто отрицает, что у Всевышнего Аллаха есть Знание (аль-Ильм) или Сила (аль-Кудра). Вера в то, что Всевышний Аллах имеет только общее знание о всех вещах, но не знает подробностей. Подобные убеждения имели философы, например, Ибн Рушд.

Является неверием приписывать Всевышнему Аллаху качества, которые невозможны для Него. Например, описывать Всевышнего Аллаха цветом, приписывать Ему немощь, усталость, верить, что Аллах может бояться, что у Него может быть жена или дети (как исповедуют христиане) и т. п. Человек, который приписывает Всевышнему Аллаху подобные недостатки, не является мусульманином.

Земной поклон (суджуд) солнцу или какой-то другой сотворённой вещи. Совершение земного поклона идолу или солнцу является неверием, даже если человек не имел в сердце намерения, направленного на поклонение данным вещам. Однако это условие (наличие намерения на поклонение) нужно учитывать, когда речь идет о земном поклоне человеку, например, султану или шейху. Таким образом, если совершивший земной поклон человеку не имел в виду поклонение, но сделал это в виде приветствия, например, то он не впадает в неверие, хотя и совершает тем самым запретное действие, впадая в большой грех.

Среди мусульман существует единогласие относительно того, что мусульманин, который совершил действие, свойственное именно неверным, впадает в неверие и больше не считается мусульманином. Например, человек, который надел на себя одежду, свойственную именно для христиан (например, монашескую рясу), или крест и пошёл вместе с христианами в церковь. В данном случае человек впадает в неверие, хотя заходить в церковь само по себе мусульманам не запрещено.

Человек впадает в неверие, если выбросил в качестве мусора или бросил в нечистое место листок бумаги, на котором написано имя Аллаха, Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, аяты из Корана, хадисы или какие-либо положения исламского права (фикх). То же относится к человеку, который измазал нечистотой мечеть, чтобы таким образом проявить своё пренебрежение к ней.

Выражение сомнения относительно пророчества, о котором достоверно известно и насчёт которого существует единогласие среди мусульман. Например, сомнение в пророчестве Адама, мир ему.

Сомнение в том, что Всевышний Аллах ниспослал Писания, относительно которых есть единогласие среди мусульман. Например, человек сомневается в том, что Всевышний Аллах ниспослал Тору, Забур, Инджиль или свитки Ибрагима.

Человек выходит из Ислама, если назвал неверными всех сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Отрицание существование Мекки или Каабы, а также произнесение в отношении них слов, которые не подобают величию этих святынь.

Запрещено уничижительно высказывать и проявлять пренебрежение в отношении обрядов Ислама, известных всем мусульманам. Например, человек впадает в неверие, если пренебрежительно отозвался о хадже, намазе или посте.

Если человек считает законным делом в Шариате взятие налога с населения каким-либо правителем, он впадает в неверие. Отрицание той или иной известной Сунны в Исламе. Например, человек, который отрицает праздничную молитву (салятуль-Ид), впадает в неверие.

Дозволять запрещённое Аллахом. Например, если человек дозволяет совершение молитвы без предварительного совершения омовения и утверждает, что такая молитва будет действительна[1]. То же касается человека, который дозволил нанесение обиды без права на то мусульманам или зиммиям (христианам или иудеям, которые живут на территории мусульман и находятся под их покровительством).

Запрещать разрешённое Всевышним Аллахом. Например, если человек объявил запретной торговлю или заключение брака.

Человек впадает в неверие, если приписал Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, такое качество, как «чернота», потому что данное качество не относится к характеристикам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. То же касается человека, который говорит, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер до того, как отпустил бороду, что он не относится к племени Курейш или не является арабом.

Считать, что после Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который является печатью пророков (последним пророком), будут ещё пророки (подобные убеждения имеют последователи секты «ахмадия»).

Высокомерное произнесение фразы со смыслом: «Не знаю, жил ли Пророк в Мекке… в Медине он умер или нет…».

Не является мусульманином человек, который верит, что степени пророчества можно достичь посредством поклонения или аскетизма[2].

Верить, что вали может быть в чём-то лучше пророков, мир им (например, в поклонении).

Если человек утверждает, что получает откровение через ангела, при этом не являясь пророком, он впадает в неверие.

Человек говорит, что у него уже при жизни есть опыт пребывания в Раю (то есть утверждает, что уже побывал в Раю в буквальном смысле, до того, как умер).

Порицание или критика в адрес какого-либо пророка, ангела или произнесение слов, в которых содержится оскорбление (или уничижительное отношение) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или ангелов, каких-либо их характеристик или действий.

Человеку сказали: «Оближи пальцы после еды, ведь это Сунна твоего Пророка», — а он ответил, что это действие вызывает у него отвращение. Данное действие рассматривается в Шариате как неверие, потому что содержит в себе принижение Сунны.

Человек приписал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, или ангелу качества или деяния, которые не подобают их статусу и умаляют их достоинство.

Человек приписал Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, качества, которыми он не описан, которые не достойны его. Например, сюда относится утверждение востоковедов о том, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было присуще такое качество, как сладострастие. Мусульманин, который говорит подобное в отношении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, впадает в неверие.

Человек высказался о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, с иронией или уничижением. Для того, чтобы впасть в неверие, достаточно даже намёка на это.

Человек впадает в неверие, если проявляет довольство неверием другого человека. Например, если мусульманин сказал кому-то, чтобы тот не принимал Ислам по каким-то причинам. После произнесения подобных слов человек впадает в неверие.

Если немусульманин попросил мусульманина, чтобы тот научил его свидетельству (шахада), или спросил, что нужно сделать, чтобы принять Ислам, мусульманину обязательно ответить ему в тот же момент и научить его шахаде. Если мусульманин, например, в ответ говорит, что сейчас ему нужно уйти, но потом он вернётся и расскажет, что сделать для принятия Ислама, или отвлекается на телефонный звонок и т. п., он впадает в неверие.

Человек сделал дуа или имеет желание, чтобы Всевышний Аллах не одарил кого-либо из немусульман верой. В данном случае желание, чтобы какой-то человек не принял Ислам, указывает на довольство мусульманина чьим-то неверием, поэтому он сам становится неверным. То же относится к словам: «Пусть Всевышний Аллах утвердит этого человека в неверии» (сделает его ещё более убеждённым в своих заблуждениях).

Человек сделал дуа или пожелал, чтобы другой мусульманин оставил Ислам. Человек впадает в неверие в данном случае потому, что выразил довольство в отношении неверия другого человека.

Мусульманин обратился к другому мусульманину словами: «о неверный!» — при этом зная, что этот человек — мусульманин.

Человек посмеялся над какими-либо повелениями или запретами Всевышнего Аллаха либо уничижительно отозвался о них.

Произнесение фразы со смыслом: «Если бы Всевышний Аллах приказал мне… , я бы никогда этого не сделал».

Слова: «Если Всевышний Аллах введёт меня в Рай, я никогда не войду в этот Рай». Подразумевается, что этими словами человек проявил пренебрежение и гордыню.

Если человек тяжело болен и говорит слова со смыслом: «Если Всевышний Аллах накажет меня за то, что я оставил молитву в таком состоянии, Он будет несправедлив», — этот человек впадает в неверие. Например, человека мучают боли, но при этом у него достаточно сил, чтобы совершить молитву (хотя это и будет тяжело). Кто-то побуждает его молиться, потому что его болезнь позволяет это делать, но этот человек отвечает, что молиться он не будет, а если Всевышний Аллах накажет его за это, то это означает, что Бог несправедлив. Такой человек впадает в неверие.

Человек говорит, что не принял бы свидетельство (например, против себя), даже если бы оно было от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или ангела.

Человек подверг сомнению какое-либо положение религии, которое подтверждено Кораном или достоверной Сунной. Например, человек не поверил, что совершение пятикратного намаза — это повеление от Бога.

Кто-то попросил человека произнести: «Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха», — или подобные этим слова, а человек ответил, что эти слова не принесут ему никакой пользы.

Человек, проходя мимо минарета и услышав азан, сказал, что муадзин, призывающий на молитву, лжёт, или уподобил его голос звуку христианского колокола.

Человек пренебрежительно высказался о призыве на молитву — азане.

Человек произнёс слова: «Бисмиллях…» — перед тем как совершить какое-либо запретное действие, например, перед тем, как выпить вино[3].

Человек с пренебрежением или чувством гордыни говорит, что не боится Судного дня. Но если человек говорит эти слова, подразумевая, что не будет наказан, если будет соблюдать Шариат и поклоняться Всевышнему Аллаху, эти слова не являются неверием, потому что в намерении такого человека нет пренебрежения и гордыни.

Человек предпочитает эту жизнь (дунья) будущей жизни (ахирату) и просит у Всевышнего Аллаха, чтобы Он дал ему, вместо Рая, счастье в этой жизни.

Человек надел на себя одеяние шейха, чтобы насмешить людей, тем самым умаляя достоинство учёного и проявляя пренебрежение к ученым. Например, актёр, который надевает на себя одежду, которую обычно носят ученые, и смешит тем самым людей, впадает в неверие.

Человек сказал, что тарелка какой-либо пищи лучше, чем получение шариатских знаний. Например, человека позвали на занятие по фикху, а он ответил: «Лучше бы ты предложил мне съесть тарелку фасоли», — такой человек впадает в неверие.

Человек имеет желание впасть в неверие, а потом снова стать мусульманином из-за каких-то приходящих благ этой жизни. Например, если человеку предложили отказаться от Ислама в обмен на какие-либо блага этого мира и он решился внутренне сделать это. Такой человек впадает в неверие, даже если имел намерение потом снова принять Ислам.

Человек желает, чтобы прелюбодеяние (или другой грех, например, ростовщичество) было в Исламе дозволенным.

Человек считает какой-то из запретов Всевышнего Аллаха несправедливостью. Например, если неверные люди утверждают, что свинина — это очень вкусное и нежное мясо, и мусульманин говорит, что Всевышний Аллах несправедливо сделал свинину запретной в Исламе, он впадает в неверие.

Человек надел на себя тот или иной атрибут либо предмет одежды, свойственный представителям другой религии. При этом ставится условием, что человек сделал это в качестве проявления устремления к этой религии.

Произнесение слов: «Иудеи (или представители любой другой конфессии) лучше, чем мусульмане».

Произнесение слов, в которых содержится поношение или пренебрежение в отношении религии Ислам.

Человек чихнул, ему сказали: «ЙархамукаЛлах» (да помилует тебя Аллах), — а он ответил, чтобы таких слов ему не говорили, подразумевая, что он не нуждается в том, чтобы его помиловал Всевышний Аллах, и что он выше того, чтобы ему говорили подобные слова, благодаря своему положению в обществе.

У человека спросили, что такое иман в Исламе, а он, зная ответ, отказывается отвечать из гордыни. Подразумевается, что он при этом проявляется пренебрежение к религии.

Произнесение мужем в отношении жены (или наоборот) слов: «Я люблю тебя больше, чем Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует».

Отрицание того, что Абу Бакр ас-Сыддык, да будет доволен им Аллах, был сподвижником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Данные слова являются неверием, потому что представляют собой отрицание аята Корана[4].

Обвинение Айши, да будет доволен ею Аллах, в прелюбодеянии. Непричастность Айши, да будет доволен ею Аллах, к этому греху закреплена в Коране в суре «Ан-Нур», поэтому обвинение в прелюбодеянии в данном случае приравнивается к отрицанию истинности Корана.

Произнесение слов: «Я — Аллах». Человек впадает в неверие, даже если произнёс эти слова в шутку, привёл им какое-то аллегорическое толкование или не считает себя Богом на самом деле.

Отрицание тех или иных обязательных обрядов Ислама. Например, отрицание молитвы, поста, хаджа или джихада.

Если человек считает, что на определённой стадии духовного совершенства обязанности Шариата спадают с него, в его неверии нет сомнений. Подобные убеждения были у некоторых людей, причисляющих себя к суфиям (которые, естественно, таковыми не являются).

Человек говорит: «Я не знаю, есть в Исламе какие-то обряды или нет…» Подразумевается, что человек отрицает обязательные обряды.

Произнесение фразы со смыслом: «Я уже устал от молитвы (зикра и т. д.), с меня хватит. Надоело». Человек впадает в неверие в данном случае, потому что проявил уничижительное отношение к предписаниям Ислама.

Пренебрежительное высказывание относительно мук Ада или места, где будут собраны люди в Судный день. То же относится к другим высказываниям, в которых человек утверждает, что не боится Ада по каким-то причинам, например, потому что там он будет вместе со своими родственниками или потому что есть мнение, что муки Ада со временем становятся приятными для человека. Также впадает в неверие человек, который считает, что Всевышний Аллах не способен сделать Ад страшным для него.

Человек, совершив тот или иной грех, говорит, что не сделал ничего дурного. Например, человек совершил прелюбодеяние и говорит фразу со смыслом: «Ничего в этом страшного нет».

Человека позвали на собрание, где люди изучают шариатские науки, а он в ответ произнёс: «Что я буду там делать?» — подразумевая, что есть дела поважнее, чем изучение Шариата. 

Человек высказал проклятие в адрес всех шейхов и ученых.

Человек с пренебрежением или из чувства гордыни бросил на землю листок с фетвой учёного.

Произнесение фразы со смыслом: «Да, что этот Шариат… Никакой пользы от него» (и человек при этом считает, что Шариат не имеет большого значения для жизни мусульманина, но есть мирские дела, в которых для него гораздо больше пользы).

Пренебрежительное отношение к учёным Ислама. Например, если человек сказал фразу со следующим смыслом: «Да, что этот учёный… Нет в его знаниях для меня никакой пользы!»

Вера в то, что Рух (дух) предвечен наряду с Аллахом.

Убеждение со следующим смыслом: «Если проявится господство (рубубия), нет больше нужды в поклонении». Это убеждение подобно описанному ранее: человеку, который достиг определённого духовного уровня, можно не соблюдать Шариат. Данное убеждение, без сомнения, является неверием.

Является неверием верить в то, что человек (или любое другое творение) может слиться с Аллахом. Утверждение, что твои личные качества стали подобны атрибутам Всевышнего Аллаха. Утверждение, что ты в состоянии бодрствования воочию видел в этой жизни Всевышнего Аллаха.

Человек утверждает, что Всевышний Аллах в буквальном смысле разговаривает с ним напрямую без посредников, при этом не являясь пророком.

Вера в то, что Всевышний Аллах может представать в каком-то материальном образе — в образе сотворённой вещи.

Человек заявляет, что Всевышний Аллах снял с него обязанности Шариата (молитву, пост, закят и т. д.). Человек призывает другого оставить «внешнее» поклонение (например, такие деяния, как молитва, пост) и последовать за «внутренним» (то есть за тайным знанием — ильмуль-батын). Сюда относятся призывы некоторых еретиков «оставить скорлупу Шариата» и последовать за внутренним, тайным знанием. Разделение между внешним и внутренним знанием в Исламе запрещено — такие убеждения являются неверием.

Человек утверждает, что исполнение запретных песен является частью религии. То же касается человека, который утверждает, что прослушивание или исполнение песен (даже если это касыда с дозволенным смыслом) влияет на сердце человека лучше или больше, чем слушание или чтение Корана. В данном случае человек впадает в неверие, потому что ставит сотворённую речь выше Корана — Речи Аллаха.

Убеждение, что человек может познать Аллаха, не исполняя предписания Шариата (молитву, пост и так далее). Мусульманам запрещено восхищаться и уважительно относиться к монахам и другим категориям людей, которые пытаются приблизиться к Аллаху не посредством соблюдения Его Шариата.

Человек заявляет, что дождь пошёл из-за автономного влияния на погоду той или иной звезды (то есть не по Воле Всевышнего Аллаха).

Человек впадает в неверие, если воплотил в жизнь хотя бы одно из перечисленных выше действий или исповедует хотя бы одно из описанных убеждений.

Последствия вероотступничества

Если мужчина отступил от Ислама и при этом состоял в законном браке, согласно шафиитскому мазхабу, брак сразу не расторгается. Человеку даётся возможность покаяться и снова принять Ислам до истечения срока идда. Если он примет Ислам только после истечения срока идда, он обязан снова заключить брак. При этом ставится условием, что между ним и его женой до того, как он отступил от Ислама, произошёл половой акт. Если полового акта между ним и женой не было, брак автоматически расторгается. Если этот мужчина снова примет Ислам, он должен будет повторно заключить брак.

Животное, которое забил вероотступник, является запретным. Брак (никях), который заключает вероотступник, не действителен, даже если он заключил никах с вероотступницей. Вероотступник теряет право владеть собственностью и теряет право наследовать. Вероотступничество делает прошлые благие дела человека тщетными.

Человек, который умер в состоянии вероотступничества, навечно будет в Аду. Когда такой человек умирает, его не омывают, не совершают по нему погребальный намаз и не хоронят на мусульманском кладбище.

Вероотступничество хуже, чем неверие человека, который никогда не был мусульманином. Христиане и иудеи могут жить на территории мусульман, если выплачивают джизью, и при определённых условиях продолжать соблюдать свою религию. Однако оставлять в состоянии вероотступничества человека, который был мусульманином, нельзя. Если вероотступник не покается и не вернётся в Ислам, ему полагается наказание в виде смертной казни[5].

От вероотступника обязательно нужно потребовать покаяние. Существует разногласие относительно того, сколько дней даётся на это, — есть мнение, что месяц, есть мнение, что три дня, есть мнение, что один час. Некоторые учёные, в том числе Хасан аль-Басри, сказали, что вероотступника нужно казнить, не давая ему времени на раздумья и покаяние. Тем не менее, согласно мнению большинства (джумхур), требовать покаяния нужно.

Согласно шафиитскому мазхабу, если человек покаялся и вновь принял Ислам, произнеся два свидетельства единобожия (шахада), мусульмане принимают его как верующего, даже если он был из числа еретиков (зындык)[6]. К данной категории относится, например, человек, который считает, что все религии истинны.

Если человек отказывается покаяться, его наказывают смертной казнью. Если человек покаялся, к нему возвращается право на собственность. Имущество того, кто отказался снова принять Ислам, отходит в казну мусульман, и награда за совершённое им поклонение аннулируется.

 Обвинение в неверии (такфир)

Обвинение в неверии является сложным делом. Перед тем как вынести решение о неверии (сделать заключение о том, что человек больше не является мусульманином), муфтий должен проявлять предельную осторожность, изучая все детали каждой конкретной ситуации. Если к словам, которые высказал человек, можно законно применить толкование, согласно правилам языка, следует сделать это. Но существуют действия и слова, к которым невозможно применить законное толкование[7]. Основа мусульманина — это вера (иман), а неверие (куфр) — это нечто возможное. Правило Шариата гласит, что 100% уверенность не аннулируется сомнением. Если в неверии человека есть сомнение, следует держаться основы, а основа в данном случае — это Ислам человека. Если к словам или поступкам невозможно применить законное толкование, муфтий обязан вынести решение о неверии такого человека.

[1] Согласно шафиитскому мазхабу, ставится условием, чтобы человек в сердце стал считать запретное дозволенным — только тогда он впадает в неверие. Но в ханафитском мазхабе считается, что человек впадает в неверие в результате самого факта совершения молитвы без омовения при условии, что он знает, что такая молитва не принимается. При этом не имеет значения, считает он это действие дозволенным по Шариату или нет.

[2]Согласно исламскмому вероубеждению, пророков выбирает Всевышний Аллах по Своей Мудрости, эту степень невозможно заслужить.

[3] Согласно шафиитскому мазхабу, в данном случае, чтобы действие считалось неверием, ставится условием, чтобы человек произносил эти слова с намерением явить пренебрежение к запрету Всевышнего Аллаха, но в ханафитском мазхабе данное действие является неверием само по себе, независимо от намерения.

[4] Сура «Ат-Тауба», аят 40.

[5] В шариатском государстве.

[6] Хотя есть мнение, которое передаётся от имама Малика, что таких людей сразу казнят, не принимая от них покаяния.

[7] Например, к словам: «Я — Аллах», — нельзя применить аллегорическое толкование.

Похожие материалы