Что запрещено во время хайда и нифаса

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том. Мы начинаем публикацию конспектов уроков по женскому фикху согласно шафиитскому мазхабу. Уроки ведет устаза Марьям Башар.
 
Краткая справка об устазе Марьям Башар
 
Устаза Марьям получила знания по шафиитскому фикху в результате многих лет обучения у шафиитских ученых – лично и онлайн. Она изучила «Хашия аль Баджури» и «Фатх аль-аллям» (а также другие работы) у доктора Ахмеда Хасана. Она получила диплом специалиста по фикху в Международном Исламском Университете Малайзии. Она продолжает увеличивать свои знания по фикху по урокам великих сирийских ученых: шейха Рушди аль-Каляма и шейха Хасана Хиту. Сейчас она изучает «Ат-Такрират ас-садида филь-масаиль аль-муфида» с автором книги – шейхом Мухаммадом Умаром аль-Кафом.
 
* * *
 
ИншаАллах, мы будем публиковать конспекты урок за уроком. Здесь нет добавлений из других источников – исключительно слова и разъяснения устазы.
 
Примечание:
 
Братья! Мы понимаем, что эти темы вам менее близки, чем сестрам, ведь это чисто женские вопросы. Однако часть этих знаний относится к вам непосредственно (например, касательно взаимоотношений мужчины и женщины в период менструации), а часть – опосредованно, ведь у вас есть (или могут появиться) жены и дочери. Поэтому мы обращаем ваше внимание на эти уроки, ведь, изучив «женский фикх», вы сможете передать свои знания женам, дочерям и, возможно, сестрам, матерям и другим родственницам женского пола, если у них возникнут вопросы по этой теме.
 
Что запрещено во время хайда и нифаса
 
Женщине в состоянии менструации (хайд) и послеродового очищения (нифас) запрещено все то, что запрещено человеку в малом осквернении, а также то, что запрещено человеку в состоянии джанаба (то есть в состоянии большого осквернения), и еще шесть вещей. Это можно представить в виде следующей схемы.
 
Далее мы перечислим запреты во всех этих трех состояниях.
Что запрещено без малого омовения:

1) Молитва. Это включает в себя:

· Все намазы, обязательные и желательные.
· Саджда аш-шукр (земной поклон благодарности) и саджда ат-тилява (земной поклон чтения Корана).
· Намаз аль-джаназа (похоронный намаз). Он упоминается отдельно, потому что некоторые могут решить, что он не подпадает под запрет, так как это необычный намаз, ведь в нем нет поклонов.
 
2) Пятничная проповедь (хутба). Это касается только мужчин, но мы упоминаем ее, поскольку перечисляем общие запреты касательно малого осквернения.
 
3) Обход (таваф) вокруг Каабы.
 
4) Прикосновение к мусхафу Корана или его ношение.
 
· Что считать мусхафом.
 
В данном шариатском решении мусхафом Корана считается любой документ, где написаны аяты: обычный мусхаф, Коран с не очень большим толкованием (тафсиром), фотокопия, лист бумаги с аятом, доска (в некоторых местностях люди пишут на доске, когда дети учат Коран). Все вышеперечисленное считается мусхафом, если аятов больше 50-ти процентов.
 
Исключение! Сюда не относятся декоративные таблички, магниты на холодильник с аятом аль-Курси – потому что это не для обучения, а для бараката. То же относится к небольшим карточкам, которые носят в кошельках и т. п. для табаррука, то есть получения благодати, бараката. Однако если эти таблички и карточки используются для обучения, а не табаррука, то к ним относится правило насчет мусхафа, то есть без омовения их нельзя касаться и переносить.
 
Что касается ношения мусхафа, то его можно перенести в сумке как часть багажа, когда твоя основная цель – нести сумку, а не сам Коран. Но если ты боишься за Коран (например, если ты оставишь его тут лежать, то его порвут или испачкают), то разрешается брать его без малого омовения.
 
· Может ли ребенок брать в руки мусхаф?
 
Маленькие дети, которые не проявляют к Корану уважения, не могут трогать Коран (до возраста различения – тамйиза – который обычно наступает примерно в 7 лет). После наступления этого возраста ребенку можно брать в руки Коран, причем ему не обязательно делать для этого малое омовение (причина этого в том, что требовать каждый раз совершения омовения от ребенка – это трудно для него).

Что запрещено в состоянии джанаба (большого осквернения), а также женщине, у которой прошли «сухие роды» (то есть после родов нет кровотечения – нифаса):

Запрещено все вышеперечисленное (1-4) плюс:
 
5) Чтение (кыраат) Корана.
 
· Нельзя читать Коран вслух. Вслух – это когда человек слышит сам себя в обычной ситуации. Здесь обычная ситуация – это нормальный уровень шума. Если работает отбойный молоток – это слишком сильный шум: даже если ты себя не слышишь, то это все равно считается. Можно смотреть на страницы мусхафа (не касаясь), читать в сердце, двигать языком (артикулировать) без звука.
 
· В качестве мольбы (дуа) можно читать вслух. Например, читаешь аят аль-Курси с намерением на поминание Аллаха (зикр) и защиту. Можно прочитать так весь Коран, по одному из мнений. По другому мнению, так можно читать только то, что имеет смысл дуа. Первое решение (что можно прочитать так весь Коран) подходит для тех, кто делает хифз (то есть учит Коран наизусть) или преподает: ты просто делаешь такое намерение – на зикр – и читаешь Коран. Но более безопасно – не читать, и тем, кто не делает хифз и не преподает, лучше воздержаться от чтения Корана в этот период. Но оба мнения действительны и дозволены! Представьте, 60 дней после родов не повторять Коран для хафиза! Это тяжело. Однако награда за такое чтение также будет как за зикр, а не как за чтение Корана.
 
6) Пребывание в мечети.
 
Нельзя оставаться в мечети, если нет крайней необходимости. В том числе нельзя приходить в мечеть, чтобы послушать проповедь или урок.
 
Примечание: в наше время такого нет, но во времена халифата, когда была истинная справедливость, люди, например, могли ждать в мечети решения муфтия, в том числе и немусульмане. Они могли входить в мечеть – в том числе и в состоянии джанаба, – чтобы получить решение муфтия, кадия (шариатского судьи), однако они могли войти лишь в случае, если у них было разрешение (поручительство) совершеннолетнего мусульманина – любого пола.
Что запрещено во время менструации (хайд) и послеродового очищения (нифас):
Запрещено все вышеперечисленное (1-6) плюс:
 
7) Очищение от малого осквернения.
 
Нельзя делать малое омовение (и большое) с целью очищения от хадаса — осквернения. Это именно запрещено (харам). Женщина не может очиститься от малого осквернения во время хайда.
 
8) Прохождение через мечеть.
 
  • Запрещено (харам) проходить через мечеть, если человек боится ее загрязнить ее.
  • Если женщина не может загрязнить мечеть, то проходить через нее в этом состоянии для нее нежелательно (макрух).
  • Однако, если есть нужда пройти сквозь мечеть и женщина не может загрязнить ее, то тут есть разногласие между учеными. Одни говорят, что это нежелательно (макрух); другие – что нежелательности нет. В целом, это правило относится ко всем видам нечистот – крови, моче и т. п.: если вы боитесь загрязнить мечеть, то нельзя проходить через мечеть без нужды. Что значит в данном контексте нужда? Допустим, если мечеть построена так, что ты не попадешь в нужное тебе место (например, рынок), не пройдя через нее.
9) Пост, как обязательный, так и желательный.
 
Запрещено поститься, и после окончания менструации или послеродового очищения надо восполнить пропущенные посты. Если менструация началась в день поста, то этот день поста не действителен и его надо восполнить, причем даже если менструация началась за мгновение до вечернего (магриб) намаза. Если же хайд завершился за секунду до наступления утреннего (фаджр) намаза и женщина не успела сделать гусль, то она все равно постится, потому что состояние джанаба (большого осквернения) не препятствует посту.
 
10) Половой акт.
 
Интимная близость (половой акт) запрещена даже через преграду между органами мужчины и женщины, например, через презерватив. Это большой грех для мужчины – совершить половой акт с женой во время ее менструации, если он знает о запрете. И ему следует отдать динар в качестве милостыни (садака), если кровь была сильная, и половину динара, если кровь шла слабо.
Когда менструация закончилась, перед половым актом обязательно сделать полное омовение (гусль).
 
Когда у жены месячные, ее можно обнимать и целовать — на это нет запрета.
 
11) Непосредственный контакт с кожей между пупком и коленями (что выше и что ниже – разрешено).
 
Насчет этого пункта есть разногласия в определении. Иногда это формулируют как получение удовольствия от того, что между пупком и коленями. В чем разница? Согласно первому определению (запрещен непосредственный контакт), можно смотреть на эти части тела и касаться их через преграду (например, одежду). А если считать, что запрещено получать удовольствие от того, что между пупком и коленями, то нельзя даже смотреть со страстью на эти части тела (и уж тем более со страстью касаться их через преграду), зато можно смотреть и даже касаться без страсти. Устаза явно предпочитает первое мнение — то есть что запрещен только непосредственный контакт с кожей этой области.
 
12) Мужчине запрещено давать жене развод. Однако женщина может выкупить себя в этот период (есть такой вид расторжения брака по Шариату).
 
Дополнение
 
Есть нежелательные (макрух) действия в состоянии большого осквернения (джанаба):
 
1) Есть и пить.
 
2) Спать без малого омовения (в состоянии джанаба можно делать малое омовение, в отличие от состояния хайда и нифаса).
 
3) Половой акт, если человек перед ним не помыл половые органы. Но только если это не убьет страсть. Сейчас много искушений, не надо рисковать благополучием интимной жизни: если вы понимаете, что если вы уйдете в ванную, то особая близость будет утеряна, можно никуда не уходить. 
Похожие материалы