Доказательства дозволенности тавассуля и истигасы. Часть 3

Достоверно, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, прибегали к посредничеству (тавассуль) через Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в трудностях и обращались к нему, говоря: «О Посланник Аллаха!» И вот доказательства:

  1. Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, приводит хадис от Абдуллаха ибн Динара, который сказал: «Я слышал, как Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, декламировал стихи Абу Талиба: «Чистый, посредством него просят дождь, товарищ сирот и защита для вдов»».

То что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, продекламировал стихи Абу Талиба, указывает на его посредничество (тавассуль) Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Это есть явный текст, который не имеет другого значения.

  1. Привел аль-Байхаки, да смилуется над ним Аллах, в книге «Даляиль ан-Нубувват» (6/140-142) по различным путям: от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «К Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел бедуин и сказал: «О Посланник Аллаха, мы пришли к тебе, и у нас нет стонущего верблюда и кричащего ребенка, и продекламировал:

«Мы пришли к тебе, в то время как молодая ранит кормящуюся с ней,

И мать ребенка бросила дитя, занявшись другим.

Ребенок, успокоившись, отбросил ладони из-за голода, он слаб так, что не проходит и не оставляет.

У нас нет ничего, чтобы ели люди, кроме колоквинта и низкосортного сорняка.

Нет у нас бегства кроме как к тебе. Куда бежать людям кроме как к посланникам».

Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал, поднялся на минбар, поднял свои руки к небу и сказал: «О Аллах, даруй нам дождь спасительный, утоляющий жажду, обильный, сильный, скорый, полезный, не приносящий вреда, наполняющий вымя, выводящий посевы, оживляющий землю после ее смерти».

Клянусь Аллахом, не успел он опустить руки, как в небе появились тучи».

В конце хадиса говорится: «Посланник Аллаха рассмеялся так, что показались зубы и сказал: «Как хорош был Абу Талиб, если бы он был жив, он бы обрадовался. Кто продекламирует нам его слова?» Тогда встал Али ибн Абу Талиб и сказал: «О Посланник Аллаха! Ты как будто имеешь в виду:

«Чистый, посредством него просят дождь, товарищ сирот и защита вдов. У него спасаются все погибающие из хашимитов и они у него в милости и благодеянии».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал в «Фатх аль-Бари» (2/425), что хотя иснад[1] этого хадиса Анаса и слабый, но он годится для следования ему.

  1. Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, приводит, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, пожаловался Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что он забывает то, что слышит из хадисов и сказал: «О Посланник Аллаха, я слышу от тебя много хадисов и забываю, но не хочу забывать их». Пророк сказал ему: «Расстели свой плащ», – и он расстелил его и своей благородной рукой бросил в плащ воздух, т.е. взмахнул им, как будто бросает его, и затем сказал: «Сверни его», –  он свернул его». Абу Хурайра сказал, что после этого он ничего не забывал».
  2. Также аль-Бухари в главе об испрашивании дождя приводит: «Один бедуин обратился к нему, когда тот делал хутбу на пятничной молитве и сказал: «О Посланник Аллаха, погибло имущество и отрезаны пути, попроси Аллаха даровать нам дождь». Он попросил, и пошел дождь до следующей пятницы».
  3. Хасан ибн Сабит обратился к нему и описал его как опору, на которую опираются и защиту, к которой прибегают и сказал:

«О, опора опирающегося, и защита спасающегося, и защищающий просящих защиту!

О тот, кого Аллах избрал для своих творений и одарил чистым нравом!

Ты – пророк и лучший из потомков Адама, о тот, кто щедр, как разлившееся море.

Микаил с тобой и Джибриль, они оба помощь тебе для твоей победы от Всемогущего и Могучего».

(См. «Аль-Исаба», 1/264 и «Ар-Равзуль-Умф», 2/91).

  1. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, у Аллаха есть творения, созданные им для нужд людей, и к которым люди прибегают в своих нуждах, и им не угрожает наказание Аллаха». Передал ат-Табарани с хорошим иснадом.

Посмотрите на его слова: «К ним прибегают люди в своих нуждах». Он не причислил их к многобожникам и даже к согрешившим.

Если скажут: «Это было дозволено при его жизни, но не после его перехода в загробную».

Ответ:

  1. Тот, кто скажет, что какое-либо творение обладает силой воздействия, прекращающейся с ее переходом в мир иной, является многобожником, потому что ни одно творение не обладает самостоятельной силой воздействия и не является самодостаточным. Их сила и мощь исходят от Всевышнего Аллаха, и Он руками своих творений при их земной жизни проводит предопределенное. Также обстоит дело и в переходной (барзах[2]) и вечной жизни.

Если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или кто-либо другой обладал силой воздействия при жизни, как кажется некоторым недальновидным, то можно было бы считать действительным его отсутствие после его смерти, и тогда можно было бы и взывать к нему лишь при жизни. Если же он не обладает силой воздействия при земной жизни, то он также не обладает им и при переходе в переходную жизнь (барзах). Всевышний Аллах, Который своей силой и мощью творил добро посредством него (Пророка ﷺ) при его земной жизни, Он же Тот, Кто окажет добро посредством него и после его смерти. Кто посмел ограничить Аллаха и обязал Его позволять своим рабам исполнять что-либо при жизни, но запрещать после смерти? Кто ограничил Аллаха и обязал Его давать своим рабам исполнять что-либо при жизни и запрещать после смерти?

Тавассуль – действие, дозволенность которого решена в нормах чистого Шариата и которое практиковалось при его жизни, и не отменяется с его смертью, так же как не меняются остальные нормы Шариата. Человек не должен, и не имеет права говорить: «Дозволяется ли омовение после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?» или «Дозволяется ли намаз после смерти Пророка?». И вопрос «Дозволяется ли тавассуль после смерти Пророка?», подобен предыдущим, потому что все это – шариатские нормы, основанные на доказательствах и практикуемые при его жизни и после нее.

Если кто-либо задает такой вопрос или рассматривает эти нормы по разному, т.е. отличает их друг от друга, дозволяет одни и запрещает другие, это свидетельствует о его невежестве в Шариате и в его основах, и его не нужно принимать во внимание после установления доводов против него.

  1. Тот, кто считает, что совершенства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, уменьшаются при его переходе из этого мира в барзах, тот ошибается. Это может даже привести к неверию, если он скажет, что он теряет атрибуты пророчества и посланничества в барзахе, потому что все совершенства, которые подтвердил ему Всевышний Аллах в Своем Писании или те, о которых поведал он сам, свойственны ему ввиду того, что он является пророком и посланником, и он не лишается этих атрибутов в барзахе.

Все совершенства, свойственные ему, он не лишается их, и человек нашей эпохи, когда принимает Ислам, говорит: «Я свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха». Он не говорит: «Я свидетельствую, что Мухаммад был посланником Аллаха», также он говорит в ташаххуде в намазе: «Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и его благодать». Он не говорит: «Мир тебе о тот, кто был пророком при жизни,  и не является им после смерти».

Мухаммад – пророк Аллаха и Его посланник, он был и не перестает им быть, и все совершенства и милости, которые наличествуют в нем по причине того, что он пророк и посланник при жизни, не покидают его и после смерти, так как он не перестает быть пророком и посланником.

Наш Господь Всевышний сказал: «Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее» (сура «Ад-Духа», аят 4). Так же установлено от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Могила — это первая из стоянок вечной жизни». Передал ат-Тирмизи. Это проясняет нам то, что состояние, в котором он находится в могиле лучше для него, чем то состояние, в котором он был в этой жизни.

Достоверные хадисы и единогласное мнение ученых (иджма`) удостоверяют, что пророки и другие живы в своих могилах. Вот некоторые из таких хадисов:

  1. В хадисе, переданном от Анаса, да будет доволен им Аллах, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пророки живы в своих могилах, и молятся». Этот хадис передал Абу Я`ла в своем «Муснад» с достоверным иснадом[3].
  2. В другом хадисе, переданном от Анаса говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В ночь, когда меня вознесли, я прошел мимо Мусы около красного песчаного холма, он стоял в своей могиле и молился». Передал Муслим.
  3. В хадисе переданном от Абдуллаха ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, у Всевышнего Аллаха есть ангелы, которые шествуют по земле и доставляют мне приветствие от моей уммы». Хадис передали ан-Насаи, Ахмад и аль-Хаким, посчитав его достоверным, а также ад-Дарими, аль-Байхаки в «аш-Шу`аб», аль-Баззар и Ибн Хиббан в своем «Сахих».
  4. От Авса ибн Авса, да будет доволен им Аллах, передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшие из ваших дней пятница, в пятницу был создан Адам и в пятницу он был умерщвлен, в пятницу дунут в Рог и творения будут умерщвлены криком. По чаще благословляйте меня в пятницу, ибо ваше благословение представляют мне. Они спросили: «Как тебе могут представить наши благословения, ведь ты истлеешь, будешь съеден землей?». Он ответил: «Воистину, Аллах запретил земле есть тела пророков». Передали Абу Давуд, Ахмад, ан-Насаи, Ибн Маджа, ад-Дарими, аль-Байхаки.
  5. В хадисе переданном от Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Моя жизнь для вас полезна: вы говорите, и я говорю с вами. И моя смерть тоже полезна для вас, ибо показываются мне ваши деяния, и если я вижу благо, я восхваляю за это Аллаха, а если вижу плохое, я прошу для вас прощения грехов». Хафиз аль-Ираки сказал об этом хадисе в «Тарх Тасриб» (3/292), что его иснад приемлемый. Аль-Хайсами сказал в «Маджмау аз-Заваид» (9/24): «Его передал аль-Баззар и его передатчики такие же, как у достоверного сборника Бухари». Также его посчитал достоверным ас-Суюти в «Хасаис» (2/281) в выведении хадисов «Шифа».

У выдающегося ученого, шейха, господина Абдуллаха ибн Сиддык аль-Гумари аль-Хасани, да смилуется над ним Аллах, имеется напечатанный, изданный труд, комментирующий этот хадис, который называется «Нихаят аль-амаль фи шарх ва тасхих хадис `арз аль-амаль».

На это указывают и слова Всевышнего: «Скажи: «Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие». (сура «ат-Тауба», аят 105)

  1. В хадисе, переданном от Анаса, да будет доволен им Аллах, сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ваши деяния выставляются перед вашими покойными родственниками и родом, и если они будут хорошими, те радуются, а если же нет, то они просят: «О Аллах, не умерщвляй их, пока не наставишь, как Ты наставил нас»». Этот хадис передал Ахмад, и его пути передачи усиливают друг друга. См. в книге «аль-Фатх ар-рабани тартиб аль-муснад» (7/89).
  2. От Аишы, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Я входила в мой дом, в котором были захоронены Посланник Аллаха и мой отец, и я снимала (верхнюю) одежду, говоря: «Ведь это мой муж и отец», а когда рядом с ними захоронили Умара, клянусь Аллахом, я не входила туда, кроме как закутавшись, стесняясь Умара». Передал имам Ахмад. Хафиз аль-Хайсами в «Маджму аз-Заваид» (8/26) сказал, что его передатчики такие же, как у достоверных. Также его передал аль-Хаким и посчитал его достоверным, а аз-Захаби с ним согласился.
  3. Саид ибн аль-Мусайаб, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я увидел себя в первые ночи месяца и в мечети Посланника Аллаха не было никого кроме меня, и всякий раз при наступлении времени молитвы я слышал азан из могилы». Передал Абу Нуайм с достоверным иснадом.
  4. От Джубейра, он сказал: «Я, клянусь Аллахом, кроме которого нет божества, положил в могильную нишу Сабита аль-Бунани и вместе со мной был Хумайд ат-Тавиль, и когда мы сравняли над ним необожженные кирпичи, один из кирпичей упал, и я увидел его в могиле молящимся». Передал Абу Нуайм с хорошим иснадом.
  5. От Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, передают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-либо из вас опекает своего брата (усопшего брата по вере), то заворачивайте в хороший саван». Передал ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

Шейх Ибн аль-Кайим, да смилуется над ним Аллах, говорит в своей книге «Ар-Рух», передавая от Абу Абдуллаха аль-Куртуби: «От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, достоверно то, что земля не поглощает тела пророков, и что Пророк встречался в Ночь Вознесения с пророками в Иерусалиме и на небесах. Также от него достоверно, что всякий раз, когда мусульманин приветствует его, к нему возвращается душа, чтобы ответить на приветствие. Из всего этого следует вывод, что смерть пророков — это их удаление от нас таким образом, чтобы мы не постигали их, хотя они и живы. Это, то положение, в котором пребывают ангелы: они есть, они живы, но мы не видим их».

Священный Коран указывает на то, что пророки бывают, живы после их перехода в вечную жизнь. Аллах сказал: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (сура «Аль-Имран, аят 169).

Этот аят указывает на то, что пророки живут и после смерти, потому что они больше заслуживают этого, чем шахиды, также он указывает на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жив и после смерти, ввиду того, что значение слов данного аята общее, а Аллах даровал ему и степень пророка и степень шахида.          Автор произведения «Назм аль-мутанасир мин аль-Хадис аль-мутаватир»[4] упоминает, что то, что пророки живут после смерти в могилах относится к той категории знаний, которые подтверждаются многими источниками.

[1] Цепочка передатчиков хадиса.

[2] Барзах — место, где пребывают души умерших до дня Суда. Мир «барзаха» — это начало следующей жизни, которая следует вслед за земной. Души, покинувшие тела, пребывают там в блаженстве или страданиях до назначенного времени всеобщего Воскресения.

[3] Данное сообщение от Анаса ибн Малика привел также имам аль-Байхаки. Имам аль-Мунави в книге «Шархуль джаами’ aс-сагир» утверждает: «Передатчики данного сообщения – заслуживающие доверия, и аль-Байхаки назвал этот хадис достоверным».

[4] Автор этой книги маликитский ученый, шейх Мухаммад ибн Джафар аль-Каттани аль-Хасани аль-Фаси — 1275-1345 гг. по хиджре/1857 -1927 гг. по милади.

Похожие материалы