Фетва имама аль-Ираки о посещении могил праведников

У имама, хафиза Абу Зурра аль-Ираки[1] (762–826 гг. х.) спросили о тех, кто посещает могилы праведников и говорит у могилы одного из них: «О мой господин, я прошу у тебя защиты», или: «Ты — моё средство достижения того-то», или: «Я прошу у тебя, чтобы со мной случилось то-то», или: «О Господь, прошу тебя посредством положения этого человека (его святости или его благих дел), чтобы мне было сделано то-то и то-то», являются ли эти выражения хорошими или плохими. Или, возможно, некоторые из них хорошие, а другие плохие? Что говорили праведные предшественники, посещая могилы праведников? Если человек скажет у могилы праведника: «О мой господин, если со мной случится то-то, то я принесу тебе такую-то вещь», — обязан он выполнить обещание или нет?

Имам Абу Зурра аль-Ираки ответил:

«Посещение могил мужчинами желательно, а посещение могил праведников ещё желательнее, и у их могил надлежит взывать к Аллаху с мольбой, потому что такое место обладает достоинством и почётом из-за захоронения там праведника, а ответ на мольбу, с которой человек воззвал к Аллаху в почётном месте, более вероятен. Среди жителей Багдада было широко известно, что на мольбу у могилы Маруфа аль-Кархи даётся ответ и что его могила — проверенное средство. Это относилось и к могилам многих других праведников. Стоит добавить, что тот, кто возносит мольбу в таких местах, должен сделать это после поклонения, а именно — посещения могилы и чтения Корана, если он прочитал его так, как это обычно и происходит; и это даёт большую вероятность получения ответа.

Нет запрета на тавассуль через праведников, ведь тавассуль передаётся через Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и праведников, и это не является особенностью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), так как Аллах дарует это, кому пожелает, но это его благодать, перешедшая к ним. Умар делал тавассуль через Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), и смерть праведника не является препятствием для тавассуля, потому что смерть коснулась лишь тела, однако душа жива, и в преданиях говорится о возможности периодического воссоединения души с телом после смерти, если того пожелает Аллах.

Что касается его слов: «Я прошу у тебя, чтобы у меня произошло то-то», — то это порицаемо, потому что просят лишь у Всевышнего Аллаха. Тавассуль посредством благих дел или тех, кто их совершал, не порицается, ведь божественные дары Аллаха своим приближенным рабам не прерываются с их смертью. Праведные предшественники, посещая могилы, говорили то, чему их обучил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Мир вам, обитель верующих людей…», — и так далее, но можно прочитать и другое дуа. Что же касается слов: «Когда у меня случится то-то, я приду к тебе с тем-то», — то, если они не были сопровождены формулировкой, указывающей на обязательство или обет, то человек не обязан ничего выполнять; если же они были сопряжены с обетом, и человек собирался дать милостыню беднякам, находящимся у его могилы, или пожертвовать средства на постройку его могилы, если в этом есть нужда, то обет обязательно следует выполнить. Если же человек желал передать имущество самому мёртвому, то эти слова не имеют силы и ни к чему его не обязывают, а Аллаху известно лучше». («Фатава аль-Ираки», с. 166)

 

[1] Имам, хафиз Абу Зурра Валиюддин Ахмад ибн Абдурахим аль-Ираки – шафиитский учёный, хадисовед, специалист по усулю, сын известного хафиза Абдурахима аль-Ираки.

Похожие материалы