Фетва имама ас-Суюти о законности мавлида

Имам, хафиз Джалалуддин Абуль-Фадль Абдуррахман ибн Абу Бакр ас-Суюти аш-Шафии (849–911 гг. х) сказал в своей фетве о мавлиде «Хуснуль макъсид фи амалиль мавлид»:

بسم الله الرحمن الرحيم

الحمد لله وسلام على عباده الذين اصطفى، وبعد، فقد وقع السؤال عن عمل المولد النبوي في شهر ربيع الأول، ما حكمه من حيث الشرع؟ وهل هو محمود أو مذموم؟ وهل يثاب فاعله أو لا؟

С именем Аллаха Милостивого, Милующего.

Хвала Аллаху и мир Его рабам, которых Он избрал. Далее…

Пришёл вопрос относительно проведения мавлида Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в месяце Раби уль-Авваль: каково шариатское постановление относительно этого? Похвально это или порицаемо? Будет ли вознаграждён тот, кто совершает его?

الجواب: عندي أن أصل عمل المولد الذي هو اجتماع الناس وقراءة ما تيسر من القرآن ورواية الأخبار الواردة في مبدأ أمر النبي صلى الله عليه وسلم وما وقع في مولده من الآيات، ثم يمد لهم سماط يأكلونه وينصرفون من غير زيادة على ذلك – هو من البدع الحسنة التي يثاب عليها صاحبها لما فيه من تعظيم قدر النبي صلى الله عليه وسلم وإظهار الفرح والاستبشار بمولده الشريف، وأول من أحدث فعل ذلك صاحب إربل الملك المظفر أبو سعيد كوكبري بن زين الدين علي بن بكتكين، أحد الملوك الأمجاد والكبراء الأجواد، وكان له آثار حسنة، وهو الذي عمر الجامع المظفري بسفح قاسيون، قال ابن كثير في تاريخه: كان يعمل المولد الشريف في ربيع الأول ويحتفل به احتفالا هائلا، وكان شهما شجاعا بطلا عاقلا عالما عادلا، رحمه الله وأكرم مثواه، قال: وقد صنف له الشيخ أبو الخطاب ابن دحية مجلدا في المولد النبوي سماه (التنوير في مولد البشير النذير) ، فأجازه على ذلك بألف دينار، وقد طالت مدته في الملك إلى أن مات وهو محاصر للفرنج بمدينة عكا سنة ثلاثين وستمائة، محمود السيرة والسريرة.

Ответ: по моему мнению, основа мавлида, который представляет собой собрание людей, чтение Корана, повествование о знаменательных событиях, произошедших на рассвете пророческой миссии Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и о знамениях, которые можно было наблюдать в ночь его рождения, накрытие столов (без излишеств), за которыми люди едят, а затем уходят – относится к благим новшеством, за которое человек будет вознаграждён, так как в этом заключается возвеличивание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), проявление радости по случаю дня его благословенного рождения.

Первый, кто стал отмечать этот день – правитель Эрбиля[1] Аль-Музаффар Абу Саид Кукбури ибн Зайнуддин Али ибн Бактакин[2] – один из славных царей, великих и щедрых личностей, оставивших после себя хорошие воспоминания. Он оживил мечеть аль-Музаффари на склоне горы Касиюн.

Ибн Касир[3] сказал в своём труде «Тарих»: «Он проводил благословенный мавлид в месяц Раби уль-Авваль и устраивал пышное торжество. Сам он был доблестным, отважным храбрецом, разумным справедливым учёным, да помилует его Аллах и окажет почёт его местопребыванию. Шейх Абуль-Хатаба ибн Дихьйа[4] составил целый том про мавлид в честь Пророка (да благословит его Аллах и приветстует) и назвал его «Ат-Танвир фи мавлид аль-башир ан-назир», за что тот вознаградил его тысячей динаров. Его правление длилось до самой его кончины, которая пришла к нему, когда он держал в осаде европейцев в городе Акко[5] в 630 году. Его жизнь и его смерть достойны похвалы».

وقال سبط ابن الجوزي في مرآة الزمان: حكى بعض من حضر سماط المظفر في بعض الموالد أنه عد في ذلك السماط خمسة آلاف رأس غنم شوي وعشرة آلاف دجاجة ومائة فرس ومائة ألف زبدية وثلاثين ألف صحن حلوى، قال: وكان ينحصر عنده في المولد أعيان العلماء والصوفية، فيخلع عليهم ويطلق لهم، ويعمل للصوفية سماعا من الظهر إلى الفجر، ويرقص بنفسه معهم، وكان يصرف على المولد في كل سنة ثلاثمائة ألف دينار، وكانت له دار ضيافة للوافدين من أي جهة على أي صفة، فكان يصرف على هذه الدار في كل سنة مائة ألف دينار، وكان يستفك من الفرنج في كل سنة أسارى بمائتي ألف دينار، وكان يصرف على الحرمين والمياه بدرب الحجاز في كل سنة ثلاثين ألف دينار، هذا كله سوى صدقات السر، وحكت زوجته ربيعة خاتون بنت أيوب أخت الملك الناصر صلاح الدين أن قميصه كان من كرباس غليظ لا يساوي خمسة دراهم، قالت: فعاتبته في ذلك، فقال: لبسي ثوبا بخمسة وأتصدق بالباقي خير من أن ألبس ثوبا مثمنا وأدع الفقير والمسكين.

Сибт ибн аль-Джаузи[6] сказал в труде «Миръат аз-заман»: «Те, кто присутствовал на некоторых мавлидах и видел застолья аль-Музаффара, рассказывали, что они насчитали на столах пять тысяч голов скота в зажаренном виде, двадцать тысяч кур, сто коней, сто тысяч фруктов, тридцать тысяч блюд сладостей. На его мавлидах собирались самые знатные учёные и суфии, которых он награждал и одарял. Он устраивал для суфиев слушания (песнопения) с полудня и до рассвета и танцевал вместе с ними. Каждый год он тратил триста тысяч динаров на проведение мавлидов. У него был гостеприимный двор для приёма делегаций со всего света, на который он ежегодно тратил 100 тысяч динаров. Он каждый год выкупал у европейцев пленных на сумму в 200 тысяч динаров. Также он тратил на две святыни и воду на тропе в Хиджазе ежегодно по 30 тысяч динаров. Это всё не считая скрытой милостыни. Его жена Рабиа Хатун, дочь Аюба, сестра правителя Ан-Насыра Салахуддина, рассказывала, что его рубашка была из толстой хлопковой ткани и не стоила даже пяти дирхамов. Она рассказывала: “Я осуждала его за это, а он отвечал: “Одеваться на пять дирхамов и отдавать в качестве милостыни остальное лучше, чем носить дорогую одежду и не помогать беднякам и нищим””».

وقال ابن خلكان في ترجمة الحافظ أبي الخطاب بن دحية: كان من أعيان العلماء ومشاهير الفضلاء، قدم من المغرب، فدخل الشام والعراق واجتاز بإربل سنة أربع وستمائة، فوجد ملكها المعظم مظفر الدين بن زين الدين يعتني بالمولد النبوي، فعمل له كتاب التنوير في مولد البشير النذير، وقرأه عليه بنفسه، فأجازه بألف دينار، قال: وقد سمعناه على السلطان في ستة مجالس في سنة خمس وعشرين وستمائة. انتهى.

Ибн Халликан[7] сказал в биографии хафиза Абуль-Хатаба ибн Дихьйа: «Он был из знатных учёных и известных, уважаемых людей. Он прибыл в Шам и Ирак из Магриба и, проезжая через Эрбиль в 604 году, встретил великого правителя Музаффараддина ибн Зайнуддина, который заботился о проведении мавлидов. Он написал для него книгу “Ат-Танвир фи мавлид аль-башир ан-назир” и сам прочитал её ему, за что (Музаффар) наградил его тысячей динаров. Он (Абуль-Хатаб) прочитал эту книгу правителю в течение шести лекций в 625 году».

وقد ادعى الشيخ تاج الدين عمر بن علي اللخمي السكندري المشهور بالفاكهاني من متأخري المالكية أن عمل المولد بدعة مذمومة، وألف في ذلك كتابا سماه: (المورد في الكلام على عمل المولد) ، وأنا أسوقه هنا برمته وأتكلم عليه حرفا حرفا. قال رحمه الله: الحمد لله الذي هدانا لاتباع سيد المرسلين، وأيدنا بالهداية إلى دعائم الدين ويسر لنا اقتفاء أثر السلف الصالحين، حتى امتلأت قلوبنا بأنوار علم الشرع وقواطع الحق المبين، وطهر سرائرنا من حدث الحوادث والابتداع في الدين، أحمده على ما من به من أنوار اليقين، وأشكره على ما أسداه من التمسك بالحبل المتين، وأشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له وأن محمدا عبده ورسوله سيد الأولين والآخرين، صلى الله عليه وعلى آله وأصحابه وأزواجه الطاهرات أمهات المؤمنين صلاة دائمة إلى يوم الدين.

Шейх Таджуддин Умар ибн Али аль-Ляхми ас-Сакандари, известный как аль-Факихани[8], был одним из поздних маликитов и утверждал, что проведение мавлида является порицаемым новшеством. Он составил по этой теме послание под названием «Аль-Маурид фи аль-калям аля амали аль-маулид». Я приведу его здесь полностью и разберу его буква за буквой.

Он (да помилует его Аллах) пишет: «Хвала Аллаху, который привёл нас к следованию господину посланников, поддержал нас наставлением на путь основ религии, облегчил нам совершение деяний праведных предшественников, да так, что наши сердца наполнились светом шариатских наук и неоспоримых доводов ясной истины, и очистил наши души от новшеств и нововведений в религии. Его я восхваляю за то, что Он облагодетельствовал нас светом убеждённости, и благодарю за то, что помог придерживаться крепкой верви, свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, и что Мухаммад Его раб и посланник, господин первых и последних, да благословит его Аллах и приветствует, его семью, его сподвижников и его пречистых жён – матерей правоверных, вечно, до дня воздаяния.

أما بعد، فإنه تكرر سؤال جماعة من المباركين عن الاجتماع الذي يعمله بعض الناس في شهر ربيع الأول، ويسمونه المولد، هل له أصل في الشرع أو هو بدعة وحدث في الدين؟ وقصدوا الجواب عن ذلك مبينا والإيضاح عنه معينا، فقلت وبالله التوفيق: لا أعلم لهذا المولد أصلا في كتاب ولا سنة، ولا ينقل عمله عن أحد من علماء الأمة الذين هم القدوة في الدين المتمسكون بآثار المتقدمين، بل هو بدعة أحدثها البطالون وشهوة نفس اعتنى بها الأكالون، بدليل أنا إذا أدرنا عليه الأحكام الخمسة قلنا: إما أن يكون واجبا أو مندوبا أو مباحا أو مكروها أو محرما، وليس بواجب إجماعا ولا مندوبا؛ لأن حقيقة المندوب ما طلبه الشرع من غير ذم على تركه، وهذا لم يأذن فيه الشرع ولا فعله الصحابة ولا التابعون المتدينون فيما علمت، وهذا جوابي عنه بين يدي الله تعالى إن عنه سئلت، ولا جائز أن يكون مباحا؛ لأن الابتداع في الدين ليس مباحا بإجماع المسلمين، فلم يبق إلا أن يكون مكروها أو حراما، وحينئذ يكون الكلام فيه في فصلين، والتفرقة بين حالين:

Далее… Повторяется вопрос от группы благословенных людей о собрании, которое устраивают некоторые люди в месяц Раби уль-Авваль и называют мавлидом – есть ли у этого деяния обоснование в шариате, или же это нововведение в религии? Они хотят получить ясный ответ и разъяснение, которое поможет им (разобраться).

Я отвечу, а помощь от Аллаха: насколько я знаю, у практики совершения мавлида нет обоснования в Коране и Сунне, и насчёт этого ничего не передаётся ни от одного из имамов, которые являются образцом соблюдения религии и придерживаются преданий ранних учёных. Это является новшеством, которое выдумали дурные люди, и влечением души, к которому тяготеют обжоры. Доказательством этому является то, что если мы взглянем на это через призму пяти шариатских постановлений, то оно либо будет обязательным, либо желательным, либо дозволенным, либо нежелательным, либо запретным.

Мавлид не является единогласно обязательным и не является желательным, потому что суть желательности – в том, чего требует шариат, не осуждая за несовершение этого, а это действие не разрешено шариатом, и его не совершали сподвижники или табиины, насколько я знаю. Это мой ответ перед Всевышним Аллахом.

Также не является это разрешённым, потому что нововведение в религии не является единогласно дозволенным среди мусульман, и не остаётся ничего, кроме как сказать, что это либо нежелательно, либо запретно. Таким образом, дальше речь пойдёт о разнице между этими двумя позициями:

أحدهما: أن يعمله رجل من عين ماله لأهله وأصحابه وعياله، لا يجاوزون في ذلك الاجتماع على أكل الطعام ولا يقترفون شيئا من الآثام، وهذا الذي وصفناه بأنه بدعة مكروهة وشناعة؛ إذ لم يفعله أحد من متقدمي أهل الطاعة الذين هم فقهاء الإسلام وعلماء الأنام سرج الأزمنة وزين الأمكنة. والثاني: أن تدخله الجناية وتقوى به العناية حتى يعطى أحدهم الشيء ونفسه تتبعه وقلبه يؤلمه ويوجعه لما يجد من ألم الحيف، وقد قال العلماء: أخذ المال بالحياء كأخذه بالسيف لا سيما إن انضاف إلى ذلك شيء من الغناء – مع البطون الملأى – بآلات الباطل من الدفوف والشبابات واجتماع الرجال مع الشباب المرد والنساء الفاتنات، إما مختلطات بهن أو مشرفات، والرقص بالتثني والانعطاف والاستغراق في اللهو ونسيان يوم المخاف، وكذلك النساء إذا اجتمعن على انفرادهن رافعات أصواتهن بالتهنيك والتطريب في الإنشاد، والخروج في التلاوة والذكر المشروع والأمر المعتاد غافلات عن قوله تعالى: {إن ربك لبالمرصاد} [الفجر: 14] وهذا الذي لا يختلف في تحريمه اثنان، ولا يستحسنه ذوو المروءة الفتيان، وإنما يحلو ذلك لنفوس موتى القلوب وغير المستقلين من الآثام والذنوب، وأزيدك أنهم يرونه من العبادات لا من الأمور المنكرات المحرمات، فإنا لله وإنا إليه راجعون، بدأ الإسلام غريبا وسيعود كما بدأ، ولله در شيخنا القشيري حيث يقول فيما أجازناه:

1. мавлид считается нежелательным, если человек практикует это, расходуя своё имущество, и проводит мавлид для своей семьи, друзей и детей, и они не устраивают ничего, кроме трапезы, и не делают ничего греховного. В таком случае мы описываем это как нежелательное новшество и дурное деяние, потому что ни ранние учёные, ни праведники, которые являются факихами Ислама и знатоками среди всех людей, светочами времён и украшениями земель, не поступали таким образом;

2. мавлид запретен, если во время него происходит какое-либо греховное действие и со временем ему уделяется всё больше внимания, например, кому-либо из собравшихся даётся что-то, а душа другого хочет этого (подаяния), и сердце его болит и страдает от обиды. Учёные говорили: «Брать ценное имущество, пользуясь своей скромностью – всё равно что брать при помощи сабли». Особенно суров запрет, если во время мавлида звучит какая-либо музыка (одновременно с обжорством), извлекаемая из инструментов, которые не несут никакой пользы, например, из бубнов и свирели; или если на собрании мужчины смешиваются с безбородыми юношами или обольстительными женщинами, а то и обращаются в их сторону, танцуют и флиртуют, погружаясь в праздные наслаждения и забывая о Дне страха (Судном дне).

Такой же запрет действителен, если женщины соберутся и начнут громко поздравлять друг друга и петь песни или пусть даже читать Коран и поминать Аллаха законным образом, или совершать привычные действия, забывая слова Аллаха: «Поистине, твой Господь всё видит» (Сура аль-Фаджр, аят 14).

Относительно запретности всего этого ни у кого не может быть сомнений и разногласий, ни один порядочный человек не посчитает это благом. Это всё нравится только душам с мёртвыми сердцами, зависимым от грехов и проступков, я добавлю, что они ещё считают это поклонением, а не порицаемыми и запретными деяниями. Аллаху мы принадлежим, и к Нему мы вернёмся. Ислам начался чуждым и таким же он уйдёт. Как же хорошо сказал наш шейх аль-Кушайри[9] относительно того, на что он дал нам иджазу (разрешение на передачу):

قد عرف المنكر واستنكر … المعروف في أيامنا الصعبه

وصار أهل العلم في وهدة … وصار أهل الجهل في ريبه

حادوا عن الحق، فما للذي … ساروا به فيما مضى نسبه

فقلت للأبرار أهل التقى … والدين لما اشتدت الكربه

لا تنكروا أحوالكم قد أتت … نوبتكم في زمن الغربه

ولقد أحسن الإمام أبو عمرو بن العلاء حيث يقول: لا يزال الناس بخير ما تعجب من العجب، هذا مع أن الشهر الذي ولد فيه صلى الله عليه وسلم وهو ربيع الأول هو بعينه الشهر الذي توفي فيه، فليس الفرح فيه بأولى من الحزن فيه. وهذا ما علينا أن نقول، ومن الله تعالى نرجو حسن القبول. هذا جميع ما أورده الفاكهاني في كتابه المذكور

«Порицаемое известно, но в наши тяжёлые дни и благое стали осуждать.

Учёные оказались в упадке, а невежды в сомнениях.

Они отклонились от истины, и нет никакой связи между тем, что делают они, и деяниями прошлых поколений (салафов).

Я сказал праведникам, богобоязненным и религиозным людям, когда умножилась печаль:

“Не осуждайте своё положение, пришла ваша очередь во время чуждости”.

Хорошо сказал имам Абу Амр ибн аль-Аля: “Люди будут благоденствовать до тех пор, пока будут поражаться удивительным вещам! Месяц, когда родился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является также месяцем, когда он скончался, поэтому радость в это время не больше горя, это то, что мы обязаны сказать, а мы надеемся, что Аллах Всевышний примет наши дела”».

Это всё, что привёл аль-Факихани в своей книге, которую мы упомянули.

وأقول: أما قوله: لا أعلم لهذا المولد أصلا في كتاب ولا سنة، فيقال عليه: نفي العلم لا يلزم منه نفي الوجود، وقد استخرج له إمام الحفاظ أبو الفضل ابن حجر أصلا من السنة، واستخرجت له أنا أصلا ثانيا، وسيأتي ذكرها بعد هذا، وقوله: بل هو بدعة أحدثها البطالون، إلى قوله: ولا العلماء المتدينون، يقال عليه: قد تقدم أنه أحدثه ملك عادل عالم وقصد به التقرب إلى الله تعالى، وحضر عنده فيه العلماء والصلحاء من غير نكير منهم، وارتضاه ابن دحية وصنف له من أجله كتابا، فهؤلاء علماء متدينون رضوه وأقروه ولم ينكروه، وقوله: ولا مندوبا؛ لأن حقيقة المندوب ما طلبه الشرع، يقال عليه: إن الطلب في المندوب تارة يكون بالنص وتارة يكون بالقياس، وهذا وإن لم يرد فيه نص، ففيه القياس على الأصلين الآتي ذكرهما، وقوله: ولا جائز أن يكون مباحا؛ لأن الابتداع في الدين ليس مباحا بإجماع المسلمين، كلام غير مسلم؛ لأن البدعة لم تنحصر في الحرام والمكروه، بل قد تكون أيضا مباحة ومندوبة وواجبة، قال النووي في تهذيب الأسماء واللغات: البدعة في الشرع هي إحداث ما لم يكن في عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم وهي منقسمة إلى حسنة وقبيحة، وقال الشيخ عز الدين بن عبد السلام في القواعد: البدعة منقسمة إلى واجبة ومحرمة ومندوبة ومكروهة ومباحة، قال: والطريق في ذلك أن نعرض البدعة على قواعد الشريعة، فإذا دخلت في قواعد الإيجاب فهي واجبة، أو في قواعد التحريم فهي محرمة، أو الندب فمندوبة، أو المكروه فمكروهة، أو المباح فمباحة، وذكر لكل قسم من هذه الخمسة أمثلة إلى أن قال: وللبدع المندوبة أمثلة: منها إحداث الربط والمدارس وكل إحسان لم يعهد في العصر الأول، ومنها التراويح والكلام في دقائق التصوف وفي الجدل، ومنها جمع المحافل للاستدلال في المسائل إن قصد بذلك وجه الله تعالى، وروى البيهقي بإسناده في مناقب الشافعي عن الشافعي قال: المحدثات من الأمور ضربان، أحدهما: ما أحدث مما يخالف كتابا أو سنة أو أثرا أو إجماعا، فهذه البدعة الضلالة، والثاني: ما أحدث من الخير لا خلاف فيه لواحد من هذا، وهذه محدثة غير مذمومة، وقد قال عمر رضي الله عنه في قيام شهر رمضان: “نعمت البدعة هذه “، يعني أنها محدثة لم تكن، وإذ كانت فليس فيها رد لما مضى. هذا آخر كلام الشافعي، فعرف بذلك منع قول الشيخ تاج الدين: ولا جائز أن تكون مباحا، إلى قوله: وهذا الذي وصفناه بأنه بدعة مكروهة، إلى آخره؛ لأن هذا القسم مما أحدث وليس فيه مخالفة لكتاب ولا سنة ولا أثر ولا إجماع، فهي غير مذمومة كما في عبارة الشافعي، وهو من الإحسان الذي لم يعهد في العصر الأول، فإن إطعام الطعام الخالي عن اقتراف الآثام إحسان، فهو من البدع المندوبة كما في عبارة ابن عبد السلام،

Я отвечу: что касается его слов «Насколько я знаю, у практики совершения мавлида нет обоснования в Коране и Сунне», то на это можно ответить, что незнание чего-то не говорит о несуществовании этого.

Имам и хафиз Абуль-Фадль Ибн Хаджр вывел обоснование этому из сунны, а я вывел второе обоснование и вскоре приведу его.

На его слова «Это является новшеством, которое выдумали дурные люди» до слов «не совершали его сподвижники или табиины» можно ответить, как мы и писали ранее, что эту практику ввёл справедливый и знающий правитель, желая тем самым приблизиться к Аллаху. На этом событии с ним вместе присутствовали учёные и праведники, которые никак не осудили эту инициативу, а ибн Дихья был доволен им и даже написал по этому случаю книгу. И эти религиозные учёные были довольны данной практикой, согласились с ней и не осуждали её.

На его слова «не является желательным, потому что суть желательности в том, чего требует шариат» можно ответить так: требование шариата иногда приходит в ясных текстах, а иногда – выводится через суждение по аналогии (кыяс). Суждение по аналогии в случае, где нет ясного священного текста, выводится на основании двух основ , которые мы вскоре назовём.

Касательно его слов «Также это не разрешено, потому что нововведение в религии не является дозволенным, по единогласному мнению мусульман», то мы не согласны с ними. Потому что шариатское постановление относительно новшеств не ограничивается лишь запретностью или нежелательностью, а бывает как разрешённым, так и желательным и даже обязательным.

Ан-Навави[10] сказал в книге «Тахзиб аль-асма вал-люгат»: «Новшество в шариатском значении – это введение того, чего не было при Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и оно делится на хорошее и плохое».

Шейх Иззуддин ибн Абдуссалам[11] сказал в книге «Аль-Каваид»: «Новшества делятся на обязательные, запретные, желательные, нежелательные и разрешённые. Критерии такого разделения имеются в шариатских правилах: если какая-то практика подпадает под критерии обязательности, то она обязательна, если под правила запретности, то запретны, если под правила желательности, то желательна, если под правила нежелательности, то нежелательна, а если под правила разрешённости, то разрешена».

Затем он привёл примеры к каждому виду новшества, до его слов: «К желательным новшествам относятся следующие: строительство постоялых дворов, школ и каждое доброе дело, неизвестное в первый век (Ислама), молитвы таравих, речи про тонкости тасаввуфа или дискуссии, собрания с целью приведения аргументации по тому или иному вопросу, если это делается ради довольства Аллаха».

Аль-Байхаки привёл со своей цепочкой передачи в «Манакыб аш-Шафии» слова аш-Шафии: «Нововведённые дела бывают двух видов: первое – то, которое противоречит Корану, сунне, преданию от сподвижников и единогласному мнению мусульман. Это является новшеством заблуждения; второе – то благое, что не противоречит ничему из вышеперечисленного и не является скверным. Умар (да будет доволен им Аллах) сказал о ночном стоянии в месяц Рамадан: “Какое же прекрасное это новшество”, – имея в виду, что этого новшества не было прежде, а когда оно появилось, то не содержало ничего, что противоречило бы уже известному ранее». Конец цитаты аш-Шафии.

Таким образом, ясна несостоятельность слов шейха Таджуддина «Также не является это разрешённым» до слов «это то, что мы описываем как нежелательное новшество» и так далее до конца; потому что это действие относится к тем, которые были нововведёнными, но не противоречили Корану и сунне, преданиям сподвижников и единогласному мнению мусульман, а потому оно не является скверным, как и сказал имам аш-Шафии. Это благое дело, которые не было известно в первый век после появления Ислама, ведь угощение людей едой без совершения грехов – благое дело, и это желательное нововведение, как говорит ибн Абдуссалям.

وقوله: والثاني، إلى آخره هو كلام صحيح في نفسه غير أن التحريم فيه إنما جاء من قبل هذه الأشياء المحرمة التي ضمت إليه لا من حيث الاجتماع لإظهار شعار المولد، بل لو وقع مثل هذه الأمور في الاجتماع لصلاة الجمعة مثلا لكانت قبيحة شنيعة، ولا يلزم من ذلك ذم أصل الاجتماع لصلاة الجمعة، كما هو واضح، وقد رأينا بعض هذه الأمور يقع في ليالي رمضان عند اجتماع الناس لصلاة التراويح، فهل يتصور ذم الاجتماع لصلاة التراويح لأجل هذه الأمور التي قرنت بها؟ كلا بل نقول: أصل الاجتماع لصلاة التراويح سنة وقربة، وما ضم إليها من هذه الأمور قبيح وشنيع، وكذلك نقول: أصل الاجتماع لإظهار شعار المولد مندوب وقربة، وما ضم إليه من هذه الأمور مذموم وممنوع، وقوله: مع أن الشهر الذي ولد فيه، إلى آخره. جوابه أن يقال أولا: إن ولادته صلى الله عليه وسلم أعظم النعم علينا، ووفاته أعظم المصائب لنا، والشريعة حثت على إظهار شكر النعم والصبر والسكون والكتم عند المصائب، وقد أمر الشرع بالعقيقة عند الولادة، وهي إظهار شكر وفرح بالمولود، ولم يأمر عند الموت بذبح ولا بغيره بل نهى عن النياحة وإظهار الجزع، فدلت قواعد الشريعة على أنه يحسن في هذا الشهر إظهار الفرح بولادته صلى الله عليه وسلم دون إظهار الحزن فيه بوفاته، وقد قال ابن رجب في كتاب اللطائف في ذم الرافضة حيث اتخذوا يوم عاشوراء مأتما لأجل قتل الحسين: لم يأمر الله ولا رسوله باتخاذ أيام مصائب الأنبياء وموتهم مأتما، فكيف ممن هو دونهم؟!

Что касается его слов: «Второе…» и так далее, то эти слова правильны сами по себе, за исключением того, что запретность перечисленных им деяний заключается в них самих, а не в собрании, посвящённом мавлиду. Более того, если эти запретные действия произойдут на собрании по случаю пятничной молитвы, то это тоже будет скверно и отвратительно. Однако из этого не последует осуждение самого собрания по случаю пятничной молитвы, это очевидно.

Мы видели, что некоторые из этих (запретных) деяний происходят в некоторые ночи месяца Рамадан, когда люди собираются для совершения таравиха. Можно ли представить осуждение собрания людей, которое устраиваются ради молитвы-таравих, из-за деяний, которые они совершают (при этом)? Конечно же, нет, но мы продолжим; базовое положение относительно собрания людей для проведения молитвы-таравих таково: это сунна и приближение к Аллаху, а те запрещённые деяния, которые совершаются при этом – скверна и мерзость.

Также мы скажем, что базовое положение относительно собрания людей для проведения мавлида таково: это желательно и означает приближение к Аллаху, а греховные деяния, которые совершаются при этом, запрещены и скверны. Касательно его слов «это при том, что месяц, в котором родился посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)» и далее, то ответом на них будет следующее.

Первое: поистине, рождение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – самое большое благо, оказанное нам, а его смерть – самое большое несчастье, постигшее нас. Шариат же побуждает нас проявлять благодарность за оказанное благо, а беды, постигшие нас – терпеть, скрывать и замалчивать. Шариат велел нам приносить в жертву животное по случаю рождения ребёнка в знак радости и благодарности за новорождённого, и не приказал нам приносить жертву по случаю его смерти, более того, запретил вопить и оплакивать покойного.

Поэтому правила шариата указывают на то, что в этот месяц приветствуется демонстрация радости по случаю дня рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), без проявления скорби по случаю его смерти.

Ибн Раджаб[12] сказал в труде «Китаб ал-лятаиф», осуждая рафидитов, которые сделали день Ашуры днём траура по случаю убийства Хусейна: «Аллах и его посланник не приказывали делать дни несчастий, которые случались с пророками, или дни их смерти днями траура, а что тогда говорить о тех, кто ниже их (по степени)?».

وقد تكلم الإمام أبو عبد الله بن الحاج في كتابه المدخل على عمل المولد، فأتقن الكلام فيه جدا، وحاصله مدح ما كان فيه من إظهار شعار وشكر، وذم ما احتوى عليه من محرمات ومنكرات، وأنا أسوق كلامه فصلا فصلا، قال: (فصل في المولد) ومن جملة ما أحدثوه من البدع مع اعتقادهم أن ذلك من أكبر العبادات وإظهار الشعائر ما يفعلونه في شهر ربيع الأول من المولد، وقد احتوى ذلك على بدع ومحرمات جمة؛ فمن ذلك: استعمالهم المغاني ومعهم آلات الطرب من الطار المصرصر والشبابة وغير ذلك مما جعلوه آلة للسماع ومضوا في ذلك على العوائد الذميمة في كونهم يشتغلون أكثر الأزمنة التي فضلها الله تعالى وعظمها ببدع ومحرمات، ولا شك أن السماع في غير هذه الليلة فيه ما فيه، فكيف به إذا انضم إلى فضيلة هذا الشهر العظيم الذي فضله الله تعالى وفضلنا فيه بهذا النبي الكريم؟ فآلة الطرب والسماع أي نسبة بينها وبين هذا الشهر الكريم الذي من الله علينا فيه بسيد الأولين والآخرين، وكان يجب أن يزاد فيه من العبادة والخير شكرا للمولى على ما أولانا به من هذه النعم العظيمة، وإن كان النبي صلى الله عليه وسلم لم يزد فيه على غيره من الشهور شيئا من العبادات، وما ذاك إلا لرحمته صلى الله عليه وسلم لأمته ورفقه بهم؛ لأنه عليه الصلاة والسلام كان يترك العمل خشية أن يفرض على أمته رحمة منه بهم، لكن أشار عليه السلام إلى فضيلة هذا الشهر العظيم بقوله للسائل الذي سأله عن صوم يوم الاثنين: ” «ذاك يوم ولدت فيه» ” فتشريف هذا اليوم متضمن لتشريف هذا الشهر الذي ولد فيه، فينبغي أن نحترمه حق الاحترام ونفضله بما فضل الله به الأشهر الفاضلة وهذا منها؛ لقوله عليه السلام: ” «أنا سيد ولد آدم ولا فخر» ” ” «آدم فمن دونه تحت لوائي» ” وفضيلة الأزمنة والأمكنة بما خصها الله به من العبادات التي تفعل فيها لما قد علم أن الأمكنة والأزمنة لا تشرف لذاتها، وإنما يحصل لها التشريف بما خصت به من المعاني، فانظر إلى ما خص الله به هذا الشهر الشريف ويوم الاثنين، ألا ترى أن صوم هذا اليوم فيه فضل عظيم؛ لأنه صلى الله عليه وسلم ولد فيه، فعلى هذا ينبغي إذا دخل هذا الشهر الكريم أن يكرم ويعظم ويحترم الاحترام اللائق به اتباعا له صلى الله عليه وسلم في كونه كان يخص الأوقات الفاضلة بزيادة فعل البر فيها وكثرة الخيرات، ألا ترى إلى قول ابن عباس «كان رسول الله صلى الله عليه وسلم أجود الناس بالخير وكان أجود ما يكون في رمضان» ، فنمتثل تعظيم الأوقات الفاضلة بما امتثله على قدر استطاعتنا.

Имам Абу Абдуллах ибн аль-Хадж[13] вёл речь об этом в своей книге «Аль-Мадхаль аля амали аль-мавлид» и очень мастерски рассуждал. Резюмируя его слова: проявление благодарности (за рождение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) и осуждение грехов и порицаемых деяний, которые могут твориться при этом, похвальны. Я приведу его слова из этой главы:

«Глава о мавлиде. К тому, что люди придумали, веря в то, что это величайшее из поклонений, и стали соблюдать, относится мавлид, который они проводят в месяц Раби уль-Авваль. Это празднество включает в себя очень много новшеств и запрещённых деяний. Например, выступления певцов и игру на музыкальных инструментах – тамбурине, скрипке, свирели и остальных. Они в этом последовали скверным обычаям и большую часть времени, которое Аллах возвеличил, стали заниматься новшествами и запретными деяниями. Нет сомнений, что эти занятия осуждаемы и в обычное время, что же тогда говорить об их совершении в этот великий месяц, в который Аллах возвеличил и удостоил нас рождением этого благородного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?

Какое отношение имеют музыкальные инструменты и музыка к этому благостному месяцу, в который Аллах облагодетельствовал нас господином первых и последних? В этот месяц необходимо больше поклоняться и совершать благое, проявляя благодарность Господу за то, что Он оказал нам эти великие милости, даже если сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в этот месяц не поклонялся больше обычного, то лишь по причине его жалости к умме и милости к ней.

Он (да благословит его Аллах и приветствует) из жалости к своей общине отказывался от практики (некоторых поклонений), боясь, что она станет обязательной для неё. Однако он указал на достоинство этого великого месяца словами, которыми ответил вопрошающему о посте в понедельник: “Это день, в который я родился”[14].

Почтение к этому дню включено в почтение к месяцу, когда он родился. Нам следует уважать его подобающим образом и предпочитать его так же, как Аллах предпочёл другие почётные месяцы остальным месяцам – и сюда относится (пост), согласно его словам: “Я господин сынов Адама, и нет здесь самовосхваления”[15], “Адам и тот, кто ниже его в степени, под моим знаменем”[16].

Аллах возвысил некоторые места и времена поклонением, которые совершаются в них, потому что известно, что места и периоды времени пользуются почётом не сами по себе, а из-за смысла, которым их наделили. Посмотри же, как Аллах выделил этот почтенный месяц и день понедельника. Разве ты не знаешь, что пост в этот день имеет огромное достоинство, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) родился в нём? Поэтому, когда наступает этот благородный месяц, необходимо оказать ему почёт, уважить его и возвеличить достойным образом, следуя примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в том, как он сам выделял почтенные периоды времени, совершая больше благих деяний.

Разве ты не знаешь слов ибн Аббаса: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был самым щедрым из людей на благое, а наиболее щедр он был в месяц Рамадан”? Давайте же в меру наших сил покоримся примеру возвеличивания почтенных периодов времени так, как делал это он».

فإن قال قائل: قد التزم عليه الصلاة والسلام في الأوقات الفاضلة ما التزمه مما قد علم ولم يلتزم في هذا الشهر ما التزمه في غيره. فالجواب أن ذلك لما علم من عادته الكريمة أنه يريد التخفيف عن أمته سيما فيما كان يخصه، ألا ترى إلى أنه عليه السلام حرم المدينة مثل ما حرم إبراهيم مكة، ومع ذلك لم يشرع في قتل صيده ولا شجره الجزاء تخفيفا على أمته ورحمة بهم، فكان ينظر إلى ما هو من جهته وإن كان فاضلا في نفسه فيتركه للتخفيف عنهم، فعلى هذا تعظيم هذا الشهر الشريف إنما يكون بزيادة الأعمال الزاكيات فيه والصدقات إلى غير ذلك من القربات، فمن عجز عن ذلك، فأقل أحواله أن يجتنب ما يحرم عليه ويكره له؛ تعظيما لهذا الشهر الشريف، وإن كان ذلك مطلوبا في غيره إلا أنه في هذا الشهر أكثر احتراما كما يتأكد في شهر رمضان وفي الأشهر الحرم، فيترك الحدث في الدين ويجتنب مواضع البدع وما لا ينبغي، وقد ارتكب بعضهم في هذا الزمن ضد هذا المعنى، وهو أنه إذا دخل هذا الشهر العظيم تسارعوا فيه إلى اللهو واللعب بالدف والشبابة وغيرهما ويا ليتهم عملوا المغاني ليس إلا، بل يزعم بعضهم أنه يتأدب، فيبدأ المولد بقراءة الكتاب العزيز، وينظرون إلى من هو أكثر معرفة بالتهوك والطرق المبهجة لطرب النفوس، وهذا فيه وجوه من المفاسد، ثم إنهم لم يقتصروا على ما ذكر، بل ضم بعضهم إلى ذلك الأمر، الخطر، وهو أن يكون المغني شابا لطيف الصورة حسن الصوت والكسوة والهيئة، فينشد التغزل ويتكسر في صوته وحركاته، فيفتن بعض من معه من الرجال والنساء، فتقع الفتنة في الفريقين ويثور من المفاسد ما لا يحصى، وقد يؤول ذلك في الغالب إلى فساد حال الزوج وحال الزوجة، ويحصل الفراق والنكد العاجل وتشتت أمرهم بعد جمعهم، وهذه المفاسد مركبة على فعل المولد إذا عمل بالسماع، فإن خلا منه وعمل طعاما فقط ونوى به المولد ودعا إليه الإخوان، وسلم من كل ما تقدم ذكره، فهو بدعة بنفس نيته فقط؛ لأن ذلك زيادة في الدين وليس من عمل السلف الماضين، واتباع السلف أولى، ولم ينقل عن أحد منهم أنه نوى المولد، ونحن تبع فيسعنا ما وسعهم. انتهى.

Если же кто-то скажет: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в почтенные периоды времени неукоснительно совершал то, что совершал и что общеизвестно, и не делал в этот месяц то, что делал в другие», то ему будет отвечено, что он так поступал по своему благородному обычаю не усложнять жизнь для своей общины, особенно в том, что касалось его личности. Разве ты не знаешь, что он (да благословит его Аллах и приветствует) сделал неприкосновенной Медину так же, как Ибрахим сделал неприкосновенной Мекку? Но вместе с тем он не запретил охотиться на добычу или рубить деревья, желая облегчения для своей общины и проявляя к ней жалость. Он смотрел на какое-либо дело, которое было с его стороны и если оно было почтенным само по себе, то оставлял его, облегчая своей общине.

Согласно этому, возвеличивание этого почтенного месяца будет проявляться в совершении большего количества чистых дел, милостыни и прочих деяний, приближающих к Аллаху. Если же кто неспособен на это, то минимум, что он может сделать, это сторониться запретного и нежелательного ради величия этого почтенного месяца, даже если [отказ от запретного и нежелательного] требуется от него в другие месяцы, однако сторониться грехов именно в этот месяц более предпочтительно из-за того, что он более уважаем, как дело обстоит и с месяцем Рамадан или запретными месяцами. Пусть новшества в религии и нововведения и всякое неподобающее будет оставлено.

Некоторые люди в этот период совершают противоположное, а именно, когда наступает этот великий месяц, соревнуются друг с другом в праздных делах, играх на дудке, свирели и других инструментах. О, если бы они только пели песни! Но некоторые из них утверждают, что они соблюдают приличия. Они начинают мавлид с чтения Великой Книги (Корана) и обращают взоры на тех, кто больше знает о способах увеселения. Это всё разные виды пагубных деяний, и они не ограничиваются лишь теми, что мы перечислили.

Некоторые добавляют к этому ещё более серьёзные проступки, например, певцом выступает молодой парень со смазливой внешностью, красивым голосом, одеждой и телосложением и исполняет песни, описывающие (женские) прелести, извивается и заигрывает голосом, смущая присутствующих мужчин и женщин. И смута зарождается среди обоих полов, и просыпаются пагубные желания без счёта. В большинстве случаев это портит отношения мужа и жены, приводит к разлуке, скорому несчастью и разрозненности.

Эти беды приходят от песен, которые исполняют на мавлиде. Если же на сборище не поются песни, а устраивается только пир с намерением отметить мавлид, и хозяева приглашают друзей, оберегая их от вышеперечисленного, то это новшество только из-за намерения, потому что является добавлением в религии и не является путём предшественников, а следовать им – лучше. Ни от кого из них не передаются слова, что они намеревались совершать мавлид, а мы – их последователи, и нам позволяется только то, что позволялось им. (Конец цитаты)

وحاصل ما ذكره أنه لم يذم المولد بل ذم ما يحتوي عليه من المحرمات والمنكرات، وأول كلامه صريح في أنه ينبغي أن يخص هذا الشهر بزيادة فعل البر وكثرة الخيرات والصدقات وغير ذلك من وجوه القربات، وهذا هو عمل المولد الذي استحسناه، فإنه ليس فيه شيء سوى قراءة القرآن وإطعام الطعام، وذلك خير وبر وقربة، وأما قوله آخرا: إنه بدعة، فإما أن يكون مناقضا لما تقدم أو يحمل على أنه بدعة حسنة كما تقدم تقريره في صدر الكتاب أو يحمل على أن فعل ذلك خير، والبدعة منه نية المولد كما أشار إليه بقوله: فهو بدعة بنفس نيته فقط، وبقوله: ولم ينقل عن أحد منهم أنه نوى المولد، فظاهر هذا الكلام أنه كره أن ينوي به المولد فقط، ولم يكره عمل الطعام ودعاء الإخوان إليه، وهذا إذا حقق النظر لا يجتمع مع أول كلامه؛ لأنه حث فيه على زيادة فعل البر وما ذكر معه على وجه الشكر لله تعالى؛ إذ أوجد في هذا الشهر الشريف سيد المرسلين صلى الله عليه وسلم، وهذا هو معنى نية المولد، فكيف يذم هذا القدر مع الحث عليه أولا؟ وأما مجرد فعل البر وما ذكر معه من غير نية أصلا، فإنه لا يكاد يتصور، ولو تصور لم يكن عبادة ولا ثواب فيه؛ إذ لا عمل إلا بنية، ولا نية هنا إلا الشكر لله تعالى على ولادة هذا النبي الكريم في هذا الشهر الشريف، وهذا معنى نية المولد، فهي نية مستحسنة بلا شك، فتأمل.

В итоге он осудил не мавлид сам по себе, а те греховные поступки и порицаемые деяния, которые совершают люди (во время мавлида). В начале своей речи он ясно говорит, что необходимо выделить этот месяц, увеличив число поклонений и выполняя большее количество благодеяний, раздавая больше милостыни и совершая другие деяния, приближающие к Аллаху. Это и есть способ проведения мавлида, который мы предпочитаем, во время него не происходит ничего, кроме чтения Корана и угощения людей. В этом заключается благо и приближение к Аллаху.

Что же касается его слов «это новшество», то либо они противоречат тому, что он сказал ранее, либо под ними подразумевается благое новшество, законность которого мы подтвердили в начале книги. Либо же следует понять это как благое действие, а новшеством является намерение провести мавлид, как он указал на это словами «то это новшество только из-за намерения» и словами «Не передаются ни от кого из них слова, что они намеревались совершать мавлид». Буквальное толкование этих слов говорит о том, что он осуждает намерение человека отпраздновать только мавлид, но не осуждает угощение людей и приглашение друзей на трапезу. Иначе это нельзя сопоставить с тем, что он сказал вначале, потому что он сначала побуждает людей к умножению благодеяний и других дел, которые совершаются из благодарности Всевышнему Аллаху, потому что Он ниспослал в этот благословенный месяц Господина посланников (да благословит его Аллах и приветствует), а ведь это и есть намерение провести мавлид. Так как же он тогда осуждает его, при том, что вначале побуждает к этому?

Что же касается просто совершения благодеяний и прочего, что он перечислил наряду с этим, без намерения вообще, то такое невозможно представить. А если и возможно, то это не будет поклонением и нет за него не положена награда, ибо поклонение возможно только с намерением. А в рассматриваемом нами вопросе намерение заключается в благодарности Аллаху за рождение благородного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этот благословенный месяц. Это и есть намерение совершить мавлид, и это намерение, которое мы считаем благим, будь же внимателен!

ثم قال ابن الحاج: ومنهم من يفعل المولد لا لمجرد التعظيم، ولكن له فضة عند الناس متفرقة كان قد أعطاها في بعض الأفراح أو المواسم ويريد أن يستردها، ويستحي أن يطلبها بذاته، فيعمل المولد حتى يكون ذلك سببا لأخذ ما اجتمع له عند الناس، هذا فيه وجوه من المفاسد، منها: أنه يتصف بصفة النفاق، وهو أن يظهر خلاف ما يبطن؛ إذ ظاهر حاله أنه عمل المولد يبتغي به الدار الآخرة، وباطنه أنه يجمع به فضة، ومنهم من يعمل المولد لأجل جمع الدراهم أو طلب ثناء الناس عليه ومساعدتهم له، وهذا أيضا فيه من المفاسد ما لا يخفى. انتهى. وهذا أيضا من نمط ما تقدم ذكره، وهو أن الذم فيه إنما حصل من عدم النية الصالحة لا من أصل عمل المولد.

Затем ибн аль-Хадж говорит: «Среди них есть те, кто совершает мавлид не только ради возвеличивания; [например], у людей есть серебро, которым он (хозяин, проводящий мавлид) одарил их на некоторых празднествах, и он хочет вернуть его, но стесняется потребовать напрямую. Тогда он устраивает мавлид, чтобы это стало поводом вернуть своё имущество, которое скопилось у людей. В этом кроются разные виды пагубных поступков. Например, он (хозяин) совершает лицемерный поступок, потому что показывает людям противоположное тому, что таит в душе. Ведь с виду он устраивает мавлид, желая (награды) в последней жизни, а на самом деле он таким образом собирает с людей серебро.

Среди таких людей есть те, кто устраивает мавлид, чтобы собрать дирхамы, или же хочет, чтобы люди его хвалили и помогли ему, и в этом тоже кроются пагубные мотивы, которые не скрыты от глаз». (Конец цитаты)

Это тоже относится к той тематике, о которой мы высказались, а именно: причина осуждения всего этого – в отсутствии искренности намерений, а не в самом мавлиде.

وقد سئل شيخ الإسلام حافظ العصر أبو الفضل ابن حجر عن عمل المولد، فأجاب بما نصه: أصل عمل المولد بدعة لم تنقل عن أحد من السلف الصالح من القرون الثلاثة، ولكنها مع ذلك قد اشتملت على محاسن وضدها، فمن تحرى في عملها المحاسن وتجنب ضدها كان بدعة حسنة وإلا فلا، قال: وقد ظهر لي تخريجها على أصل ثابت وهو ما ثبت في الصحيحين من «أن النبي صلى الله عليه وسلم قدم المدينة فوجد اليهود يصومون يوم عاشوراء، فسألهم فقالوا: هو يوم أغرق الله فيه فرعون ونجى موسى فنحن نصومه شكرا لله تعالى» ، فيستفاد منه فعل الشكر لله على ما من به في يوم معين من إسداء نعمة أو دفع نقمة، ويعاد ذلك في نظير ذلك اليوم من كل سنة، والشكر لله يحصل بأنواع العبادة كالسجود والصيام والصدقة والتلاوة، وأي نعمة أعظم من النعمة ببروز هذا النبي نبي الرحمة في ذلك اليوم؟ وعلى هذا فينبغي أن يتحرى اليوم بعينه حتى يطابق قصة موسى في يوم عاشوراء، ومن لم يلاحظ ذلك لا يبالي بعمل المولد في أي يوم من الشهر، بل توسع قوم فنقلوه إلى يوم من السنة، وفيه ما فيه. فهذا ما يتعلق بأصل عمله. وأما ما يعمل فيه فينبغي أن يقتصر فيه على ما يفهم الشكر لله تعالى من نحو ما تقدم ذكره من التلاوة والإطعام والصدقة وإنشاد شيء من المدائح النبوية والزهدية المحركة للقلوب إلى فعل الخير والعمل للآخرة، وأما ما يتبع ذلك من السماع واللهو وغير ذلك فينبغي أن يقال: ما كان من ذلك مباحا بحيث يقتضي السرور بذلك اليوم لا بأس بإلحاقه به، وما كان حراما أو مكروها فيمنع، وكذا ما كان خلاف الأولى. انتهى.

Шейх уль-ислама, хафиза своего времени Абуль-Фадля ибн Хаджара аль-Аскаляни[17] спросили о мавлиде, и он ответил следующим образом:

«Базовое положение относительно проведения мавлида таково: это нововведение, и ни от одного из праведных предшественников, живших в первые три века, не передаётся ничего об этом. Но при этом мавлид может включать в себя как благодеяния, так и греховные поступки. Мавлид того, кто придерживается благого и сторонится дурного, считается благим новшеством; в противном случае оно таковым не считается. Мне стало ясно, что можно найти установленное обоснование относительно этой практики – хадис, который передаётся в двух “Сахихах” и согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вошёл в Медину и застал иудеев постящимися в день Ашура, а когда он спросил их об этом, они ответили: “В этот день Аллах потопил Фараона и спас Мусу, поэтому мы постимся в этот день в знак благодарности Аллаху!”[18] Из этого хадиса следует, что проявление благодарности Аллаху в определённый день за то, что Он оказал милость, продлевает эту милость и отдаляет несчастье. И проявление благодарности можно повторять в тот же день каждый год.

Благодарность Аллаху можно выражать в разных видах поклонения, например, земным поклоном, постом, милостыней, чтением Корана. А какая милость может быть больше милости появления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)– пророка милости в этот день?

Основываясь на этом, необходимо определить тот же самый день (когда родился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует), чтобы это было похоже на историю пророка Мусы в день Ашура. А кто не обращает внимания на это, того не слишком интересует, в какой день месяца отмечают мавлид, некоторые же и вовсе справляют его в любой день года. Это то, что связано с базовыми положениями относительно данной практики.

Касательно же тех деяний, которые нужно совершать в этот день, то следует ограничиться теми деяниями, которыми выражается благодарность Аллаху: чтением Корана, угощением людей, милостыней и рецитацией восхвалений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и аскетичной жизни, которая приводит в движение сердца и подталкивает к благодеяниям и делам, ведущим к вечной жизни. Касательно прослушивания (песен), развлечений и прочего, что происходит при этом, то следует сказать, что нет препятствий относительно того, что дозволено и помогает радоваться этому дню, а то, что является запретным или нежелательным, запрещено. Точно так же следует рассуждать и в случае с лёгкой нежелательностью». (Конец цитаты)

قلت: وقد ظهر لي تخريجه على أصل آخر، وهو ما أخرجه البيهقي عن أنس «أن النبي صلى الله عليه وسلم عق عن نفسه بعد النبوة» مع أنه قد ورد أن جده عبد المطلب عق عنه في سابع ولادته، والعقيقة لا تعاد مرة ثانية، فيحمل ذلك على أن الذي فعله النبي صلى الله عليه وسلم إظهار للشكر على إيجاد الله إياه رحمة للعالمين وتشريع لأمته كما كان يصلي على نفسه لذلك، فيستحب لنا أيضا إظهار الشكر بمولده بالاجتماع وإطعام الطعام ونحو ذلك من وجوه القربات وإظهار المسرات، ثم رأيت إمام القراء الحافظ شمس الدين ابن الجزري قال في كتابه المسمى “عرف التعريف بالمولد الشريف” ما نصه: قد رؤي أبو لهب بعد موته في النوم، فقيل له: ما حالك، فقال: في النار، إلا أنه يخفف عني كل ليلة اثنين وأمص من بين أصبعي ماء بقدر هذا – وأشار لرأس أصبعه – وأن ذلك بإعتاقي لثويبة عندما بشرتني بولادة النبي صلى الله عليه وسلم وبإرضاعها له. فإذا كان أبو لهب الكافر الذي نزل القرآن بذمه جوزي في النار بفرحه ليلة مولد النبي صلى الله عليه وسلم به، فما حال المسلم الموحد من أمة النبي صلى الله عليه وسلم يسر بمولده ويبذل ما تصل إليه قدرته في محبته صلى الله عليه وسلم؛ لعمري إنما يكون جزاؤه من الله الكريم أن يدخله بفضله جنات النعيم. وقال الحافظ شمس الدين ابن ناصر الدين الدمشقي في كتابه المسمى “مورد الصادي في مولد الهادي”: قد صح أن أبا لهب يخفف عنه عذاب النار في مثل يوم الاثنين لإعتاقه ثويبة سرورا بميلاد النبي صلى الله عليه وسلم، ثم أنشد:

Я скажу: мне стало известно и другое положение об этом – хадис, который привёл аль-Байхаки от Анаса, сообщивший, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) провёл акыку за своё рождение после того, как стал пророком. Это при том, что его дед Абдуль-Муталлиб сделал за него акыку на седьмой день после рождения. А как известно, акыка не совершается во второй раз. Его поступок понимается как проявление благодарности Аллаху за то, что он сделал его милостью для миров и через него ниспослал законы для общины, по этому поводу он читал самому себе салаваты.

Нам тоже желательно выражать благодарность в связи с его рождением, собираясь вместе, угощая людей, совершая разные виды поклонений для приближения к Аллаху и проявляя радость.

Я видел, как имам чтецов, хафиз Шамсуддина ибн аль-Джазари[19] сказал в своей книге «Урфу ат-таариф бимавлид аш-шариф»: «Абу Ляхаба видели во сне после его смерти, и у него спросили: “Как дела?”, он ответил: “В огне, но мне облегчается наказание каждую ночь понедельника, и я высасываю из своего пальца воду в таком количестве, – он указал на кончик своего пальца. – Это по той причине, что я освободил Сувейбу, когда она обрадовала меня рождением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и накормила его своей грудью”»[20].

Если даже неверующий Абу Ляхаб, которого унизил сам Коран, был вознаграждён в огне по той причине, что он радовался ночи рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то каково положение мусульманина-единобожника из общины Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который радуется его рождению и тратит в меру своих возможностей из любви к нему (да благословит его Аллах и приветствует)?

Клянусь своей жизнью, в награду Щедрый Аллах по Своей милости введёт его в райские сады.

Хафиз Шамсуддин ибн Насыруддин ад-Димашки[21] сказал в своей книге «Маурид ас-сади фи мавлид аль-хади»: «Достоверно известно, что Абу Ляхабу облегчается наказание в огне по понедельникам, потому что он освободил Сувейбу из-за радости по поводу рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)», затем он прочитал стихи:

إذا كان هذا كافرا جاء ذمه … وتبت يداه في الجحيم مخلدا

أتى أنه في يوم الاثنين دائما … يخفف عنه للسرور بأحمدا

فما الظن بالعبد الذي طول عمره … بأحمد مسرورا ومات موحدا

«Если об этом неверующем, об унижении которого говорилось (в Коране), и чьи руки пропали навечно в Аду,

Сообщалось, что каждый понедельник ему будут облегчаться наказания из-за его радости по поводу (рождения) Ахмада,

Так что же будет с рабом, который всю свою жизнь радовался Ахмаду и умер единобожником».

وقال الكمال الأدفوي في “الطالع السعيد”: حكى لنا صاحبنا العدل ناصر الدين محمود ابن العماد أن أبا الطيب محمد بن إبراهيم السبتي المالكي نزيل قوص، أحد العلماء العاملين، كان يجوز بالمكتب في اليوم الذي فيه ولد النبي صلى الله عليه وسلم، فيقول: يا فقيه، هذا يوم سرور اصرف الصبيان، فيصرفنا، وهذا منه دليل على تقريره وعدم إنكاره، وهذا الرجل كان فقيها مالكيا متفننا في علوم، متورعا، أخذ عنه أبو حيان وغيره، ومات سنة خمس وتسعين وستمائة.

Аль-Камаль аль-Удфуви сказал в книге «Ат-Талиу ас-саид»: «Достоверный приятель Насыруддин Махмуд ибн аль-Имад рассказал нам, что Абу ат-Тайиб Мухаммад ибн Ибрахим ас-Сабти аль-Малики, живущий в городе Кусе, один из практикующих учёных, когда проходил мимо школы в день рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), говорил учителю: “О факих! Это день радости, отпусти детей (с уроков)”, и учитель отпускал нас. Это доказательство того, что этот учёный подтверждал и не отрицал важность этого дня. Этот человек был факихом, маликитом, владел множеством наук и был богобоязненным. У него учился Абу Хайан и другие учёные. Умер в 695 году».

(فائدة) قال ابن الحاج: فإن قيل: ما الحكمة في كونه عليه الصلاة والسلام خص مولده الكريم بشهر ربيع الأول ويوم الاثنين ولم يكن في شهر رمضان الذي أنزل فيه القرآن وفيه ليلة القدر، ولا في الأشهر الحرم ولا في ليلة النصف من شعبان ولا في يوم الجمعة وليلتها؟ فالجواب من أربعة أوجه: الأول: ما ورد في الحديث من أن الله خلق الشجر يوم الاثنين، وفي ذلك تنبيه عظيم، وهو أن خلق الأقوات والأرزاق والفواكه والخيرات التي يمتد به بنو آدم ويحيون وتطيب بها نفوسهم. الثاني: أن في لفظة ربيع إشارة وتفاؤلا حسنا بالنسبة إلى اشتقاقه، وقد قال أبو عبد الرحمن الصقلي: لكل إنسان من اسمه نصيب. الثالث: أن فصل الربيع أعدل الفصول وأحسنها، وشريعته أعدل الشرائع وأسمحها. الرابع: أن الحكيم سبحانه أراد أن يشرف به الزمان الذي ولد فيه، فلو ولد في الأوقات المتقدم ذكرها لكان قد يتوهم أنه يتشرف بها. تم الكتاب، ولله الحمد والمنة.

Ибн аль-Хадж сказал: «Если же будет сказано: каков смысл того, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) родился в понедельник месяца Раби’ уль-Авваль, а не в месяц в Рамадан, в ночь аль-Кадр, когда был ниспослан Коран, в запретные месяцы, в ночь середины Шаабана или в день (или ночь) пятницы? Ответ будет в четырёх пунктах:

1. в хадисе сообщается, что Аллах создал дерево в понедельник. В этом есть великое указание на то, что Он создал пропитание, еду, фрукты и блага, которыми продолжается род Адама, которыми он живёт и лечит свои души;

2. в слове Раби – указание и благое предзнаменование по отношению к происхождению этого слова. Абу Абдуррахман ас-Сакали сказал: “У каждого человека есть удел от его имени”;

3. сезон Раби’ (весна) – срединный из сезонов и лучший из них. А закон его (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) – самый справедливый и самый великодушный;

4. мудрейший Всевышний хотел оказать почёт моменту времени, когда он родился, а если бы он родился в тот из месяцев или дней, которые были упомянуты, то людям могло бы показаться, что Он оказывает почёт Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), сделав так, что тот родился в это время[22]».

Послание закончено. Хвала и благодарность Аллаху.

 

[1] Эрби́ль (араб. اربيل‎ — Arbīl; курд. Hewlêr; ново-ассирийск. Arbīl, аккадск. Arba-Ilu, др.-греч. Άρβηλα), также Арбиль и Ирбиль — город в Ираке, административный центр провинции Эрбиль. Четвёртый по величине город в Ираке после Багдада, Басры и Мосула.

[2] Годы жизни: 549–630 гг. х.

[3] Хафиз Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки (701–774 гг. х.) – великий учёный, толкователь Корана, мухаддис.

[4] Годы жизни: 544–633 гг. х.

[5] А́кко (ивр. ‏עכו‏‎), А́кка (араб. عكا‎), А́кра, Сен-Жан-д’Акр (европейские языки: Acre, St. Jean d’Acre) — город в Западной Галилее (Палестина), расположенный примерно в 23 км севернее города Хайфа, на берегу Средиземного моря.

[6] Шамсуддин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Абдуллах, известный как Сибт ибн аль-Джаузи (умер в 654 г. х.) — исламский богослов, историк, внук Абуль-Фараджа ибн аль-Джаузи. Прозвище «Сибт» в переводе с арабского означает «внук от дочери» (в отличие от «хафида» — «внука от сына»). Был известен тем, что написал сорок томов (частей) исторического труда «Мират аз-заман».

[7] Шамсуддин Абуль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ад-Димашки, известный как Ибн Халликан (608–681 гг. х.) – авторитетный исламский историк, кадий.

[8] Годы жизни: 654–734 гг. х.

[9] Имеется в виду имам Ибн Дакик аль-Ид (625–702 гг. х.).

[10] Шейх уль-Ислам Мухйиддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави (631–676 гг. х.) – авторитетный шафиитский факих и мухаддис.

[11] Имам Абдулазиз ибн Абдуссалам (570–660 гг. х.) – великий факих, шейх уль-ислам, прозванный султаном учёных.

[12] Зайнуддин Абуль-Фарадж Абдур-Рахман ибн Ахмад аль-Ханбали, более известный как Ибн Раджаб (736–795 гг. х.) — хадисовед, факих ханбалитского мазхаба.

[13] Годы жизни: умер в 737 г. х.

[14] От Абу Катады аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о посте в понедельник, и он ответил: «В этот день я родился, в этот день я стал пророком, и в этот день на меня снизошло откровение». (Муслим, № 1162)

[15] Ибн Маджа, № 4308.

[16] Ахмад, № 2546.

[17] Хафиз Шихабуддин Абуль-Фадль Ахмад ибн Али аль-Аскаляни, более известный как Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) — великий хадисовед, шейх уль-ислам и предводитель верующих в хадисе.

[18] Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Пророк прибыл в Медину и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: “Что это?”, они ответили: “Это праведный день, в этот день Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса постился в этот день”. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Я более достоин Мусы, чем вы”, затем он постился и велел соблюдать этот пост». (Аль-Бухари, № 2004)

[19] Годы жизни: 751–833 гг. х.

[20] Ас-Сухайли, «Равд уль-Унф», 3/98-99.

[21] Годы жизни: 777–842 гг. х.

[22] Имеется в виду, что в таком случае могло бы показаться, что почёт оказывается Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) за то, что он родился в упомянутые благословенные времена, что не является верным.

Похожие материалы