Фетва имама ас-Суюти о законности мавлида

Сказал имам, хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/ 1445-1505 м) в своей фетве о мавлиде «Хуснуль макъсид фи амалиль мавлид»:

الحمد لله وسلام على عباده الذين اصطفى ، وبعد ، فقد وقع السؤال عن عمل المولد النبوي في شهر ربيع الأول ، ما حكمه من حيث الشرع ؟ وهل هو محمود أو مذموم ؟ وهل يثاب فاعله أو لا ؟ 
الجواب : عندي أن أصل عمل المولد الذي هو اجتماع الناس وقراءة ما تيسر من القرآن ورواية الأخبار الواردة في مبدأ أمر النبي صلى الله عليه وسلم وما وقع في مولده من الآيات ، ثم يمد لهم سماط يأكلونه وينصرفون من غير زيادة على ذلك — هو من البدع الحسنة التي يثاب عليها صاحبها لما فيه من تعظيم قدر النبي صلى الله عليه وسلم وإظهار الفرح والاستبشار بمولده الشريف ، وأول من أحدث فعل ذلك صاحب إربل الملك المظفر أبو سعيد كوكبري بن زين الدين علي بن بكتكين ، أحد الملوك الأمجاد والكبراء الأجواد ، وكان له آثار حسنة ، وهو الذي عمر الجامع المظفري بسفح قاسيون ، قال ابن كثير في تاريخه : كان يعمل المولد الشريف في ربيع الأول ويحتفل به احتفالا هائلا ، وكان شهما شجاعا بطلا عاقلا عالما عادلا ، رحمه الله وأكرم مثواه ، قال : وقد صنف له الشيخ أبو الخطاب ابن دحية مجلدا في المولد النبوي سماه ( التنوير في مولد البشير النذير ) ، فأجازه على ذلك بألف دينار ، وقد طالت مدته في الملك إلى أن مات وهو محاصر للفرنج بمدينة عكا سنة ثلاثين وستمائة ، محمود السيرة والسريرة .

Хвала Аллаху и приветствие его рабам, которых Он избрал. 

Далее: Появился вопрос о проведении мавлида Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в месяце Рабиуль-авваль. Какого его положение относительно шариата и является ли это похвальным или порицаемым? И будет ли вознагражден делающий это или нет?

Ответ: По моему мнению, основа в совершении мавлида, который является собранием людей и чтением того, что им доступно из Корана и рассказы о событиях, происходивших на рассвете пророческой миссии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и о знамениях, которые можно было наблюдать в ночь его рождения, затем им приносят трапезу, которую они едят и расходятся, не прибавляя к этому — вот такое собрание является благим новшеством, за которое получает вознаграждение тот, кто организовал его, так как в этом есть возвеличение и почтение степени Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), проявление радости его рождению.

Первый кто ввел, был правитель Ирбиля (город на юге Ирака) король Музаффар[1] Абу Саид Кавкабари ибн Зайнуддин Али ибн Бактатин один из славных, великих, добродетельных королей, который оставил хорошие следы. Он тот самый, кто построил университет Музаффари у склона Касьюна. 

Сказал Ибн Касир в своей книге по истории (аль-Бидаят ва ан-нихая): «Он проводил благословенный мавлид в месяце Рабиуль-авваль, и праздновал его размеренным празднованием. Он был неустрашимым, храбрым, героем, умным, ученым, праведным, да помилует его Аллах и сделает его пристанище почетным». 

Далее сказал: «Шейх Абу Хаттаб ибн Дихья[2] написал книгу о мавлиде, которую назвал «ат-танвир филь мавлиди аль-башир ва н-назир», и подарил её Музаффару, за что тот вознаградил его тысячей динаров. 

Он жил в своем царстве до самой смерти. Он участвовал в осаде крепости Акка, занятой крестоносцами в 630 году.

Далее имам ас-Суюти пишет: 

أصل عمل المولد بدعة لم تنقل عن أحد من السلف الصالح من القرون الثلاثة ولكنها مع ذلك قد اشتملت على محاسن وضدها فمن تحرى في عملها المحاسن وجنب ضدها كان بدعة حسنة وإلا فلا وقد ظهر لي تخريجها على أصل ثابت في الصحيحين من أن النبي صلى الله عليه وآله وسلم قدم المدينة فوجد اليهود يصومون يوم عاشورا فسألهم فقالوا هو يوم أغرق الله فيه فرعون ونجى موسى فنحن نصومه شكرا لله تعالى فيستفاد منه الشكر لله على ما من به في يوم معين من إسداء نعمة أو دفع نقمة ويعاد ذلك في نظير ذلك اليوم من كل سنة والشكر لله يحصل بأنواع العبادة كالسجود والصيام والصدقة والتلاوة وأي نعمة أعظم من النعمة ببروز هذا النبي نبي الرحمة في ذلك اليوم

Спросили шейхуль Ислама, хафиза своего времени, Абуль Фазль Ибн Хаджара (773-852 х/1372-1449 м) о проведении мавлида. Он ответил следующее:

«Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих) в трех столетиях, но вместе с этим оно заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при его проведении остерегаться всего запретного, то следует относиться к нему как к благому новшеству. В противном же случае, мавлид порицается.
Я нашёл достоверную основу для проведения мавлида в двух сахихах (аль-Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает о том, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: «Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу, мир ему. Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю». Из этого извлекают пользу, выражения благодарности Аллаху за то, что с кем-то бывает в определенный день, как получение благодати или отвода беды, и это повторяется в этот день каждый год. 

Выражение благодарности осуществляется разными видами поклонения, такими как пост, подача милостыни, земные поклоны, чтение Корана. А какое благо величественнее, чем появление этого Пророка, Пророка милости в этот день.

Далее он говорит: 

قلت : وقد ظهر لي تخريجه على أصل آخر ، وهو ما أخرجه البيهقي عن أنس أن النبي صلى الله عليه وسلم عق عن نفسه بعد النبوة مع أنه قد ورد أن جده عبد المطلب عق عنه في سابع ولادته ، والعقيقة لا تعاد مرة ثانية ، فيحمل ذلك على أن الذي فعله النبي صلى الله عليه وسلم إظهار للشكر على إيجاد الله إياه رحمة للعالمين

Я скажу: «Я нашёл ещё одно доказательство мавлиду. Это хадис, который приводит имам аль-Байхаки, рахимахуллах, от Анаса, разы Аллаху анху, что Посланник Аллаха совершил жертвоприношение за себя после ниспосланного ему Пророчества, хотя его дедушка Абдуль Мутталиб совершил его на седьмой день жизни Пророка а акыка не повторяется. Пророк повторил его, потому что хотел выразить благодарность Аллаху за то, что был ниспослан как милость мирам, и за почёт к его общине.

Далее пишет:

ثم رأيت إمام القراء الحافظ شمس الدين ابن الجزري قال في كتابه المسمى «عرف التعريف بالمولد الشريف» ما نصه : قد رؤي أبو لهب بعد موته في النوم ، فقيل له : ما حالك ، فقال : في النار ، إلا أنه يخفف عني كل ليلة اثنين وأمص من بين أصبعي ماء بقدر هذا – وأشار لرأس أصبعه – وأن ذلك بإعتاقي لثويبة عندما بشرتني بولادة النبي صلى الله عليه وسلم وبإرضاعها له .

Также я прочёл слова имама, хафиза Шамсуддина ибн Джазари (751-833 х/1350-1429 м) в его книге «’Араф ат-та’риф фи мавлид аш-шариф»: «После смерти Абу Ляхаба его видели во сне и спросили, где он. Он ответил: «В Аду, но мне облегчается наказание каждый понедельник за то, что я освободил Сувайбу когда она мне сообщила радостную весть о рождении Мухаммада и о том, что она кормила его»».

Далее пишет:

وقال الحافظ شمس الدين ابن ناصر الدين الدمشقي في كتابه المسمى «مورد الصادي في مولد الهادي» : قد صح أن أبا لهب يخفف عنه عذاب النار في مثل يوم الاثنين لإعتاقه ثويبة سرورا بميلاد النبي صلى الله عليه وسلم ، ثم أنشد : 
إذا كان هذا كافرا جاء ذمه وتبت يداه في الجحيم مخلدا أتى أنه في يوم الاثنين دائما يخفف عنه للسرور بأحمدا فما الظن بالعبد الذي طول عمره بأحمد مسرورا ومات موحد

Хафиз Шамсуддин ибн Насыруддин ад-Димашки (777-842 х/1375-1438 м) сказал в своей книге «Мавраду ас-сади фи мавлидиль хади»:

Передается достоверно, что Абу Лахабу облегчается наказание в Аду каждый понедельник из-за его освобождении Сувайбы, обрадовавшись рождению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Затем продекламировал стихи:

«Если этому неверному, который опорочен в Коране и которому обещаны вечные муки, наказание облегчается каждый понедельник только из-за того, что он обрадовался рождению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то, что ждёт мусульманина, который верует в Единого Бога и всю свою жизнь радуется рождению Пророка?!»

[«Аль-Хафи лиль Фатава», 1/196; глава «Благие намерения в проведении мавлида»]

[1] Ибн Касир в своей книге «Аль-бидая ван-нихая» описывает Музаффара (полное имя – Абу Саид ибн Зайнуддин Али) как одного из самых щедрых и славных правителей. Он выделяет такие его качества, как храбрость, справедливость, религиозная образованность. Каждый год в месяце Раби уль-Авваль он проводил торжества по случаю дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то есть мавлид. Шейх Абу Хаттаб ибн Дихья написал книгу о мавлиде, которую назвал «Аттанвир филь мавлиди аль-башир ван-назир», и подарил её Музаффару, за что тот вознаградил его тысячей динаров. Он (Музаффар) участвовал в осаде крепости Акка, занятой крестоносцами, выкупил из плена мусульман , общее количество которых достигло шестидесяти тысяч. Его жена -Рабиа Хатун бинт Айюб — рассказывала, что Музаффар раздавал свое имущество бедным, а сам ходил в рубахе, которая стоила 5 дирхамов. Замуж за него её выдал Салахуддин аль-Аюби (её брат).

[2] В своей книге «О смерти избранных» Ибн Хилликан, рахимахуллах, изложил биографию Аль-Хафиза ибн Дихья, рахимахуллах, где написал, что тот был одним из известных и высокочтимых учёных. Он посетил Сирию и Ирак. Ибн Дихья прибыл в Ирбиль в 604 г. хиджры и стал свидетелем того, как правитель Музаффар отмечал мавлид. Он написал книгу о мавлиде и прочел её королю. Его наградили тысячей динаров. Музаффар разрешил читать эту книгу вслух во время мавлида.

Похожие материалы