Фикх усыновления

Усыновить ребенка, воспитать его, взять на себя заботу о его образовании и обучении, проявлять доброту и хорошо относиться к нему — это очень благородное и заслуживающее большой похвалы дело. Если ребенок, к тому же, сирота и его некому обеспечивать, награда будет еще больше.

В хадисе, который приводит имам Бухари в своем сборнике «Сахих», Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:

«Я и опекун сироты будем в Раю вот так», — и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соединил указательный и средний пальцы» (Сахих аль-Бухари).

Смысл данного хадиса в том, что тот, кто возьмет на себя заботу о сироте, будет очень близок к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в Раю.

Эта Сунна нашего любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сегодня оставлена, поэтому мы обязательно должны побуждать себя и других исправить это.

Но важно иметь в виду, что по Шариату родственные связи между усыновленным ребенком и приемными родителями не устанавливаются. По Шариату усыновление не имеет юридической силы. Ребенок относится только к его биологическим родителям, а не к тем, кто усыновил его.

Это фундаментальный принцип и правило, установленное в Священном Коране. Во времена невежества (джахилия) люди относились к приемным детям как к родным во всех аспектах. Коран объявил данную практику незаконной, что выражено в следующих аятах:

«Аллах не сделал ваших приёмных сыновей вашими родными сыновьями. Это — лишь только ваши слова, которые вы говорите и которые не основаны на истине и не являются религиозными установлениями. Аллах Единый даёт истинные наставления и ведёт вас к прямому пути. Зовите их (приёмных сыновей) по именам их родных отцов, это — более справедливо перед Аллахом» (Сура «Аль-Азхаб», аят 4-5).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, усыновил сподвижника Зайда ибн Хариса , и другие сподвижники, да будет доволен ими Аллах, сначала стали называть его «Зайд ибн Мухаммад», но, когда были ниспосланы приведенные выше аяты, они снова стали называть его «Зайд ибн Харис».

В свете этого важного принципа Шариата следует принять во внимание следующие моменты:

1) Юридически усыновить ребенка нельзя. Это означает, что менять родословную ребенку и заменять имена его настоящих родителей на имена приемных запрещено. Ребенка необходимо относить к его биологическим родителям, окружающие должны знать, кто настоящие родители этого ребенка.

2) Если женщина кормит взятого на воспитание ребенка грудью, он становится ее молочным родственником. В этом случае ребенок подобен родному ребенку в вопросах соблюдения хиджаба и заключения брака (на него распространяются те же правила, что на родственников категории «махрам»), то есть такой ребенок не может вступить в брак со своей молочной матерью или с ее детьми (так как считается их братом/сестрой). Тем не менее, права на наследство такой ребенок не имеет.

3) Если приемная мать не кормит грудью приемного ребенка, молочное родство между ними не устанавливается и на этого ребенка будут распространяться стандартные правила в вопросах хиджаба и никяха. Такой приемный ребенок имеет право вступить в брак со своим приемным родителем или его ребенком. Если женщина взяла на воспитание мальчика, она должна будет соблюдать в его присутствии хиджаб, как только он достигнет совершеннолетия, и наоборот. Приемный ребенок также должен соблюдать хиджаб (по достижении совершеннолетия) перед своими приемными родителями и их детьми.

4) Приемный ребенок не может получить наследство от своих приемных родителей, относиться к приемному ребенку так же, как к родному, в этом вопросе неправильно. Тем не менее, следует знать, что, хотя приемный ребенок не имеет установленного права наследовать от своих приемных родителей, дозволено (и даже желательно) написать при жизни завещание в его пользу. Такое «завещание» для ребенка может составить треть от всего имущества при условии, что этот ребенок не входит в список наследников.

5) Обязательно следует позволять ребенку встречаться с его настоящими родителями. Препятствовать тому, чтобы ребенок посещал своих родителей, или создавать какие-либо преграды этому означает притеснять ребенка.

6) К приемным детям необходимо хорошо относиться и хорошо себя с ними вести, особенно если эти дети — сироты. Если человек не в состоянии должным образом заботиться о приемном ребенке, не следует брать детей на воспитание, потому что в таком случае вместо награды человек заслужит наказание. 

7) Имущество несовершеннолетнего приемного ребенка следует бережно хранить. Если есть необходимость потратить на ребенка какую-то сумму, дозволено использовать для этого деньги, принадлежащие ребенку. Тем не менее, расходовать средства следует очень осторожно, без излишеств. Запрещено одалживать деньги, принадлежащие ребенку, или отдавать их в качестве милостыни.

А Аллах знает лучше.

Похожие материалы