Хукм закрытия женщиной лица в маликитском мазхабе

Говорит шейх Мухаммад ибн Мустафа аль-Хауджа аль-Ханафи аль-Джазаири, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, в книге «Аль-Любаб фи ахкями-з-зинати ва-л-либас валь-ихтиджааб» (с. 146):
 
«Маликитские комментаторы книги «Мухтасар Халиль» сказали, толкуя следующие слова указанного труда: «…и не дозволено открывать ей в присутствии постороннего мужчины (аджнаби) любые части своего тела, исключая лицо и кисти рук…»:
 
«Разрешается постороннему мужчине-мусульманину смотреть на лицо и кисти рук женщины-мусульманки, даже если нет на то уважительной причины и даже если эта женщина молодая, исключая случай, когда есть страх смуты сердца или когда через взгляд на лицо и кисти рук преследуют цель сексуального наслаждения. Отсюда возникает вопрос: обязательно ли в таком случае сокрытие ее лица или это поощряется (мустахабб)? Известно разногласие по этой части между Ибн Марзуком и Кади Иядом. Мнение же шейха Ахмада аз-Заррука, озвученное им в комментарии к „Аль-Ваглисийя“, состоит в следующем уточнении: „Если женщина красива, то сокрытие её лица обязательно, в противном случае данное действие — „мустахабб“ (поощряемое)».
 
Сказал шейх Улейш Малики, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, в книге «Минахуль-джалиль»:  «…дозволяется ей, женщине, открывать лицо и руки перед посторонним мужчиной, и ему разрешается смотреть на эти части тела, исключая случай страха смуты сердца. Относительно случая, когда есть страх смуты сердца, сказал Ибн Марзук: «Распространённое (среди маликитов) мнение состоит в обязательности сокрытия ее лица и кистей рук». Подобное мнение высказывается также в книге Хаттаба Малики «Мавахибуль-джалиль» (том I, с. 499-500).
 
(цит. по книге «Минахуль-джалиль», том 1, с. 132)
 
Мнение шейха Сайиди Абдуль-Азиза Джаита Малики, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, (этот шейх был в свое время муфтием маликитов в шариатском суде «Ад-Диван» в Тунисе) по поводу закрытия женщиной лица и рук:
 
«Женщина обязана в присутствии посторонних мужчин, которые не являются „махрамами“, закрывать всё тело, кроме лица и кистей рук. И она также обязана закрывать лицо».
 
Мнение шейха Сайиди Бальхаса ан-Наджжара Малики, да будет милостив к нему Всевышний Аллах (этот шейх также был муфтием маликитов в шариатском суде «Ад-Диван» в Тунисе), по поводу закрытия женщиной лица и рук:
 
«Женщина обязана закрывать лицо, а также полностью тело, от взгляда посторонних мужчин так, чтобы оставались открытыми лишь её глаза…»
 
Мнение шейха Сайиди Тахира ибн Ашура Малики, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, по поводу закрытия женщиной лица и рук:
 
«…женщина не обязана скрывать лицо и руки ни от кого. Ведь женское лицо, согласно мнению имама Малика, а также прочих шейхов, не входит в аурат. И эти ученые в качестве довода на то, что лицо женщины не является ауратом и что его не обязательно закрывать, приводят следующие слова Всевышнего Аллаха:
 
Скажи верующим, чтобы они потупляли свои глаза“, —
 
а также слова Всевышнего Аллаха:
 
Скажи верующим женщинам, чтобы они потупляли свои глаза“.
 
Однако сокрытие лица, хотя и не является обязательным, поощряется (мустахабб), как указал Кади Ияд Малики…»
 
(цитировалось по статье «Арау уляма тунус филь-мараати ва-з-заваджи ва-л-либаси аш-шарии»)
 
Говорит имам Абу Абдуллах аль-Куртуби, да будет доволен им Всевышний Аллах, в своем тафсире (том II; с. 2184): «Один из наших маликитских шейхов Ибн Хувайзар Мандад сказал: «Если женщина красива и в сердце может возникнуть смута при взгляде на её лицо и кисти рук, то их сокрытие становится обязательным для неё. Но если женщина стара или некрасива, то открывать лицо и кисти рук для неё дозволено».
 
Таким образом, на основании приведённых изречений ведущих маликитских шейхов и факихов, можно заключить, что относительно закрытия женщиной лица в маликитском мазхабе есть два главенствующих мнения:
 
1. Закрытие лица не обязательно, даже если женщина красива и даже если взгляд на лицо приводит к смуте сердца. При этом на мужчине лежит обязанность опускать взгляд. Однако, несмотря на необязательность данного действия, оно является «мустахаббом», или поощряемым. И к данному мнению склонился Кади Ияд Малики, да будет доволен им Всевышний Аллах.
 
2. Сокрытие лица обязательно для молодой красивой женщины, поскольку взгляд на её лицо ведет к смуте сердца. Что касается пожилой или некрасивой женщины, то сокрытие лица для нее не обязательно, но «мустахабб». И такова позиция, например, шейхов Ахмада аз-Заррука, Ибн Марзука и Ибн Хувайзара Мандада.
 
Следовательно, мусульманину, в частности, маликиту, запрещено говорить, что никаб или сокрытие женщиной лица — это мерзкое нововведение, которому нет основания в Исламе, и что он поэтому выступает против никаба. Да убережет нас Всевышний Аллах от невежества и заблуждения.
Похожие материалы