Многоженство и справедливость

Мы часто слышим о том, что мужчина может жениться больше, чем на одной женщине, но редко приходится слышать об обязательных требованиях, которые нужно соблюдать перед этим. И эти требования куда важнее, чем сама возможность, потому что решение о дозволенности или запретности этого будет выноситься при наличии или отсутствии этих условий. В наши дни множество людей, которые считают себя праведными, задумывается о второй жене, хотя они толком не могут обеспечить первую и не смогут быть справедливыми в отношениях с женами. 
 
Когда такие люди наслаждаются жизнью, они причиняют страдания и боль другим людям и таким образом заслуживают гнев Аллаха и его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Такие люди даже не понимают, что их безрассудное решение приводит их ко множеству грехов и гневу Аллаха, хотя они думают, что следуют предписаниям религии. 

Требования и правила брака и запрет женитьбы, если нет возможности финансово обеспечить жену

В «Шарх аль-Кабир», которая считается одной их самой надежных книг при вынесении фетв в маликитском мазхабе, шейх Ахмад ад-Дардир (ум. в 1201) сказал:
 
«Существует пять правил относительно женитьбы, потому что человек может быть либо заинтересован в женитьбе, либо нет. (1) Если человек хочет жениться и боится, что может совершить зина (прелюбодеяние), то ему обязательно (ваджиб) жениться, даже если ему придется обеспечивать жену запретными средствами. (2) Если человек не боится совершить прелюбодеяние, то для него желательно жениться (мустахаб), (3) кроме случаев, если брак приведет к запретному, в таком случае брак запретен. (4) Если же он не заинтересован в браке и брак может привести к оставлению какого-либо желательного действия (мандуб), то такой брак нежелателен (макрух). (5) В других же случаях ему дозволено жениться, кроме случаев, когда он хочет детей или намеревается совершить благое действие, например, обеспечить бедную женщину. Тогда такое действие желательно (мандуб), если это не ведет к запретному, иначе это запретно». 
 
Здесь шейх Дардир говорит о том, что решение о женитьбе различается в зависимости от ситуации. Обратите пристальное внимание на следующие слова шейха: «(Если человек не боится совершить зина, то для него желательно жениться (мустахаб), кроме случаев, если брак приведет к запретному, в таком случае брак запретен».
 
В своих примечаниях к «Шарх аль-Кабир» шейх Дусуки дает примеры того, что может привести к хараму: «нанесение вреда женщине в виде неспособности совершать с ней половой акт или неспособности финансово обеспечивать». Итак, если это запретно в отношении первой жены, то как же это запретно и дурно в отношении второй жены, когда человек знает, что не сможет ее обеспечить!
 
Что касается обязательности обеспечивать женщину, даже если придется ее обеспечивать запретными средствами, для человека, который боится совершить прелюбодеяние то это передается от Ибн Рихла, который сказал: «Когда человек боится совершить прелюбодеяние, то он обязан себя обезопасить от этого. И он обязан это обезопасить себя, потому что это ему под силу, так же, как ему под силу сторониться брака, который может быть запретным. Поэтому не разрешается совершать запретное, чтобы обезопасить себя от запретного».
 
Также шейх Дусуки пишет, что позиция шейха ад-Дардира основана на правиле, что если человек находится между двумя запретными действиями, то он должен выбрать менее запретное. Зарабатывание запретных средств — менее тяжкий грех, чем прелюбодеяние. 

Что означает выражение «быть справедливым с двумя женами»

Шейх Абу Хасан (ум. в 939) упоминает в своем тексте «Аль-Иззия» то, что он взял из своего известного комментария на «Рисалю», который называется «Кифая ат-талиб ар-раббани»:
 
«Если кто-то женат на двух женщинах или более (неважно, свободная жена или рабыня, мусульманка или женщина из людей Писания (христианка или иудейка)), то необходимо соблюдать справедливость в отношениях между ними. Если же он несправедлив, то он тиран (золим) и грешник, заслуживающий гнева Аллаха и его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Его руководство в молитве и его свидетельства в суде не принимаются. Любой, кто отвергает обязанность быть справедливым между женами, является неверным (потому что он отвергает то, что ясно разъяснено в Коране), и ему дается три дня на покаяние (в своем неверии), и если он не покается, то будет считаться неверным (т. е. он будет считаться вероотступником и, согласно мнению маликитского мазхаба, должен быть казнен).
 
Упомянутое слово „справедливость“ означает следующее — финансовое обеспечение (которое означает обеспечение едой, одеждой и жильем) согласно статусу каждой жены. Если жена знатного происхождения, то обеспечение должно быть согласно ее происхождению; если из низкого происхождения, то согласно ее нуждам.
 
Также справедливость относится и к разделению дней. Поэтому не разрешается мужу входить [в дом жены] ни по какой причине, если это не ее день, так что он просит то, что ему нужно снаружи дома [например, с порога или из окна]. Разделение дней включает как весь день, так и всю ночь [имеется в виду: весь понедельник отдается одной жене, а весь вторник — другой]. Он не имеет права проводить два дня подряд с каждой из жен [например, понедельник и вторник с одной, а среду и четверг — с другой], если только жены не согласны». 
 
Мужчина, который ведет себя несправедливо с женами, считается грешником, потому что это приказ Аллаха, а ослушание приказа Аллаха — это грех. Также причина в том, что это касается другого человека и нарушения его прав. Всевышний сказал: «Если вы боитесь, что будете несправедливы, то женитесь на одной». 
 
Человек отрицающий необходимость справедливости в отношении жен, считается неверным, поскольку законность этого однозначно установлена в Коране. Человек, который утверждает, что мужчина не имеет права жениться на четырех женщинах, также считается неверным. 
 
Муж должен обеспечивать едой, одеждой и жильем обеих жен согласно их положению. Например, если мужчина женился на женщине богатой и знатного происхождения, то он обязан ее обеспечивать соответствующе; если женщина из среднего класса, то обеспечение должно быть соответствующим. Этот вопрос также связан с финансовыми возможностями мужа. 
 
Если, например, понедельник — день первой жены, то ему запретно заходить ко второй жене, если только это не касается неотложных дел, таких, как выплата долга, бизнес или смена одежды, иначе он должен решить проблему, не заходя домой. И нельзя брать, например, первую жену в кафе поесть мороженого или как-то иначе провести с ней время, если это день второй жены, кроме случаев, когда вторая жена согласна отдать свой день или когда она потребует нечто аналогичное взамен. Муж может не проводить два или более дня с женами по личным причинам, но он должен получить разрешение жен, кроме случаев, когда есть сложность, например, если жены живут в разных городах. 
Сейчас очень распространено то, что мужья давят на жен, чтобы те отказывались от части своих прав. Это серьезный грех и явная несправедливость. Несправедливо и заставлять жен жить в одном доме без их согласия, или обделять их финансово, или лишать их дня. Некоторые даже доходят до того, что заставляют жен работать, чтобы те обеспечивали сами себя, потому что сами мужья не способны это сделать. Как сказали ученые, такой человек считается фасиком (грешником) и его слова не принимаются в суде как свидетельство. 
Похожие материалы