Молитва женщины: дома или в мечети?

Вопрос:


За какую молитву женщина получает большее вознаграждение – за молитву дома или в джамаате (в мечети и т. п.)?

Ответ:
 

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете, и только к верующим – на том.

Из ответа шейха Фараза Раббани:

Наш любимый Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что мужчина получает награду за молитву в полной мере только тогда, когда молится с джамаатом в мечети. По поводу молитвы женщины он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молитва женщины в дальней комнате её дома лучше, чем молитва в моей мечети» («лучше» означает, что за неё будет больше награды, а «моя мечеть» – это мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине).

Если бы женщина могла получить вознаграждение за молитву в полной мере только в том случае, если она молится в мечети или с джамаатом, это было бы причиной больших трудностей и духовного упадка для матерей и других категорий женщин, которые обычно находятся в своих домах. Вместо этого Всевышний Аллах Своей безграничной Мудростью и Милостью сделал религиозные обязанности мужчин и женщин соответствующими их роли в обществе.

В молитве в джамаате с мужчинами нет ничего запретного. Более того, если мужчина по какой-то причине не может пойти на молитву в мечеть, ему следует совершить молитву в джамаате со своей семьёй, чтобы получить награду за совместную молитву.

Тем не менее, в целом для женщины нежелательно идти в мечеть для совершения молитвы в джамаате, потому что это идёт вразрез с религиозными обязанностями, возложенными на женщину, как мы увидели выше. НО, если женщина приходит в мечеть с иной целью, например, для получения религиозных знаний, чтобы задать вопрос, встретиться с благочестивыми мусульманками (потому что в наше время далеко не всегда можно встретить верующих людей дома или в месте учёбы, а человеку необходимо духовное общение), в таком случае в том, что она пришла в мечеть и совершает там молитву в джамаате, нет ничего предосудительного.

Вассалам.

Вопрос:

Ассаламу алейкум! Мне всегда говорили, что женщине лучше молиться дома. Раньше я не задумывалась, почему это так. Но недавно прочла на вашем сайте, что причина в том, что молящаяся дома женщина скрыта от посторонних и защищена от того, чтобы украшать себя для похода в мечеть.


Хотя эти причины мне понятны, хотелось бы узнать, есть ли ещё какое-то обоснование данному правилу. Правда ли, что женщина получит бóльшую награду, если будет молиться дома? Хотелось бы узнать, почему это так.

Ответ:

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете, и только к верующим – на том.

Дорогая сестра, молю Аллаха, чтобы мой ответ застал вас в добром здравии и имане.

Спасибо за вопрос.

Почему женщинам лучше молиться дома?

Причины, которые Вы перечислили в своём вопросе, верны. Однако первым и самым важным основанием данного положения служат достоверные хадисы, в которых сказано, что женщине следует молиться дома.

Например, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молитва женщины в дальней комнате её дома лучше, чем молитва в моей мечети».

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что делают сегодня женщины, он запретил бы им посещать мечеть так же, как запретил это иудейкам».

Женщины получают за молитву дома такое же вознаграждение, какое мужчины получают за молитву в мечети.

Традиционно мусульманки оставались в своих домах, чтобы создавать для своей семьи атмосферу спокойствия и любви. Кроме того, необходимо защитить женщину от вредного воздействия и оскорблений, которым она может подвергнуться вне дома.

С практической точки зрения, женщине было бы трудно всегда посещать мечеть для молитвы. И этот момент учитывается Исламом. Если женщина занимается домашними делами и заботится о детях, ходить пять раз в день в мечеть будет для неё слишком тяжело.

Речь не идёт о том, что женщине в принципе запрещено бывать в мечети. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не запрещайте верующим женщинам посещать мечети Аллаха. Если жена одного из вас просит разрешения пойти в мечеть, не следует отказывать ей»[1].

Шейх Фараз Раббани, отвечая на данный вопрос, особо отметил, что женщине можно пойти в мечеть в том случае, если она идёт туда получать религиозные знания либо ради духовного общения со своими сёстрами. Это может быть особенно важно для сестёр, живущих на Западе, потому что часто единственным местом, где можно встретить мусульманок, там является мечеть.

А Аллах знает лучше.

Вопрос:

Правда ли, что женщинам запрещено приходить на молитву таравих[2] в мечети? В чём мудрость этого запрета?

Ответ:

Ассаламу алейкум!

Что касается молитвы в целом, то женщина получает за молитву в глубине своего жилища большую награду, чем за молитву в мечети, а согласно одной из передач, большую награду, чем за молитву в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине[3]. Некоторые учёные указывали на то, что женщина получает за молитву дома такую же награду, как мужчина за молитву в джамаате.

Тем не менее, многие учёные, в том числе шейх Хасан аль-Хинди из Дамаска и муфтий Таки Усмани, подчёркивают, что, если женщина идёт в мечеть, чтобы получить ценные религиозные знания (или другую пользу для своей религии), которые нельзя получить больше нигде, поход в мечеть с данной целью становится для неё не только дозволенным, но и вознаграждаемым при условии, что там не будет смешения полов и, в связи с этим, фитны, а её поход в мечеть не помешает ей исполнять её основные обязанности (например, в случае замужней женщины).

Естественно, посещение мечети должно соответствовать всем нормам Ислама: необходимо, чтобы женщина была правильно одета, добиралась до мечети подходящим безопасным способом, не отправлялась туда одна ночью и избегала смешения с мужчинами.

А Аллах знает лучше.

Вассалам.

[1] Бухари, Муслим.

[2] В месяц Рамадан.

[3] Имеется в виду, что достоинство этого места очень велико.

Похожие материалы