Намерение на весь месяц Рамадан

Вопрос: Является ли обязательным ежедневно намереваться держать пост в месяце Рамадан или же достаточно ограничиться одним намерением на весь месяц, не делая этого каждый день?

Ответ: Согласно шафиитскому мазхабу и мазхабам большинства имамов обязательно ежедневно намереваться держать пост в месяце Рамадан, так как каждый день месяца Рамадан считается отдельным поклонением. Доказательством этого [служит обстоятельство], что если кто-либо нарушит пост одного дня [из месяца Рамадан], то пост остальных дней не нарушается, и он обязан возместить лишь нарушенный день поста.

Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в «Тухфат аль-Мухтадж»: «Условием действительности поста является ежедневное намерение, так как [пост каждого дня в месяце Рамадан] является отдельным поклонением».

Согласно вышеизложенному, намерение, сделанное на весь месяц, будет действительно только для первого дня [месяца Рамадан]. Однако согласно маликитскому мазхабу разрешено сделать намерение поститься на весь месяц, что также передано от имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах). Исходя из этого, в целях предосторожности постящемуся рекомендуется сделать намерение на весь месяц в начале Рамадана, а затем ежедневно обновлять намерение. Если постящийся забудет сделать намерение в какой-либо из дней Рамадана, то ему можно последовать за мнением маликитских ученных, как это разъяснил Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Джавад».

السؤال : هل يجب تجديدُ نية صوم رمضان لكل يوم ، أم تكفي نيةُ صيام الشهر من أول يوم من غير تجديد لكل يوم ؟ الجواب : مذهبنا ومذهب جماهير العلماء وجوبُ تجديد نية الصوم في رمضان لكل يوم ؛ وذلك لأن كلَّ يوم من أيام رمضان عبادة مستقلة وحدها بدليل أنه له بطل صوم يوم لم يبطل غيره ويلزم قضاؤه فقط ، قال في “التحفة” :” ويشترط التبييت لكل يوم ; لأنه عبادة مستقلة”. اهـ وعليه فنيةُ صيام جميع الشهر لا تكفي إلا لليوم الأول. وقد قال المالكية بإجزاء نية صوم جميع الشهر، وهو رواية عن الإمام أحمد، فينبغي للصائم الاحتياطُ بأن ينوي ذلك من أول الشهر ثم يجدد النية لكل يوم بحيث لو نسي النية في يوم ما كفاه ذلك عند المالكية فله تقليدُهم فيه كما أشار إلى ذلك الشيخُ ابنُ حجر في “فتح الجواد” وغيره.

Похожие материалы