Почему немусульмане не могут посещать Мекку и мечеть аль-Харам?

Вопрос: 
 

Почему немусульмане не могут посещать Мекку и Запретную Мечеть (аль-Харам)?
 

Ответ: 
 

Ассаляму алейкум ва рахматуллах,
 

Я молюсь о том, чтобы этот ответ застал вас в добром здравии и крепкой вере.
 

Если отвечать на ваш вопрос коротко: исторически среди факихов были разногласия по этому вопросу. Имам Абу Ханифа считал, что немусульмане могут посещать Мекку и даже Священную Мечеть (аль-Харам), если только они делают это не ради паломничества (хаджа или умры), которое им совершать не дозволено. Данная точка зрения — мнение ханафитского мазхаба, которая до сего дня является крупнейшей правовой школой Ислама. Другие мазхабы, однако, имели иное мнение.
 

Аят 
 

Запрет немусульманам посещать Мекку основан на аяте Корана «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого года не приближаются к Запретной мечети» (9:28).

Год, о котором говорится в аяте, — это девятый год хиджры, в котором был ниспослан данный аят. В аяте подчеркивается конкретный год, чтобы обратить внимание на то, что данное правовое решение (запрет) было вынесено относительно них (многобожников) именно после этого года (Ибн Ашур, Тахрир ват-Танвир).
 

Большинство толкователей Корана (муфассиров) понимают данное утверждение иносказательно: нечистотой (наджаса) являются не сами многобожники (в буквальном смысле), но их вероубеждение (в придании Всевышнему Аллаху сотоварищей) является настолько мерзким представлением о Нем, что это подобно тому, как если бы те, кто представляет Аллаха подобным образом, являлись нечистотой сами по себе.

(Ибн Ашур, Тахрир ват-Танвир; Алуси, Рух аль-Ма ани; Насафи, Мадарик ат-Танзиль; Абу Сууд, Иршад аль-Акль ас-Салим; Абу Хайан, Бахр аль-Мухит; Суюти, Тафсир Джалалайн)


Богословско-правовые разногласия по данному вопросу

 

Что касается предписания (хукм), которое содержится в данном аяте, то исторически по этому вопросу среди факихов существовали разногласия.

Имам Шафии понимал этот аят в таком смысле, что с 9-го года по хиджре многобожникам было запрещено посещать только Священную Мечеть Мекки, но все же они могли посещать остальные мечети, поскольку в аяте речь шла только о данной мечети. Такого же мнения придерживался и имам Ахмад ибн Ханбаль.

Имам Малик толковал этот аят в более общем смысле и поэтому утверждал, что многобожникам (начиная с этого года) было запрещено посещать не только Священную Мечеть Мекки, но и любую другую мечеть вообще.
 

Кроме того, согласно толкованию данного аята, сделанному имамами Шафии, Маликом и Ахмадом, лингвистический термин «Священная Мечеть» используемый в аяте, относится ко всей Священной территории, то есть ко всей Мекке вообще, а также ко всей области вокруг нее (ко всем ее отдаленным областям). Следовательно, данный аят запрещал немусульманам посещать не только Священную Мечеть Мекки, но и вообще всю данную область вокруг нее.

Имам Абу Ханифа считал, что в приведенном аяте речь идет только о фактическом совершении паломничества, а не об обычном посещении, и поэтому считал, что многобожники могли посещать любые мечети (данной области) и даже Священную Мечеть Мекки. По его мнению, им было запрещено только совершать паломничество, хадж или умру, как это было принято делать у многобожников Мекки перед ниспосланием данного аята.
 

(Джасас, Ахкам аль-Куран; Алуси, Рух аль-Маани; Куртуби, Джами ли Ахкам аль-Куран; Ширази, аль-Мухаддаб; Навави, Маджму ; Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар; Касани, Бадаи ас-Санаи; Бухути, Кашшаф аль-Кина)

И только Аллах дарует успех.

(публикуется с сокращениями)

Похожие материалы