Почему необходимо следовать мазхабу? Часть 2

Понимание таклида

1. Что значит термин таклид и кто такой мукаллид?

Термин таклид означает принятие мнения муджтахида в вопросах Исламского права (фикх) без поиска доказательств на данное мнение с убеждением, что слова муджтахида основаны на законных шариатских доказательствах.

Мукаллид – это тот, кто совершает таклид муджтахиду из-за недостатка собственной квалификации для совершения иджтихада.

2. Что значит иджтихад и кто есть муджтахид?

Иджтихад – это процесс извлечения решений из 4 основных источников Шариата: Коран, Сунна, иджма (единогласное мнение ученых) и кыяс (вынесение решений по аналогии с ясными доказательствами из Корана и Сунны).

Муджтахид – это ученый, имеющий необходимую квалификацию для использования инструментов иджтихада.

3. Объясните, пожалуйста, таклид на практическом примере.

В основе в каждой сфере знания лежит принцип таклида, то есть принятие мнения, не ставя под сомнение авторитет профессионалов. К примеру, человек, изучающий медицину, принимает всё, чему его обучают до достижения уровня, когда его квалификации будет достаточно для выражения собственного мнения, для согласия или несогласия с другими профессионалами. Человек, который не имеет образования в этой сфере, или еще не достиг должного уровня квалификации, не имеет права делать какие-либо утверждения в медицине, даже если, например, имеет научную степень в юриспруденции. Таким образом, даже эксперты в юриспруденции, инженерном деле и так далее будут просто мукаллидами в медицинской сфере.

4. Как понимается, что ученый достиг уровня муджтахида?

Когда ученый достигает высшего уровня понимания 4 источников Шариата: Коран, Сунна, иджма и кыяс – и связанных с ними дополнительных наук и при этом соответствует определенному уровню духовного развития, тогда этого ученого считают муджтахидом. Это подтверждается такими словами ученых:

a) Имам аш-Шафии(да будет доволен им Аллах) говорит: «Никому не дозволяется давать фетву в религии Аллаха, кроме человека знающего книгу Аллаха, знающего отменяющие аяты и отмененные (насих валь-мансух), знающего ясные и неясные аяты (мухкам и муташабих); который знает их толкование, знает какие аяты ниспосланы в Медине, а какие ниспосланы Мекке, что под ними подразумевается, и по какому поводу они были ниспосланы. Также необходимо, чтобы он знал хадисы посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует); знал, какие хадисы отменяющие, а какие отмененные, и чтобы он был знающим о хадисах Пророка, также как о Коране. Также он должен быть хорошо осведомлен в различных науках арабского языка, арабской поэзии и всех других науках, необходимых для изучения Шариата и Корана. И вместе с этим он должен быть справедлив, беспристрастен и немногословен, чтобы он был в курсе данных разногласий, и чтобы у него были талант и способность. И если человек соединил в себя всё это, то он может говорить о дозволенном (халяль) и запретном (харам), и выносить решение (фетва[1]), а кто не является таковым, тот не выносит фетву!»[2].

Хафиз Ибн Абдиль Барр записал эти слова имама аш-Шафии, и после подтверждения их словами других великих ученых, добавил следующие условия для муджтахида:

1) Необходимо, чтобы ученый также изучил жизнеописание Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

2) Ученый должен иметь такие знания о жизни сподвижников, которые передали понимание религии от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), так что он может различать хадисы мурсаль[3] и муттасиль[4] Он должен уделять особое внимание жизнеописанию сподвижников и их достоинств.

3) Ученый должен хорошо разбираться в науке, изучающей жизни передатчиков хадисов – как сподвижников, так и тех, кто пришёл после них, и, соответственно, уметь отличать достойных доверия от тех, кто не является таковым[5].

Примечание:

В своем знаменитом труде о науках Корана «Аль-Иткан» (4/185) имам Джалалуддин ас-Суюти детально приводит условия, которым должен соответствовать человек, чтобы быть квалифицированным толкователем Корана. В этой книге приводится следующее:

«…Ученые сказали: толкование Корана позволено тому, кто освоил необходимые науки для толкования. Этих наук пятнадцать:

1) Знание арабского языка. Имам Муджахид сказал: «Не дозволено тому, кто верит в Аллаха и в Последний День, утверждать что-либо в отношении Корана, если он не разбирается на высоком уровне в [различных] высказываниях арабов». Ему недостаточно знать лишь некоторые из них, так как у слова может быть несколько значений. В то время, когда он знает только несколько значений, другие [значения] тоже могут подразумеваться.

2) Синтаксис… 

3) Морфология… 

4) Этимология…

5,6,7) Науки семантика, стилистика, поэтика – три науки, связанные с риторикой, использованием метафор и так далее. Эти три науки являются подразделами науки красноречия, важнейшего знания для толкователя Корана (муфассира)… Так как речь может быть понята полноценно лишь при наличии литературного вкуса. И не каждый, кто изучает только синтаксис, язык или Исламское право  (фикх), сможет толковать речь…

8) Кираат – наука о различных вариантах чтения Корана… С ее помощью одно значение будет иметь предпочтение в многозначных словах и фразах.

9) Акыда – наука об основах вероубеждения…

10) Усуль уль-фикх – основы Исламского права (фикх)…

11) Причины ниспослания различных аятов Корана…

12) Отменяющие и отменяемые аяты…

13) Исламское право (фикх).

14) Хадисы, разъясняющие лаконичные и неясные аяты.

15) Дарованное знание. Это относится к знанию, которым Аллах наделяет тех, кто воплощает на практике то, что знает…».

б) Следующий разговор произошел у имама Ахмада ибн Ханбаля, в котором он отразил необходимый объем знаний в области хадисов, чтобы иметь право считаться муджтахидом:

Однажды человек спросил имама Ахмада: «Если человек, запомнил 100 000 хадисов, может ли он считаться Факихом? Имам Ахмад ответил: «Нет». Человек спросил: «А если 200 000 хадисов»? Имам опять ответил: «Нет». И снова человек спросил: «А если 300 000 хадисов»? Имам опять ответил: «Нет». И снова человек спросил: «А если 400 000 хадисов»? В этот раз имам сделал движение рукой, показывая, что возможно в этом случае он может быть факихом и подходит для того, чтобы выносить фетву самостоятельно[6].

Примечание: 

После упоминания этого случая шейхи Ибн Таймийя и Ибн аль-Кайим привели слова Ибн Шакиля, великого ученого ханбалитского мазхаба:

«Когда я был назначен на пост муфтия в мечети Джами аль-Мансур, я рассказал эту историю с имамом Ахмадом, на что один человек прокричал мне: «И вот, ты находишься на этом посту, но не знаешь столько хадисов, чтобы выносить фетвы!» Я ответил ему: «Несмотря на то, что я не знаю требуемое количество хадисов, все-таки я здесь, и я буду выносить фетвы в соответствии с мазхабом имама Ахмада, который знал это количество хадисов и даже больше».

Ибн Таймийя комментирует это: «Когда муфтий выносит решение в соответствии с мнением своего имама-муджтахида, то, без сомнения, он основывается на достоверном знании. По сути, он лишь передает фетву, полученную от имама, поэтому он не отклоняется от истинного знания»[7]

в) После приведения цитат многих великих ученых о требованиях для совершения иджтихада шейх Мухаммад Аввама добавляет:

«… кроме этого также требуется: украшение благими делами, усердие в поклонении, богобоязненность, оставление бесполезных дел, отрешённость от мирского, чистота души и обладание наилучшими качествами в Исламе[8]. Таким должен быть истинный имам»[9]

Для подтверждения этого шейх приводит несколько примеров и цитат от других выдающихся ученых:

«Имам Малик рассказал: «Я видел Аюба ас-Сахтияни в Мекке в течение двух хаджей и не записывал ничего (хадисы) от него. Во время третьего хаджа я увидел его сидящим возле источника Зам-Зам, и когда бы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не упоминался в его присутствии, он начинал рыдать, и я стал испытывать сочувствие к нему в своём сердце. После того как я увидел его таким (испытывающим такую любовь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха)), тогда я стал брать от него хадисы»[10].

5. Чем занимается муджтахид?

Для ответа на этот вопрос приведем следующий отрывок из книги «Адабуль Ихтиляф» шейха Мухаммада Аввамы (стр. 44-46):

«… по этому вопросу ученые науки усуль (основы исламского права) и факихи (правоведы) единогласны в том, что иджтихад возможен «в тех вопросах, в которых нет неоспоримых доводов (кат`ы)».

«Также широко известно, что доказательства делятся на 4 категории:

1. Неоспоримые как в достоверности, так и в содержании

2. Находящиеся под сомнением как в достоверности, так и в содержании

3. Неоспоримые в достоверности, под сомнением в содержании

4. Неоспоримые в содержании, под сомнением в достоверности

И мы делаем вывод, что иджтихад возможен лишь в трех последних категориях. Что же касается 1-й категории, где доказательства неоспоримы как в достоверности, так и в содержании, то она не входит в сферу законного иджтихада, так как он там неправомочен и не существует различия во мнениях при опоре на такие неоспоримые доказательства. И как говорит Ибн Абидин, «противоречие неоспоримому доводу как в достоверности, так и в содержании, является куфром (неверием), не говоря о том, что это грех»

Шейх Мухаммад Аввама приводит, что хафиз Ибн Таймийя добавил следующее: «… и в это (вопросы, которые находятся за рамками иджтихада) входят то, на чём сошлись первые поколения этой Уммы». Это и есть то, что известно нам как единогласное мнение учёных (иджма). Ученые единодушны в том, что иджма является неоспоримым доводом (кат`ы), которому нельзя противоречить».

6. Муджтахидов было только четыре? 

Нет, сотни муджтахидов жили в первые века Ислама.

7. Назовите несколько самых известных из них?

Одни из самых известных муджтахидов – это Ибрахим Нахаи, Суфьян Саури, аль-Аузаи, Абу Савр, Исхак ибн Рахавайх, Ваки ибн Джаррах, Лайс ибн Саад и другие.

 

[1] Фетва – юридическое заключение на основании Исламского права. Выдачей фетв занимается специальное лицо, которое имеет достаточный уровень знаний и понимания религии.

[2] См. в книге «Асаруль хадис аш-Шариф» шейха Мухаммада Аввамы, стр.178

[3] Мурсаль – это хадис, передаваемый табиином напрямую от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не упоминая последнего передатчика в цепочке перед Пророком (мир ему и благословение Аллаха).

[4] Муттасиль – это хадис, в котором цепочка передатчиков не имеет разрыва.

[5] Шейх Мухаммад Аввама комментирует это условие: «Это связано со следующими науками: 1) Риджаль (передатчики); 2) Джарх ва та`диль – наука, регулирующая правила отвода и принятия передатчиков. Изучение этих двух наук может занять многие годы жизни изучающего шариат». См. в книге «Асаруль хадис аш-Шариф» шейха Мухаммада Аввамы, стр.178

[6] См. в книге «Асаруль хадис аш-Шариф» шейха Мухаммада Аввамы, стр.72

[7] См. в книге «Асаруль хадис аш-Шариф» шейха Мухаммада Аввамы, стр.72

[8] Всевышний Аллах говорит в суре «Лукман» 31, аят 15: «И следуй путем тех, кто обратился ко Мне» (смысл). муфассиры толкуют «тех» как искренние, правдивые рабы Аллаха. («Рух аль-Маани»)

[9] См. в книге «Асаруль хадис аш-Шариф» шейха Мухаммада Аввамы, стр.179

[10] См. в книге «Асаруль хадис аш-Шариф» шейха Мухаммада Аввамы, стр.179

Похожие материалы