Почему необходимо следовать мазхабу? Часть 5

12. Приведите, пожалуйста, как минимум 10 великих хадисоведов, живших в разные века и в разных землях, которые следовали четырем мазхабам.

Ханафитский мазхаб

1) Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари. Великий ученый по хадису, самый старший ученик Имама Абу Ханифы и также ученик Имама Малика. Первый, кто получил титул «кади аль-куда» (главный судья) в Исламе. Умер в 182 г.х.

2) Мухаммад ибн Абдуллах ибнуль-Мутанна. Потомок Анаса ибн Малика, известнейшего сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он был кади (Шариатский судья) в г. Басра, также был учителем по хадису у таких Имамов как Бухари, Ахмад ибн Ханбал, Яхья ибн Маин и др. Умер в 215 г.х.

3) Ахмад ибн Мухаммад, Абу Джафар ат-Тахави. Он был имамом в хадисе и Исламском праве (фикх), автор сборников хадисов «Мушкиль Асар», «Шарх маани аль-Асар» и др. Некоторые ученые считали, что он достиг уровня муджтахида. Умер в 321 г.х.

4) Абу Бакр, Ахмад ибн Али, ар-Рази, аль-Джассас. Он был имамом в Исламском праве (фикх) и хадисе, автор тафсира «Ахкам уль-Куран» и других книг. Умер в 370 г.х.

5) Джамалуддин, Абдуллах ибн Юсуф, аз-Зайлай. Он был имамом в хадисе и Исламском праве (фикх), автор «Насбур Райа». Умер в 762 г.х.

6) Махмуд ибн Ахмад, аль-Бадр, аль-Айни. Он автор «Умдатуль Кари», известного многотомного комментария на Сахих Бухари и некоторых других книг. Умер в 855г.х.

7) Мухаммад ибн Абдульвахид, Камалуддин, «Ибн Хумам». Он был известен как эксперт в каждой шариатской науке. Некоторые даже утверждали, что он соответствовал уровню муджтахида. Он автор «Фатхуль Кадир». Умер в 861 г.х.

8) Касим ибн Кутлубга. Он был великим хадисоведом и правоведом (факихом), автор «Муньятуль Альмаи» и других книг. Умер в 879 г.х.

9) Мухаммад Тахир аль-Фаттани, аль-Куджрати. Шейх Захид аль-Каусари именовал его «маликуль мухаддисин» (повелитель мухаддисов). Он автор «Маджму Бихаруль Анвар». Умер в 987 г.х.

10) Али ибнус-Султан Мухаммад аль-Кари,аль-Харави, аль-Макки более известный как Мулла Али аль-Кари. Он автор таких книг как «Миркатуль Мафатих» – известного комментария на хадисы, «Мишкатуль Масабих» и других. Умер в 1014 г.х.

11) Абдул-Хай, Абуль-Хасанат, аль-Лякнави. Он автор нескольких книг комментариев к хадисам и по Исламскому праву (фикх). Как передал Имам Каусари, среди учёных своего времени, он был наиболее сведущий в науке, занимающейся хадисами шариатских постановлений (ахадису лиль ахкам). Умер в 1304 г.х.          

Шафиитский мазхаб

1) Абдуллах ибн Мухаммад, Абу Бакр, Ибн Аби Шейба. Он был учителем имамов Бухари, Муслима, Абу Давуда и Ибн Маджа, автор сборника хадисов «Мусаннаф». Умер в 235 г.х.

2) Абу Бакр, Ахмад ибнуль-Хусейн, аль-Байхаки. Он был авторитетом в области хадисоведения, автор многотомных работ по этой науке, таких как Сунан аль-Байхаки и других. Умер в 458 г.х.

3) Хусейн ибн Мас`уд, Абу Мухаммад, аль-Багави. Он автор книг по хадису «Шарх ас-Сунна», «Масабих» и толкованию Корана (тафсир) «Маалимут Танзиль». Умер в 512 г.х.

4) Али Ибнуль-Хусейн, Абуль Касим, Ибн Асакир. Он считался большим ученым в науке хадиса, автор многих трудов по хадисоведению и передатчикам хадиса. Умер в 571 г.х.

5) Абдул Азим ибн Абдул Кавий, аль-Мунзири. Он был авторитетом в области хадисоведения, автор книги «Ат-Таргиб ват-Тархиб». Умер в 656 г.х.

6) Мухийддин Абу Закарийя, Яхья ибнуль-Шараф, ан-Навави. Он был великим ученым в области хадисоведения и Исламского права (фикх), автор самого известного комментария на Сахих имама Муслима, также многих других книг. Умер в 676 г.х.

7) Исмаил ибн Умар, Имадудин, Ибн Касир. Он признанный авторитет в области толкования Корана (тафсир) и хадисоведения. Автор «Аль-Байтуль Хатит» и известнейшего тафсира «Тафсир Ибн Касир» и других трудов. Умер в 774 г.х.

8) Абдур Рахим ибнуль-Хусейн, Абуль Фадль, Зайнуддин, аль-Ираки. Великий ученый по Исламскому праву (фикх) и хадисоведению, автор «Тахриджу Ахадисуль Ихья», умер в 806 г.х.

9) Али ибн Абу Бакр, Абуль Хасан, Нуридин, аль-Хайсами. Большой ученый в области хадисоведения, автор «Маджмау Заваид». Умер в 807 г.х.

10) Ахмад ибн Али, Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Он большой авторитет в области хадисоведения, автор самого известного комментария на Сахих имама Бухари «Фатхуль Бари». Умер в 852 г.х.

11) Мухаммад ибн Абдур Рахман, Шамсуддин ас-Сахави. Большой ученый в области хадисоведения, автор многих книг по этой науке. Умер в 902 г.х.

12) Абдур Рахман ибн Абу Бакр, Джалалуддин ас-Суюти. Большой ученый в области хадисоведения, автор многих книг по этой науке. Умер в 911 г.х.

Маликитский мазхаб

1) Мухаммад ибн Абдус Салам, ибн Мухнун, Абу Абдуллах, Аль-Кайравани. Ученый самого высокого уровня в области хадисоведения и Исламского права (фикх), автор многих книг. Умер в 256 г.х.

2) Исмаил ибн Ишак, Абу Ишак, аль-Кади, аль-Джахдами. Современник Имама Бухари, эксперт в хадисоведении, Исламском праве (фикх), науке о чтении Корана (ильмуль кираат). Умер в 282 г.х.

3) Аслам ибн Абдул Азиз ибн Хишам. Верховный судья в Андалусии, хафиз хадисов, эксперт в Исламском праве (фикх). Умер в 319 г.х.

4) Али ибн Мухаммад, Абуль-Хасан, аль-Кабиси. Эксперт в области хадисоведения и Исламского права (фикх). Умер в 403 г.х.

5) Юсуф ибн Абдуллах, ибн Абдиль Барр, аль-Куртуби. Он эксперт в области хадисоведения и истории, автор книги «Ат-Тамхид» – обширного комментария на сборник «Муватта» Имама Малика, также он написал несколько важных книг по хадисоведению. Умер 463 г.х.

6) Ахмад ибн Абдиль Малик, Абуль Аббас, Ибн Абу Джамра. Умер в 532г.х.

7) Мухаммад ибн Абдуллах, аль-Ишбили, Ибн Араби. Великий ученый по Исламскому праву (фикх) и хадисоведению. Некоторые ученые считали его муджтахидом. Он автор комментария на Сунан имама Тирмизи «Аридатуль Ахвази». Умер в 543 г.х.

8) Ийад ибн Муса, аль-Яхсаби, аль-Кади аль-Андалуси. Он эксперт в области хадисоведения и других наук, автор комментария на Сахих имама Муслима. Умер в  544г.х.

9) Мухаммад ибн Мухаммад, ибн Арафа, аль-Варгами, ат-Тунуси. Авторитет практически в каждой из шариатских наук, включая Исламское право (фикх) и хадисоведение. Умер в 803 г.х.

10) Сулейман ибн Халаф аль-Баджи. Великий ученый по Исламскому праву (фикх) и хадисоведению, автор «Ат-Талилу ват-Тарджих лиман Рава анхуль Бухариййю фи-Сахих». Умер в 474 г.х.

Ханбалитский мазхаб

1) Ахмад ибн Джа`фар, Абу Бакр, аль-Катии, Муснидуль Вакт. Он был учителем у многих хадисоведов, таких как Даракутни и других. Он один из передатчиков сборника Муснад Имама Ахмада через его сына Абдуллаха. Умер 368 г.х.

2) Абдур Рахман ибн Али, Абуль Фарадж, Ибн Джавзи. Авторитет практически в каждой из шариатских наук, включая Исламское право (фикх) и хадисоведение, автор многих книг. Умер в 597 г.х.

3) Абдуль Гани ибн Абдул Вахид, Абу Мухаммад, Такиюддин аль-Макдиси. Великий ученый по хадисам. Умер в 600 г.х.

4) Мухаммад ибн Такиюддин, Иззуддин, Абу Фатх. Он эксперт в области хадисоведения и других наук. Его отец Такиюддин также был хафизом хадисов. Умер в 613 г.х.

5) Абдуллах ибн Мухаммад Ибн Куддама, Муваффикуддин. Большой ученый в области Исламского права (фикх), хадисоведения, толкования Корана (тафсир), науки о наследовании и расчёту доли наследников (фараид), основ Исламского права (усуль) и других наук. Автор «Мугни», умер в 620 г.х.

6) Мухаммад ибн Абдул Гани, Абу Бакр, Ибн Нукта, Муинуддин. Он был хафизом и большим ученым  в области хадисоведения, автор «Ат-Такдйид фи Марифатуль Кутуби валь Масанид». Умер в 629 г.х.

7) Мухаммад ибн Абдул Вахид ибн Ахмад, ад-Дийа, аль-Макдиси. Один из самых сильных ученых в области хадисоведения своего времени, автор нескольких книг в этой науки и других. Умер в 643 г.х.

8) Ахмад ибн Абдул Халим, Абу Аббас, Ибн Таймийя. хафиз хадисов. Умер в 728 г.х.

9) Мухаммад ибн Ахмад, Ибн Абдуль Хади, аль-Макдиси. Он эксперт в области хадисов и других наук. Умер в 744 г.х.

10) Абдур Рахман ибн Ахмад, Ибн Раджаб. Известный комментатор Сунана имама Тирмизи и Сахиха имама Бухари, большой ученый в области Исламского права (фикх) и хадисоведения. Умер в 795 г.х.

11) Мухамамад ибн Ахмад, Абуль Аун, ас-Саффараини. Он автор «Ад-Даруль Маснуат  филь Ахадисуль Мавдуат» и других книг. Эксперт в области Исламского права (фикх) и хадисоведения. Умер в 1188 г.х.

Мауляна Сафраз пишет[1]: «О, читатель! У этого океана (знаний) ты не найдешь берегов. Посмотри биографии хадисоведов, правоведов, историков, толкователей, специалистов в области грамматики и других, и проанализируй. И ты поймешь, что как минимум 98 процентов этих ученых были мукаллидами (т.е. следовали определенному мазхабу)»[2].

13. Существовал ли таклид среди сподвижников?

Да, этот принцип был распространен во времена сподвижников. Посмотри на следующие слова:

1. Икрима передает, что жители Медины во время хаджа попросили Ибн Аббаса об ответе на один вопрос. Когда он им ответил, они сказали: «Мы не возьмем твое мнение и останемся при мнении Зайда (ибн Сабита)».[3]

2. Однажды Умар увидел Тальху, который нарядился в цветной ихрам (одеяние в хадже).
… Он сказал: «Вы-группа являетесь имамами, за которыми следуют люди. Если какой-либо невежда увидит такую одежду на тебе, то он станет распространять, что Тальха носит окрашенную одежду в ихраме[4]»[5].

3. Передается, что некоторые очень знающие сподвижники оставляли свое мнение и брали решение тех, кого считали более знающими и достойными. Например, Ибн Мас`уд отдавал предпочтение мнению Умара перед своим, Абу Муса Ашари брал мнение Али, Зайд ибн Сабит – Убаййя ибн Каба…[6], несмотря  на то, что они сами обладали великим знанием.

4.Имам Тавус передает[7]: «Я встречал 70 сподвижников, которые обращались к Ибн Аббасу, когда сами расходились во мнениях по какому-либо вопросу».

5. Поразмысли также над ответом, который Урва дал Ибн Аббасу, на вопрос, который упомянут в пункте 19. «Они (Абу Бакр и Умар) были более знающие о книге Аллаха и Сунне Пророка, чем ты и я».

14. Принцип того, что только особым людям было доверено выносить решения напрямую из источников шариата, существовал ли он и во времена сподвижников?

Да, конечно. Этот положение было еще при сподвижниках, о чем свидетельствуют следующие слова.

Ибн Кайим говорит[8]: «Насколько я знаю, количество тех, кто выдавал фетвы среди сподвижников было около 130. Среди них были как мужчины и женщины. Семеро из них выделялись особым пониманием (Шариата)».

Ибн Аббас говорил, что Умар проводил проповедь в местности Джабия и сказал: «О, люди! Те из вас, кто хочет понимать Коран, пусть спрашивают Убаййя ибн Каба. Те, кто хочет знать о наследовании и о расчёте доли наследников (фараид), должен спрашивать Зайди ибн Сабита. Те, кто хочет знать вопросы Исламского права (фикх), пусть обращается к Муазу ибн Джабалю. Те же, кого интересуют вопросы имущества, пусть приходят ко мне, Аллах сделал меня хранителем и распределителем имущества»[9].

15. Есть ли в наше время ученые, достигшие уровня муджтахида ?

Следующие слова признанного исламского историка Абдуррахмана ибн Мухаммада аль-Магриби (ум. 808 г.х.) прояснят данный вопрос. Он пишет: «… Таклид ограничился на этих четырех имамах во всех городах (мусульманского мира) и последователи других имамов исчезли. Таким образом, когда термины различных (шариатских) наук стали широко распространенными, и  ученые стали встречать огромные трудности в достижении  степени иджтихада, и возникла опасность, что этот уровень могут приписать кому-то  недостойному его или тому, чье мнение или религия не достойны доверия, тогда ученые закрыли двери для (дальнейших) расхождений. В связи с этим они направляли людей на совершения таклида одному из этих четырех имамов и также предостерегали людей от смены мазхабов, если в этом была насмешка или издевательство (над приказами Аллаха). Любой, кто утверждал, что (достиг уровня) иджтихада в эту эпоху отвергался и за ним не следовали. Весь мусульманский мир сошелся  на следовании этим четырем имамам».[10]

В 10 веке хиджры Имам Суюти (ум.911 г.х.) говорил, что достиг уровня иджтихада. Имам Шихаб Ибн Хаджар аль-Хайтами (ум. 974г.х.) передает: «Когда Джалалуддин (Ас-Суюти) стал притязать на иджтихад, выступили против него его современники, бросили вызов и составили для него вопрос, в котором были положения, относительно которых есть по два мнения среди ученых мазхаба. Они желали от него, чтоб, если он достиг в иджтихаде хотя бы низший уровень, а это «иджтихад фетвы», то, пусть поведёт суждение о наиболее предпочтительном из таких мнений, опираясь при этом на довод, согласно правилам муджтахидов. Он же принёс извинения, ввиду того, что был занят и дела удерживали его посмотреть на это».

Имам Рамли (ум. 957г.х.) говорил: «Человек, который имеет представление об абсолютном иджтихаде почувствует стыд перед Аллахом, если припишет (этот уровень) кому-либо из этой эпохи. Например, Ибну Салях (ум. 643г.х.) и его ученики говорили, что он (уровень иджтихада) исчез 300 лет назад. А сам Ибну Салях умер 300 лет назад, следовательно, такого уровня не существует уже около 600 лет».

Мауляна Ашраф Али Танви написал касательно этого: «Противники таклида возражают такими словами: «Получали ли ханафиты (или другие мукаллиды) откровение (вахью), что иджтихада больше не существует?». Хотя (они не понимают что) это божественное решение, что существование каждой потребности происходит тогда, когда в ней есть нужда. Дождь обычно льет  в те месяцы, когда есть в нем нужда в этой местности. Ветер дует, когда он нужен. У животных есть толстая шерсть, в регионах, где низкие температуры, и такие примеры бесчисленны. Таким же образом, когда была нужда в сохранении хадисов, Всевышний создал людей с феноменальной памятью. Людей с такой памятью сейчас не найдешь. Даже противники мазхабов, которые утверждают о следовании хадисам, не способны предъявить хотя бы одного (из их числа), кто заучил хотя бы сборники достоверных хадисов Бухари и Муслима с их иснадами, подобному как сделали это сами великие авторы этих благословенных сборников.

Подобным же образом, когда была нужда зафиксировать шариатские положения, Аллах даровал многим людям большой талант и способности в Исламском праве (фикх) и иджтихаде. И сейчас Шариат записан, его законы и основы выявлены и нужды в этом более нет. Да, в той мере, насколько это необходимо, способность к иджтихаду еще существует, благодаря чему на современные вопросы находят ответы, но основой ему являются принципы, заложенные имамами-муджтахидами».[11]

 

[1]  См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр.120

[2] См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр.240

[3] Сахих аль-Бухари № 1671/1672

[4] Причина, по которой Умар запретил ему надевать эту одежду, является то, что люди, как правило, использовали шафран для изменения цвета (окрашивания) своей одежды, при этом шафран обладает приятным запахом. Использование одежды и предметов, имеющих приятный запах, во время облачения в ихрам – запрещено. Одежда, которую носил Тальха, была окрашена с использованием вещества (глины), не имеющего аромата.

[5] «Муватта» имам Малик

[6] См. в книге «Фаваид фи Улюмиль Фикх», стр. 31

[7] См. в книге «Фаваид фи Улюмиль Фикх», стр. 11

[8] См. в книге «И`лямуль Мувакки`иль» 18/1

[9] Табарани «Авсат»

[10] См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр. 174

[11] См. в книге «Ашрафуль Джаваб», стр. 106

Похожие материалы