Похоронный обряд в Исламе. Часть первая

Раздел о похоронах и обо всём, что с этим связано

Каждому человеку желательно часто поминать смерть[1], особенно имеющему проблемы со здоровьем[2], и быть готовым к встрече с ней посредством покаяния[3]. Также желательно навещать больных, даже если болезнь незначительна, как, например, офтальмия[4], независимо от того, кто болен – друг или враг[5]. Если больной – неверующий-зиммий[6], близость с которым обусловлена родством или соседством, то его также желательно навещать, в противном случае навещение относится к категории дозволенного (мубах).

Больных желательно навещать время от времени[7], но нежелательно долго засиживаться возле них[8]. Однако родственникам и иным близким людям, чьё присутствие приносит радость и спокойствие больным, а также тем, посредством кого они могут снискать благословение (барака), желательно навещать постоянно до тех пор, пока им это не запретят[9].

Если посещающий больного полагает, что больной будет жить, то читает за него мольбу[10] и уходит, в противном случае[11] побуждает его к покаянию[12] и составлению завещания. Если проявляются признаки приближения кончины больного, то ему внушают убеждение в милости Аллаха[13] и поворачивают на правый бок лицом в сторону Киблы. Если повернуть на правый бок сложно, то поворачивают на левый, если и это сложно, то кладут на спину[14]. Затем без назойливости и настойчивости ему внушают произнести слова «Ля иляха илля Ллах»[15], не требуя от него: «Скажи…!». Если он произнесёт эти слова, то его оставляют в покое до тех пор, пока он сам не заговорит о чём-либо другом[16]. Необходимо, чтобы внушающий эти слова умирающему не был претендентом на его наследство и не вёл с ним вражду, это должен быть кто-то другой.

 После смерти человека желательно, чтобы наиболее мягкий из его родственников закрыл ему глаза, сомкнул рот, подвязав чем-нибудь подбородок, смягчил суставы[17], снял одежду, надел вместо неё более лёгкую и положил на живот нечто тяжёлое[18]. Следует поспешить в возмещении его долгов[19] (либо добиться освобождения от них[20]), а также в исполнении его завещания и в подготовке к исполнению обязательств перед ним[21]. Если человек упокоится неожиданно, то необходимо выдержать некоторое время до тех пор, пока не будет уверенности в его кончине[22].

Ритуальное купание покойного, оборачивание в саван, заупокойная молитва, перенос тела и его захоронение – всё это относится к коллективной обязанности (фард кифая)[23].

Купание покойного

Если упокоится мужчина, то наиболее предпочтительным для его купания является следующий порядок:

  • — отец;
  • — дед[24];
  • — сын;
  • — внук[25];
  • — брат;
  • — племянник;
  • — дядя;
  • — сын дяди и т. д. согласно последовательности наследства (асабат);
  • — мужчины из числа родственников;
  • — посторонние мужчины;
  • — супруга;
  • — женщины-махрамы[26] [27].

 Если упокоится женщина, то:

  • — женщины-родственницы[28];
  • — посторонние женщины;
  • — супруг;
  • — мужчины-махрамы[29].

Если отсутствуют махрамы, то купание заменяют таяммумом[30], которое выполняют посторонние мужчины. Такой же принцип применяется относительно купания мужчины при отсутствии женщин-махрамов. В таком случае таяммум совершается через преграду[31].

Если упокоится неверующий, то наиболее предпочтительно, чтобы его купал его родственник-неверующий[32].

Желательно, чтобы покойного купал надёжный, честный человек[33].

В помещении, где омывают покойного, остаётся лишь тот, кто купает, и его помощник[34]. При купании покойного следует накрыть его чем-нибудь[35] и желательно окуривать помещение благовониями на протяжении всего купания[36]. Предпочтительней купать покойного в помещении с крышей и омывать холодной водой[37], не прибегая к тёплой без необходимости[38]. Запрещено (харам) смотреть на аврат покойного[39] и прикасаться к нему без преграды в виде куска ткани.

При купании покойного желательно:

  • — не смотреть на иные части тела покойного, помимо его аврата[40];
  • — не прикасаться к нему без преграды в виде куска ткани;
  • — вывести из его внутренностей остатки нечистот[41];
  • — помыть срамные места;
  • — совершить ему малое омовение[42];
  • — сделать намерение на совершение купания;
  • — троекратное мытьё головы, бороды и тела водой с добавление лотоса (сидр);
  • — при каждом из трёх обмываний провести рукой по животу, и если после троекратного мытья не будет достигнута чистота, то следует обмыть ещё два раза, чтобы общее количество обмываний было нечётным;
  • — добавлять в воду небольшое количество кафура[43], в последнем обмывании желательность усиливается.

Обязательнее действия купания покойного следующее:

  • — доведение воды до всех частей тела[44].

Затем желательно обсушить тело тканью. Если после окончания купания из тела выйдет что-либо, достаточно просто омыть это место[45].

(Из книги «‘Умдат ас-Салик ва ‘Уддат ан-Насик»)

Продолжение следует…

 

[1] Устами и сердцем, так как это удерживает от греховного и подталкивает к благочестию и богобоязненности. В хадисе сказано «Чаще вспоминайте разрушительницу наслаждений – смерть!…» (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Ибн Хиббан, Аль-Хаким)

[2] Так как болезнь – предвестник смерти.

[3] Спеша покаяться, прежде чем смерть настигнет его. К условиям покаяния относятся: раскаяние в содеянном, отказ от совершения греха, твёрдая решимость не возвращаться к греху, заглаживание вины перед тем, кто пострадал от него.

[4] В хадисе от Зайда бин Аркама (да будет доволен им Аллах) говорится: «Навестил меня посланник Аллаха, мир ему и благословение, когда у меня болели глаза». (Абу Дауд)

[5] Так как это может вселить радость в сердце врага и привести к любви и дружбе.

[6] Неверующий, находящийся под защитой мусульман.

[7] Например, каждую субботу или определённое количество дней, в зависимости от близости родства или степени любви и привязанности.

[8] Необходимо уменьшать продолжительность навещения больного.

[9] Сам больной или врач, с целью облегчить состояние больного.

[10] Установленные Пророком (мир ему и благословение) виды молитв.

[11] Например, он готов встретить смерть.

[12] Например, говоря ему: «Покаяние – ключ к исцелению».

[13] В хадисе говорится: «Сказал Аллах Всемогущий и Великий: «Я таков, какого мнения будет обо Мне»». (Аль-Бухари и Муслим)

[14] Таким образом, чтобы голова его была приподнята, лицо обращено в сторону Киблы, а ноги были впереди, но немного ниже.

[15] Чтобы эти слова стали последними словами, сказанными им в этом мире. В хадисе от Муаза (да будет доволен им Аллах) говорится: «Тот, чьими последними словами будет выражение «Ля иляха илля ЛЛах», войдёт в Рай». (Абу Дауд) Также от Абу Саида (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Внушайте своим умирающим слова «Ля иляха илля Ллах»». (Муслим)

[16]Чтобы его последними словами были «Ля иляха илля Ллах».

[17] Руки и ноги, чтобы было легче его искупать и обернуть в саван.

[18] Чтобы он не раздулся.

[19] В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится: «Душа человека удерживается его долгом до тех пор, пока он не освободится от него». (Ат-Тирмизи)

[20] Например, наследник добивается от кредитора покойного перевода долга на себя. Если кредитор даёт на это согласие, то покойный освобождается от долга.

[21] Спешка в купании покойного, оборачивании в саван, совершении заупокойного намаза и погребении.

[22] Появление неприятного запаха от покойного или свидетельство надёжного врача о его кончине.

[23]Обязанность, которая не возлагается на конкретную личность – если её исполнит часть общества, то обязанность спадает с остальных, если не исполнит никто, в грех впадают все.

[24] Со стороны отца, прадед со стороны отца и т. д.

[25] Далее внук, правнук и т. д.

[26] Махрамы – родственницы, брак с которыми запрещён.

[27] Дочь, сестра и т. д. Из женщин наиболее предпочтительна супруга.

[28] Из числа махрамов, таких, как дочь или мать.

[29] Например, отец, дед, сын, внук.

[30] Ритуальное очищение землёй.

[31] Следует протереть лицо и руки покойного платком или чем-то иным после хлопка им о землю, пригодную для таяммума.

[32] Сказано в Коране: «Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу». (Аль-Анфаль,73) Дозволено, чтобы купание покойного-неверующего совершил мусульманин.

[33] Чтобы ему можно было довериться в том, что он полноценно омоет покойного и очистит его. Если в процессе обмывания он увидит нечто удивительное, например, улыбку покойного, то расскажет об этом, а, если увидит какой-либо нехороший признак, то скроет это, так как хула запрещена, если в ней нет пользы, например, такой, как остережение людей от следования пути покойного и его нововведений. В хадисе, переданном от Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах), сказано: «Упоминайте хорошие качества покойных и остерегайтесь упоминания плохих». (Абу Дауд, Аль-Байхаки) В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если кто-то скроет недостатки мусульман, то Аллах скроет его недостатки на этом и том свете». (Муслим) От Айши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не ругайте покойных, поистине, они уже получают за то, что они творили». (Аль-Бухари)

[34] Однако опекун имеет право войти в помещение, если пожелает.

[35] Например, рубашкой (камис), набедренной повязкой (визра) или полотенцем.

[36] Так как благовония скрывают неприятный запах.

[37] Так как она стягивает и укрепляет кожу, в отличие от тёплой воды.

[38] Необходимостью считается удаление с тела грязи или крови, которые не удаляются с помощью холодной воды.

[39] Всем, помимо супруга.

[40] В предании от Али (да будет доволен им Аллах) говорится: «Не выставляйте напоказ свои бёдра! И ни в коем случае не направляйте взоры на бедро живого или покойного». (Абу Дауд)

[41] Приподняв предварительно туловище покойного, омывающий слегка надавливает рукой на его живот несколько раз, выводя из него остатки нечистот, чтобы они не вышли по окончании купания или оборачивания в саван.

[42] Аналогично омовению живого.

[43] Вид благовоний, который отпугивает насекомых от тел покойных.

[44] Примечание: тому, кто омывал покойного, желательно совершить полное омовение, однако это не обязательно. На это указывает хадис, переданный от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Пусть тот, кто омывал покойного, совершит полное омовение, а тот, кто прикасался к нему – малое омовение!» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан). Повеление в хадисе относят к желательному действию, что подтверждается хадисом, переданным от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не нужно полного омовения для тех из вас, кто омывал покойного, достаточно вам помыть свои руки». (Аль-Хаким, Аль-Байхаки) Госпожу Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили: «Обязан ли совершить полное омовение тот, кто омывал покойных?». Она ответила: «Нет». (Ибн Аби Шейба)

[45] Место, до которого дошла нечистота.

Похожие материалы