Посещение могил пророков и праведников

Великий маликитский факих, имам Ибн аль-Хадж аль-Малики (ум. 737 г. по хиджре/ 1336 г.) пишет о посещении могил учёных и праведников, в своей книге «Аль-Мадхаль»:

قال العلامة ابن الحاج المالكي: فَمَنْ أَرَادَ حَاجَةً فَلْيَذْهَبْ إلَيْهِمْ وَيَتَوَسَّلُ بِهِمْ ، فَإِنَّهُمْ الْوَاسِطَةُ بَيْنَ اللَّهِ تَعَالَى وَخَلْقِهِ ، وَقَدْ تَقَرَّرَ فِي الشَّرْعِ وَعُلِمَ مَا لِلَّهِ تَعَالَى بِهِمْ مِنْ الِاعْتِنَاءِ ، وَذَلِكَ كَثِيرٌ مَشْهُورٌ ، وَمَا زَالَ النَّاسُ مِنْ الْعُلَمَاءِ ، وَالْأَكَابِرِ كَابِرًا عَنْ كَابِرٍ مَشْرِقًا وَمَغْرِبًا يَتَبَرَّكُونَ بِزِيَارَةِ قُبُورِهِمْ وَيَجِدُونَ بَرَكَةَ ذَلِكَ حِسًّا وَمَعْنًى 

«Тот, кто имеет какую-либо нужду, пусть идет (на могилы праведников) и обращается к Аллаху через них (их посредничество). Поистине, они являются посредниками между Всевышним Аллахом и Его общиной, такое действие узаконено Шариатом. Хорошо известно, что Всевышний Аллах отвечает на просьбы ради Своих любимцев и такое случалось часто. Учёные на востоке и на западе получали баракат от посещения их могил и чувствовали его»[1].

Также Ибн аль-Хадж сказал о посещении могил пророков: 

وقال ابن الحاج المالكي: وَأَمَّا عَظِيمُ جَنَابِ الْأَنْبِيَاءِ ، وَالرُّسُلِ صَلَوَاتُ اللَّهِ وَسَلَامُهُ عَلَيْهِمْ أجْمَعِينَ فَيَأْتِي إلَيْهِمْ الزَّائِرُ وَيَتَعَيَّنُ عَلَيْهِ قَصْدُهُمْ مِنْ الْأَمَاكِنِ الْبَعِيدَةِ ، فَإِذَا جَاءَ إلَيْهِمْ فَلْيَتَّصِفْ بِالذُّلِّ ، وَالِانْكِسَارِ ، وَالْمَسْكَنَةِ ، وَالْفَقْرِ، وَالْفَاقَةِ، وَالْحَاجَةِ ، وَالِاضْطِرَارِ ، وَالْخُضُوعِ وَيُحْضِرْ قَلْبَهُ وَخَاطِرَهُ إلَيْهِمْ ، وَإِلَى مُشَاهَدَتِهِمْ بِعَيْنِ قَلْبِهِ لَا بِعَيْنِ بَصَرِهِ ؛ لِأَنَّهُمْ لَا يَبْلَوْنَ وَلَا يَتَغَيَّرُونَ ، ثُمَّ يُثْنِي عَلَى اللَّهِ تَعَالَى بِمَا هُوَ أَهْلُهُ، ثُمَّ يُصَلِّي عَلَيْهِمْ وَيَتَرَضَّى عَنْ أَصْحَابِهِمْ ، ثُمَّ يَتَرَحَّمُ عَلَى التَّابِعِينَ لَهُمْ بِإِحْسَانٍ إلَى يَوْمِ الدِّينِ، ثُمَّ يَتَوَسَّلُ إلَى اللَّهِ تَعَالَى بِهِمْ فِي قَضَاءِ مَآرِبِهِ وَمَغْفِرَةِ ذُنُوبِهِ وَيَسْتَغِيثُ بِهِمْ وَيَطْلُبُ حَوَائِجَهُ مِنْهُمْ وَيَجْزِمُ بِالْإِجَابَةِ بِبَرَكَتِهِمْ وَيُقَوِّي حُسْنَ ظَنِّهِ فِي ذَلِكَ فَإِنَّهُمْ بَابُ اللَّهِ الْمَفْتُوحِ، وَجَرَتْ سُنَّتُهُ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى فِي قَضَاءِ الْحَوَائِجِ عَلَى أَيْدِيهِمْ وَبِسَبَبِهِمْ، وَمَنْ عَجَزَ عَنْ الْوُصُولِ إلَيْهِمْ فَلْيُرْسِلْ بِالسَّلَامِ عَلَيْهِمْ، وَذِكْرِ مَا يَحْتَاجُ إلَيْهِ مِنْ حَوَائِجِهِ وَمَغْفِرَةِ ذُنُوبِهِ وَسَتْرِ عُيُوبِهِ إلَى غَيْرِ ذَلِكَ، فَإِنَّهُمْ السَّادَةُ الْكِرَامُ، وَالْكِرَامُ لَا يَرُدُّونَ مَنْ سَأَلَهُمْ وَلَا مَنْ تَوَسَّلَ بِهِمْ، وَلَا مَنْ قَصَدَهُمْ وَلَا مَنْ لَجَأَ إلَيْهِمْ هَذَا الْكَلَامُ فِي زِيَارَةِ الْأَنْبِيَاءِ، وَالْمُرْسَلِينَ عَلَيْهِمْ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عُمُومًا. المدخل في فصل زيارة القبور

«Что касается посещения могил пророков и посланников, да благословит всех их Аллах и приветствует, то желающему посетить их следует направляться к ним (издалека). При этом он должен чувствовать свою ничтожность перед ними (пророками), смирить свой [нафс], ощущать необходимость их помощи. Также ему следует очистить свое сердце и направить его к ним, постараться увидеть их зрением сердца, а не глаз, потому что они (пророки) не подвержены тлению и изменениям. Потом он должен вознести хвалу Всевышнему Аллаху так, как Он этого заслуживает; благословить пророков, просить довольства Аллаха их сподвижниками, а затем попросить милости для тех, кто искренне последовал за ними до Судного дня. Далее ему следует просить Всевышнего Аллаха посредством них, исполнения своих нужд и прощения своих грехов, а также просить помощь посредством их, и просить свои нужды у них самих[2]. При этом человек должен быть уверен, что ему будет оказана помощь через их баракат. Он не должен сомневаться в этом, поскольку такое действие — это открытые врата (для получения помощи) от Всевышнего Аллаха.

Тот, кто не в состоянии посетить их, пусть посылает им салям с упоминанием своей нужды и просьбой о прощении своих грехов и недостатков[3].

Поистине, они — благородные люди, а подобные люди не отвергают тех, кто просит их, и тех, кто обращается через них, и тех, кто направляется к ним, и тех, кто прибегает к ним»[4].

Шейхуль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 гг. по хиджре/1372-1449 гг.), имам верующих в науке ильмуль-хадис, в своей книге «Ад-Дурар аль-камина» говорит об этом ученом (Ибн аль-Хадже) и его книге:

محمد بن محمد بن محمد ابن الحاج أبو عبد الله العبدري الفارسي نزيل مصر سمع ببلاده ثم قدم الديار المصرية وحج وسمع الموطأ من الحافظ تقي الدين عبيد الأسعردي وحدث به ولزم الشيخ أبا محمد بن أبي جمرة فعادت عليه بركاته وصار ملحوظاً بالمشيخة والجلالة بمصر وجمع كاتباً سماه المدخل كثير الفوائد كشف فيه عن معايب وبدع يفعلها الناس ويتساهلون فيها وأكثرها مما ينكروا بعضها مما يحتمل ومات في جمادى الأولى سنة 737 وقد بلغ الثمانين أو جاوزها وأضر في آخر عمره وأقعد ولشيخنا شمس الدين محمد بن علي بن ضرغام ابن سكر منه إجازة. الدرر الكامنة في أعيان المئة الثامنة — ابن حجر العسقلاني 2/99

«Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Хадж Абу Абдуллах аль-Абдари аль-Фариси, который жил в Египте; он учился в своей стране, затем переехал в Египет и совершил хадж. Он изучал книгу «Аль-Муватта» у Хафиза Такиюддина Убайда аль-Асарди, рассказывал хадисы оттуда, обучался у шейха Абу Мухаммада ибн Аби Джумрата, получил от него баракат и стал уважаемым и почитаемым ученым в Египте. Он написал книгу под названием «Аль-Мадхаль фи ш-Шари’иш Шариф аляль Мазахибиль Арба’а», в которой много полезного. В ней он говорит о новшествах, которые вводят люди, не придавая им значения. Большинство из этих (поступков) — порицаемые новшества, но некоторые (из них) допустимы. Он прожил до 80 лет, умер в месяце Джумадуль–авваль, в 737-м году»[5].

[1] Ибн аль-Хадж, «Аль-Мадхаль фи ш-Шари’иш Шариф аляль Мазахибиль Арба’а», раздел посещения могил, 1/388.

[2] Примечание редактора: Под просьбой у них самих имеется ввиду просьба посетителя у пророка или праведника, чтобы он (пророк или праведник) обратился с мольбой к Аллаху за посетителя. Например, вы можете попросить праведника обратиться к Аллаху с мольбою за вас, чтобы Аллах простил ваши грехи и т. п.

[3] Примечание редактора: Желательность просьб праведников о дуа установлена в Сунне. Привел Муслим в своем «Сахихе» от Умара ибн аль-Хаттаба: «Воистину, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Некий человек придет к вам из Йемена, его зовут Увайс, в Йемене у него осталась только мать. Раньше его покрывала  белизна (от проказы), но после того, как он обратился с мольбой к Аллаху, Он избавил его от этого, если не считать одного места величиной с динар или дирхам. Пусть те из вас, кто встретится с ним, попросят его, чтобы он молил Аллаха о прощении для вас». Также в другом риваяте, переданном от Умара  , говорится: «Человек по имени Увайс – самый лучший из таби‘инов. Из близких у него – только мать, а на теле его – белое пятно от проказы. Попросите его сделать за вас дуа, чтобы Аллах простил ваши грехи»».

Имам ан-Навави (631-676 г. по хиджре/1233-1277 гг.) сказал: «В этом хадисе указывается на то, что желательно просить праведных людей о дуа, о прощении Аллаха, даже если просящий лучше них» (ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», 16/95).

[4] Ибн аль-Хадж, «Аль-Мадхаль фи ш-Шари’иш Шариф аляль Мазахибиль Арба’а», раздел «Посещение могил», 1/257

[5] Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Ад-Дурар аль-камина фи а’яни аль-миати ас-самина», 2/99

Похожие материалы