Последняя среда месяца сафар

Шейх Мухаммад Тахир ибн Ашур (1296-1393 гг.х.) сказал:

فنهى النبي — صلى الله عليه وسلم — عن التشاؤم بصفر، روى مسلم من حديث جابر بن عبد الله وأبي هريرة والسائب بن يزيد — رضي الله عنهم — أن رسول الله — صلى الله عليه وسلم — قال: «لا عدوى، ولا صفر». اتفق هؤلاء الأصحابُ الثلاثة على هذا اللفظ..

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал от убеждённости в наличии чего-то плохого в месяце сафар. Муслим привёл хадис от Джабира ибн Абдуллаха, Абу Хурайры и Саиба ибн Язида, согласно которому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И нет ничего плохого в сафаре». Трое этих сподвижников единогласно передают эти слова.

فقد اتفق علماءُ الإسلام على أن اعتقاد نحس هذا الشهر اعتقادٌ باطل في نظر الإسلام، وأنه من بقايا الجاهلية التي أنقذ الله منها بنعمة الإسلام..

Исламские учёные единогласны в том, что убеждение в злополучности этого месяца является ложным, согласно Исламу, и что это остатки джахилии, от которой Аллах избавил нас посредством своей милости – Ислама.

ومن الناس مَنْ يزيد ضغثًا على إبالة، فيضم إلى عقيدة الجاهلية عقيدة أجهل منها، وهي اعتقاد أن يوم الأربعاء الأخير من صفر هو أنحسُ أيام العام. ومن العجب أنهم ينسبون ذلك إلى الدين الذي أوصاهم بإبطال عقائد الجاهلية، فتكون هذه النسبةُ ضلالةً مضاعفة؛ [إذ] يستندون إلى حديث موضوع يروى عن ابن عباس أن رسول الله قال: «آخرُ أربعاء في الشهر يومُ نَحْسٍ مستمر»، وقد نص الأئمةُ على أن هذا حديثٌ موضوع.

Но некоторые люди пошли ещё дальше и добавили к этим убеждениям джахилии ещё более невежественные убеждения, что последняя среда месяца сафар – самый злополучный день в году. Удивительно, что они приписывают это религии, которая завещала им аннулировать убеждения джахилии, и в таком случае это ещё большее заблуждение, так как они опираются на ложный хадис, переданный (якобы) от Ибн Аббаса, согласно которому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Последняя среда месяца сафар – день продолжительного злополучия». Учёные ясно указали, что этот хадис вымышленный.

قال مالك رحمه الله: «الأيامُ كلُّها لله»، وإنما يفضل بعضُ الأيام بعضًا بما جعل الله له من الفضل فيما أخبر بذلك رسول الله — صلى الله عليه وسلم -.

Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Все дни принадлежат Аллаху». И, поистине, одни из них предпочтительнее других благодаря достоинствам, которыми Всевышний Аллах наделил их, исходя из того, что об этом рассказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

ولأجل هذا الاعتقاد الباطل، قد اخترع بعضُ الجهلة المركبين صلاةً تُصلَّى صباح يوم الأربعاء الأخير من صفر. وهي صلاةٌ ذاتُ أربع ركعات متواليات، تُقرأ في كل ركعة منها سورٌ من القرآن مكرَّرة متعددة، وتُعاد في كل ركعة، ويُدعى عَقِبَ الصلاة بدعاء معين. وهي بدعةٌ وضلالة؛ إذ لا تُتَلَقَّى الصلواتُ ذواتُ الهيئات الخاصة إلا من قبل الشرع. ولم يرد في هذه الصلاة من جهة الشرع أثرٌ قويٌّ ولا ضعيف، فهي موضوعة. وليست من قبيل مطلق النوافل؛ لأنها غيرُ جارية على صفات الصلوات النوافل. فليحذر المسلمون من فعلها، ولا سيما مَنْ لهم حظٌّ من العلم. ونعوذ بالله من علم لا ينفع وهوى متبع.

«مقلات ورسائل الشيخ الامام محمد الطاهر ابن عاشور»

По причине этих ложных убеждений некоторые невежды придумали намаз, совершаемый утром последней среды месяца сафар. Этот намаз состоит из четырёх непрерывных ракаатов, и в каждом ракаате читают различные суры из Корана, повторяя их, также в каждом ракаате совершают дуа, и после намаза совершается определённое дуа. Это является новшеством и заблуждением! Поскольку намазы, совершаемые определённым образом, может устанавливать только лишь шариат. Однако в отношении этого намаза не передан ни один хадис, ни достоверный, ни слабый, потому он вымышленный.

Также этот намаз не является одним из видов «общих дополнительных молитв», поскольку не соответствует их качествам. Пусть остерегаются мусульмане совершать этот намаз, особенно те, кто обладает определёнными знаниями.

Да убережёт нас Аллах от знаний, не приносящих пользу, и страстей, за которыми следуют.

(«Макалят ва расаиль шейх имам Мухаммад Тахир ибн Ашур»)

Похожие материалы