Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 9. Действия, которые требуют возмещения поста без каффары

Существует в общей сложности около 50-ти действий, которые нарушают пост и требуют его восполнения, но не требуют совершения каффары: 

1. Человек съел сырое зерно риса, муку или сырое тесто[1]

2. Человек съел большое количество соли за раз (в отличие от малого количества). 

3. Человек съел землю[2] при условии, что поедание земли не является для него обычным делом. 

4. Человек съел мелкие семечки растения или хлопок. 

5. Человек съел бумагу (например, страницу из книги). 

6. Человек съел неспелую айву (не варёную и не солёную). 

7. Человек съел неспелый орех или спелый орех, но вместе со скорлупой. Но, если человек съел неспелый миндальный орех вместе с кожурой, на него ложится обязанность совершения каффары, потому что у миндального ореха нет твёрдой скорлупы[3]

8. Человек съел маленький камень (щебень), железо, медь, золото, серебро и т. п. То же относится к крупному камню, даже если он драгоценный. 

9. Человек поставил себе клизму или глубоко промыл нос[4]

10. Человеку не по его воле налили в рот воды (так, что он не имел возможности выплюнуть её и вода сама прошла  внутрь). 

11. Человек закапал себе в ухо жидкость (воду, масло, жир), и жидкость дошла до среднего уха. Закапывание масла или жира в ухо нарушает пост, согласно иджме учёных ханафитского мазхаба. Но относительно воды в книге «Аль-Мухит» сказано, что закапывание её в ухо не нарушает пост вообще, и это мнение считается достоверным (ас-сахих). Однако самым верным мнением в мазхабе является то, что закапывание в ухо воды нарушает пост, но не требует каффары. 

12. Человек ввёл лекарство через рану на животе так, что оно попало внутрь желудка. 

13. Человеку через рану на голове ввели лекарство, которое достигло мозга. При этом не имеет значения, какое это было лекарство — твёрдое или жидкое. 

14. Человеку в рот попала вода во время дождя или снег, и он не смог сплюнуть попавшую в рот влагу, например, потому что шёл навстречу сильному ветру (т. е. проглотил капли дождя или снег невольно). 

15. Человек по ошибке проглотил воду во время полоскания рта (мадмада), а также случай, когда во время промывания носа (истиншак) при совершении омовения, человек слишком сильно втянул воду в нос (так, что она достигла мозга). 

16. Человека заставили поесть, попить или совершить половой акт. Если женщину заставили совершить с мужем половой акт, на ней не будет обязанности совершить каффару даже в том случае, если она впоследствии перестала сопротивляться принуждению. 

17. Женщина (будь то рабыня или свободная) прервала пост из страха, что не сможет выполнить тяжёлую домашнюю работу, которая лежит на ней, и заболеет[5]

18. Человеку во сне ввели в рот воду так, что она достигла внутренних органов. 

19. Человек поел или попил по забывчивости и, решив, что его пост уже не действителен, сознательно нарушил пост. Даже если ему известен хадис на этот счёт[6], совершать каффару не нужно. Каффара не налагается потому, что существует мнение, которое передаётся от имама Малика, что нарушение поста по забывчивости делает его недействительным. То же касается случая, когда человек совершил по забывчивости половой акт, а затем вспомнил, что постится, решил, что пост уже не является действительным, и продолжил половой акт намеренно либо намеренно принял пищу. 

20. Человек нарушил пост посредством принятия пищи, питья или совершения полового акта, при этом выразил намерение на пост днём[7] или не конкретизировал, какой именно пост собирается держать. Причина отсутствия каффары в том, что, по мнению имама Шафии, да будет доволен им Аллах, ният нужно обязательно совершать в ночное время и конкретизировать вид поста, иначе пост не будет действительным.

[1] Подразумевается, что человек съел эти вещи без масла, жира и т. п. и не посыпал их сахаром перед употреблением.

[2] Исключая песок «армани», который раньше принимали женщины во время беременности. Если человек принял данное лекарство, он обязан совершить каффару.

[3] Считается, что в данном случае человек получает пользу или наслаждение, в отличие от случая, когда он съел орех вместе со скорлупой.

[4] Имеется в виду, что в нос было введено много воды либо лекарство, как делают больным гайморитом.

[5] Приводится в книге «Ат-Татархания».

[6] «Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост», — который приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи.

[7] Т. е. в период от солятуль-фаджр до «дахватуль-кубра».

Похожие материалы