Разъяснение истины о трех видах куфра

Наше время войдет в историю Ислама как самое невежественное время мусульман в отношении своей религии, несмотря на то, что мусульман очень много. Невежество коснулось даже самих основ религии: многие люди не знают, что делает мусульманина мусульманином, полагая, что этническое происхождение определяет его вероисповедание. И одной из самых болезненных и даже трагических форм невежества в наши дни является невежество в вопросах вероотступничества.

Большинство мусульман, даже те, кто считается учеными среди них, полагают, что мусульманин перестает им быть, если выбирает для себя другую религию, например, становится католиком или буддистом, а если человек считает себя мусульманином, то, что бы он ни говорил и ни делал, во что бы он ни верил, он продолжает быть мусульманином.

Вот пример этому. На одном из известных российских исламских сайтов задали вопрос: «Регистрируясь на одном сайте знакомств, на вопрос «Ваше вероисповедание?» мой муж выбрал «не верю в Бога», хотя мой муж — мусульманин. Он объясняет это по-разному. Говорит, что все равно сайт несерьезный, он даже имя свое реальное не дал. Мой вопрос: является ли это куфром?»

Ответ Шамиля Аляутдинова: «Безбожником (кяфиром) он не стал, если не собирался таковым становиться».

Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся. Сложно найти более опасное заблуждение в нашей религии, чем это. Ведь человек может стать вероотступником и умереть им, а сам об этом никогда и не узнает.

Ведь среди ученых четырех мазхабов есть единогласное мнение, что вероотступничество [далее «ридда»] бывает трех видов:

  1. Куфр в убеждениях. Например, человек исповедует, что Аллах имеет начало, или что Аллах может ошибаться, или что у Аллаха может быть сын и т. д. Если человек в это верит, то он уже не считается мусульманином, даже если он эти убеждения не проговаривает и даже если он считает сам себя мусульманином.
  2. Куфр в действиях. Это действия, которые заключают в себе унижение и издевательство над всем, что однозначно относится к религии, например, бросание Корана или книг по Исламу в мусор или грязное место. Это выводит человека из Ислама, если даже он совершал эти действия без желания унизить Коран или Ислам в целом. Для его неверия ставится условие, чтобы он знал, что именно выкидывает, и чтобы он делал это добровольно. А неверием это является, потому что само данное действие – это уже унижение Ислама, даже если человек этот смысл не вкладывает.
  3. Куфр в словах. Это слова, внешний смысл которых содержит в себе явный куфр и которые могут быть поняты только так, например, если человек говорит: «Я не верю в Бога». Сказавший эти слова является кафиром согласно мнению 4 мазхабов, даже если он сказал их в шутку или не считал так на самом деле. Исключение делается в случае, если человека силой принуждали их говорить. Неверием такие слова являются, потому что их автор проявляет пренебрежительное отношение к Аллаху и к самой религии, такое отношение есть неверие.

Это понимание, как мы докажем далее, является общепризнанным пониманием этого вопроса среди ученых четырех мазхабов. Но с распространением модернистского течения «Братья мусульмане», эти вопросы были поставлены под сомнение. Например, известный Саййид Сабик, автор книги «Фикху ас-сунна», пишет, что если человек совершает действия куфра или произносит слова куфра без убежденности в них, то это не выводит из Ислама. Это мнение распространяет современный «ихван», например, аль-Кардави и его последователи по всему миру.

Это искажение Ислама страшно тем, что масса людей может находиться и находится в наши дни в неверии одного из этих трех видов. Если они умрут без покаяния, то попадут в Ад навечно, и вина, во многом, будет лежать на этих «современных алимах», которые, желая якобы «облегчить Ислам» для современных людей, вымостили им дорогу своими «фетвами» прямо в Ад!

Является ли такое поведение истинной заботой об участи мусульман? Нет, конечно, это лишь забота о своем кармане, которые они будут наполнять приятными для нафса фетвами.

Шамиль Аляутдинов пишет: «Ширк или не ширк, куфр или не куфр… Очень не советую вообще в эти темы входить и читать переводные брошюрки по этому поводу. Это может постепенно вылиться в проблемы для вашей личной веры, психики, а также ограничить ваше мышление и мироощущение».

Или: «Я бы вам очень не советовал копаться в вопросах вероотступничества и неверия, особенно через переводную литературу. Если вы не оставите эти вопросы позади себя, то через некоторое время у вас могут возникнуть значительные проблемы с пониманием окружающих вас людей и вашей верой. Вера перестанет быть прекрасным цветущим садом в вашем сердце, и превратится в замысловатые формулировки вашего языка».

Сравните его слова со словами настоящего исламского ученого, имама Усмана ибн Мухаммада ад-Димьяти аль-Бакри[1] из авторитетной книги «Хашият И’анат ат-Талибин»: «Знай, что обычные люди в своей речи употребляют много слов неверия, не подозревая об этом, и на ученых лежит обязанность разъяснять эти вопросы для них, и, может быть, эти люди станут отстраняться от таких слов, чтобы не обесценились их поступки, и чтобы навечно не оказаться в Аду. Изучение этих вопросов очень важно, потому что человек, который не знает зла, попадает в него, не ведая об этом. Причина любого зла – это невежество. А причина любого блага – это знания»[2].

Золотая середина между двумя крайностями

В отношении такфира в наши дни существует две крайности. Первая группа – это крайние такфиристы, которые обвиняют мусульман в неверии глобально: целые группы, страны, государства, мазхабы и т. д. Эти крайние такфиристы исходят из сектантского правила: «Кто мне противоречит, тот кафир».

Они обвиняют в неверии мусульман на основе своего невежества и новшеств, которые ввели их основатели. Сюда относится, например, обвинение в язычестве, направленное на суфиев из-за тавассуля и истигасы, которые суфии совершают и практика которых основана на достоверных хадисах и подтверждена словами ученых. Об этих такфиристах всем известно.

Другие вовсе закрыли глаза на вопросы такфира и вероотступничества, как будто в Исламе вообще этого нет, хотя в любой серьезной книге по фикху уделяют этому внимание. И, как следствие этого подхода, никто не учит, какие слова нельзя мусульманину произносить, какие действия нельзя совершать, что нельзя исповедовать.

Оба этих подхода ущербны и не состоятельны, потому что не соответствуют правилам и принципам, которые изложены в книгах по фикху и, следовательно, ученые, руководствуясь этими подходами, вводят в заблуждение людей и вредят самим себе.

Доказательство из Корана, что есть три вида вероотступничества

1) Словесный куфр. Аллах сказал: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверными после того, как обратились в Ислам»[3].

Имам аль-Куртуби сказал про этот аят: «В этом аяте заложено указание на то, что куфр может быть через все, что указывает на убеждение во лжи».

Имам аль-Байдави сказал в своем тафсире, толкуя слова: «ведь они произнесли слово неверия», — как: «проявили неверие после Ислама»

Иными словами, если человек проявляет словесно неверие, то это выводит его из Ислама, даже если он сердцем в это не верит.

Всевышний Аллах сказал: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?»»[4].

Имам Абу Бакр аль-Джасас, толкуя этот аят, пишет: «В этом аяте [содержится] указание на то, что забавляющийся и делающий это убеждённо одинаковы в проявлении слов неверия, при условии, что над ними не было произведено насилие, потому что эти лицемеры сказали, что их слова были лишь шуткой, а Аллах сообщил, что они стали неверными из-за своей шутки».

2) Куфр действий. Всевышний Аллах сказал: «Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь»[5].

В этом аяте содержится ясный запрет на совершение земного поклона звездам и различным языческим идолам, что рассматривается учеными Ислама как действие куфра.

3) Убеждения куфра. Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений»[6].

В этом аяте содержится указание, что сомнение, например, является видом неверия в убеждении.

Из вышеприведенных аятов ясно, что разделение вероотступничества на три вида: убеждения, деяния и слова – имеет основание в Коране.

Мнения ученых четырех мазхабов во вопросу разделения вероотступничества (ридда) на три вида

Ханафитский мазхаб. Али ибн Мухаммад аль-Баздави сказал: «Издевательство в вопросах ридда – это неверие, не из-за того, над чем издевались, а из-за самого издевательства. Ведь издевающийся совершает это намеренно и добровольно, а издевательство через употребление слов неверия – это унижение истинной религии, и поэтому такой человек становится вероотступником из-за самих этих слов, а не из-за того, над чем он издевался, поскольку суть всего этого одна[7], в отличие от человека, которого заставляют, что означает, что он не верит в то, что его заставляют делать»[8].

Фахруддин ибн Мансур аль-Фаргани аль-Ханафи сказал в «Фатава»: «Если человек совершил неверие языком добровольно, даже если он в душе был верующим, он становится кафиром и не будет верующим перед Аллахом»[9].

Бурхануддин Махмуд ибн Ахмад ибн Мазах аль-Ханафи сказал в книге «Аль-Мухит»: «Если человек произнесет слова неверия, зная, что это слова неверия и с убеждением в них, то он становится неверным. Если он в них не убежден и если не знал, что они относятся к словам неверия, то он является все равно неверным, согласно большой группе ученых, и он не оправдывается невежеством. Если человек произнес слова неверия, а его сердце было наполнено верой, то он неверный и ему не поможет то, что в сердце»[10].

Шафиитский мазхаб. Имам аль-Харамейн Абдуль-Малик ибн Абдуллах аль-Джувейни сказал: «Кто скажет слова неверия, утверждая, что в сердце в этот момент было раскаяние[11] в этих словах, то он кафир внешне[12] и внутренне[13]»[14].

Имадуддин Али ибн Мухаммад аль-Харраси аш-Шафии сказал в своей книге «Ахкам аль-Куран» в толковании аята: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником[15]: «В этом аяте указание, что издевающийся и убежденный одинаковы в проявлении слов неверия, если нет насильственного принуждения, поскольку лицемеры говорили то, что сказали это в шутку, а Аллах сообщил им, что они стали неверными из-за этой шутки. Это указывает на то, что издевательство над знамениями Аллаха – это неверие».

Имам Фахруддин ар-Рази в тафсире «Мафатих аль-Гайб» в толковании аята: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверными после того, как обратились в Ислам»[16]: Третий вопрос. Слова: «…стали неверными после того, как обратились в Ислам», – указывают на следующее:

  1. Издевательство над религией, в какой бы форме оно ни было, является неверием в Аллаха. Ведь издевательство указывает на несерьезное отношение [к Аллаху и Его религии]. А важнейшее правило в отношении веры – это возвеличивать ее настолько, насколько возможно, а эти две вещи [издевательство и возвеличивание] не могут объединиться.
  2. Опровержение тех, кто говорит, что неверие входит только в деяние сердца.
  3. Этот аят указывает на то, что слова, которые были ими произнесены, являются неверием, даже если они до этого были лицемерами, потому что неверие может обновляться в неверном снова и снова.
  4. Куфр может появляться в человеке даже после того, как он стал верующим».

Имам Яхья ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии сказал в книге «Равдат ат-Талибин» в разделе «ридда»: «[Вероотступничество] – это прерывание Ислама. Это иногда может быть из-за слова, смысл которого – неверие, а также может произойти из-за действий, указывающих на неверие, которые совершаются намеренно и с издевательством, например, поклонение идолам или солнцу, или кидание Корана в грязные места, колдовство, в котором есть элементы поклонения солнцу.

Сказал аль-Имам (аль-Джувейни): «В некоторых примечаниях нашего шейха сказано, что действие само по себе не может быть неверием. Но это большая ошибка с его стороны, и я это упомянул, лишь чтобы указать на его ошибку в этом вопросе».

Также неверие может быть из-за произнесенного слова, содержащего в себе смыслы неверия, неважно, сказано это с убеждением, упорством или в шутку»[17].

Имам ан-Навави сказал в своем толковании на «Сахих» Муслима, разбирая вопрос колдовства: «[Колдовство] может иногда быть неверием, а может быть так, что в нем нет неверия, но оно большой грех. Если в нем будут содержаться действия или слова, которые указывают на неверие, то это неверие; если нет, то не [неверие]. Что касается изучения этого и обучения, то это запретно. А если это будет содержать неверие, то [изучение и обучение] также будет неверием»[18].

Такиюддин ас-Субки аш-Шафии сказал в «Фатава»: «Обвинение в неверии (такфир) – это шариатское постановление, причиной которого является отрицание господства Аллаха и Его Божественности или посланнической мисси пророков, либо слова или действия, о которых Шариат говорит, как о неверии, даже если это не было отрицанием[19]»[20].

Сказал Са’дуддин ат-Тафтазани: «Издевающийся в вопросах вероотступничества становится неверным из-за самого издевательства, а не из-за того, над чем он издевался, потому что это форма издевательства над религией. Также это косвенное указание на изменение убеждения, как указывается в словах: ««Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?»[21]. В этом аяте заключен ответ тем, кто утверждает, что вероотступничество якобы случается только при изменении убеждений»[22].

Сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами: «К видам неверия и многобожия относится то, когда человек намеревается это сделать в далекое или скорое время. Такой человек становится моментально неверными. И если человек ставит условием [отступления от Ислама], чтобы нечто произошло, даже если это невозможно, то он также становится неверным. [Или если] он убежден в том, что делает его неверным, или делает или произносит то, что указывает на это, вне зависимости от того, произнесены [слова куфра] с убеждением, упорством или издевательством»[23].

Маликитский мазхаб. Хафиз Юсуф ибн Абдуллах ибн Абдиль-Барр аль-Малики сказал: «Сказал Ибн Исхак: «Есть единогласие ученых, что если человек ругает Аллаха, или Его посланника, или отрицает что-то, ниспосланное Аллахом, или убивает пророка из пророков Аллаха, но при этом он в сердце признает то, что ниспослал Аллах, то такой человек – неверный»»[24].

Кади Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики сказал в своем тафсире в толковании слов: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись»»: «Эти слова были сказаны либо всерьез, либо в шутку, но как бы они ни были сказаны, это будет неверием. Шутка словами неверия – это неверие, и нет расхождения в этом вопросе среди уммы. Утверждение и подтверждение – это брат Истины и знания, а издевательство – это брат лжи и невежества»[25].

Кади ‘Ийяд ибн Муса аль-Малики: «Если человек, оскорбивший Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не хотел этого и не был убежден в этом, но произнес в отношении него слова неверия в виде проклятия, ругани, обвинения во лжи [его или того, с чем он пришел], или отнес к нему то, что нельзя относить, или отрицает то, что обязательно для него, или относит к нему то, что для него недостаток. Например, [он относит] к нему, да благословит его Аллах и приветствует, большой грех, или издевается над тем, как он исполнил посланническую миссию или как он рассудил между людьми, или поставил под сомнение величие его самого, его происхождение и его знание, или его аскетизм, или отрицает то, что общеизвестно из того, что он передавал, или то, что распространилось путем таватур[26], желая таким образом отрицать это сообщение, или говорит всякие глупости и непотребства о нем, или каким-либо способом критикует его, даже если будет доказательство, что он не был убежден, критикуя его, и не подразумевал критику либо его заставило все это сказать невежество, раздражение, опьянение, рассеянное внимание, невнимательность в речи, высокомерие или опрометчивость в словах, то постановление в отношении такого человека – это казнь, поскольку ни у кого нет оправдания в невежестве в вопросах неверия, [и нет оправдания] в заявлениях, что он оговорился или [произнес эти слова под влиянием] чего-либо из вышеупомянутого, если он находился в здравом рассудке, кроме случаев, если его силой заставили сказать это, а его сердце было наполнено верой»[27]

Также он сказал: «Также мы однозначно говорим о неверии каждого, кто произнес слова, указывающие на заблуждение всей уммы, или вынес решение о неверии в отношении любого из сподвижников. Также мы говорим о неверии каждого, кто совершает действие, в отношении которого есть единогласие ученых, что оно может исходить только от неверных, например, поклонение солнцу, луне, идолам, даже если человек утверждает о своем Исламе»[28].

Джалялуддин Абдуллах ибн Наджм ибн Шас аль-Малики сказал: «Вероотступничества может быть проявлено [убеждениями] в явном неверии, словами, которые однозначно содержат неверие, и действиями, которые указывают на неверие»[29].

Шейх Халиль ибн Исхак аль-Малики: «Вероотступничество – это явное [исповедование] неверия, либо слово, которое содержит в себе неверие, либо действие, которое указывает на это, например, выбрасывание Корана в мусор и т. д.»[30].

Ханбалитский мазхаб. Ибн аль-Куддама аль-Макдиси аль-Ханбали о вероотступнике: «Его пост нарушается. И он обязан, [когда вернется в Ислам,] восполнить его. Неважно, принял человек Ислам заново в течение этого для или после. Неважно, связано его вероотступничество с убеждением, которое выводит из Ислама, либо с сомнением в том, из-за сомнения в чем человек впадает в неверие, либо с произнесением слов неверия, издеваясь или не издеваясь. И Всевышний Аллах сказал: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверными после того, как обратились в Ислам»[31].

И все это потому, что пост – это поклонение, условием которого является намерение, нарушенное вероотступничеством, подобно намазу, хаджу, потому что это чистое поколение, и [вероотступничество] аннулирует [пост], так же, как намаз»[32].

Также он сказал: «Кто ругает Аллаха, впадает в неверие, будь это в шутку или всерьез, а также [впадает в неверие тот,] кто издевается над Аллахом, Его аятами, пророками или Его Писаниями. Всевышний Аллах сказал: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверными после того, как обратились в Ислам».

Также надо знать, что, чтобы не наказывать издевающегося, недостаточно просто его Ислама. Покаяние того, кто ругал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не принимается. Тем более, не будет приниматься покаяние того, кто ругает Аллаха»[33].

Мухаммад ибн Муфлих аль-Ханбали сказал: «Вероотступник – это тот, кто намеренно или в шутку отступил от Ислама»[34].

Шейх Мар`и аль-Карамани аль-Макдиси аль-Ханбали: «[Раздел «Положение вероотступника»]: «Это тот, кто стал неверным после своего Ислама. Неверие достигается четырьмя вещами: словом (например, поношение Аллаха, Его Посланника, ангелов, или притязание на пророчество, или придание Аллаху сотоварищей), или действием (например, земной поклон идолам, бросание Корана в мусор), или убеждением (например, убежденность в наличии у Аллаха сотоварища или в дозволенности прелюбодеяния, или спиртного, или подобных вещей, в отношении которых есть однозначное решение Шариата), либо сомнением в чем-либо из этого»[35].

Окончание

Мы осознанно привели так много слов ученых о том, что есть три вида вероотступничества, чтобы у читателя не сложилось ощущение, что это единичное или маргинальное мнение в суннитском фикхе. Наоборот, в этом вопросе есть единогласное мнение ученых, так что противоречить этим словам великих ученых Ахлю-Сунна – это явное заблуждение.

Мы должны понимать, что изучение этих вопросов – индивидуальная обязанность (фардуль-‘айн), то есть обязательно для всех верующих, потому что от этого зависит их иман. Также мы обязаны доводить знания по этим вопросам до мусульман, и в этом – истинная помощь для них, забота о них и проявление братской любви, потому что в основе этого лежит желание, чтобы человек попал в Рай, остерегаясь всего, что может ввести его в Ад навечно. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду.

 

[1] Годы жизни: ум. 1300 г. по хиджре/1883 г.

[2] «Хашият И’анат ат-Талибин», т. 4, с. 233-234.

[3] Сура «Ат-Тауба», аят 74

[4] Сура «Ат-Тауба», аят 65

[5] Сура «Фуссилат», аят 37

[6] Сура «Аль-Худжурат», аят 15

[7] Т. е. если человек в шутку произносит слова неверия, то значит, в его сердце есть определенная степень лицемерия и неверия, которая толкает его на такие действия.

[8] «Кашфу аль-Асрар шарх усуль аль-Баздави», 4/600.

[9] «Фатава Коди Хан», 3/573.

[10] «Фатава Татархания», 5/458.

[11] Т. е. говорил это в шутку.

[12] Перед мусульманами.

[13] Перед Аллахом.

[14] Эти слова аль-Джувейни приводит Ибн Хаджар аль-Хайтами в «Аз-Заваджир» (1/45).

[15] Сура «Ат-Тауба», аят 65

[16] Сура «Ат-Тауба», аят 74

[17] «Равдат ат-Талибин», 7/284-283.

[18] «Шарх Сахих Муслим». Китаб ас-Сихр, Баб ас-Сихр.

[19] Т. е. даже если человек не убежден в этом сердцем.

[20] «Фатава ас-Субки», 2/586.

[21] Сура «Ат-Тауба», аят 65

[22] «Шарх Талвих `аля тавдих», 2/402-403.

[23] «Аз-Заваджир», 1/49.

[24] «Ат-Тамхид», 4/226.

[25] Ибн аль-Араби, «Ахкам аль-Куран», 2/976.

[26] Т. е. то, что передается большим количеством передатчиков, так что они не могут договориться о лжи.

[27] Кади Ийяд, «Шифа», 2/331.

[28] Там же, 2/396-397.

[29] «`Акд аль-джавахир ас-самина фи мазхаб алим аль-мадина», 3/297.

[30] «Мухтасар Халиль», с. 281.

[31] Сура «Ат-Тауба», аят 74

[32] «Аль-Мугни», 4/370.

[33] «Аль-Мугни», 12/298-299.

[34] «Аль-Фуру`», 6/164.

[35] «Далиль ат-Талиб», стр. 317.

Похожие материалы