Разъяснение вопроса о специальных намазах Рагаиб и нисф Шаабан

Альхамдулилля аллязи салля аля-н-набиййи-ль-мустафа уа-с-саляту уа-с-cаляму аля-н-набиййиль-авфава аля алихи уа сахбихи зави-ль-курба

Рабби зидни ильма уарзукни фахман
 
(О Аллах, добавь мне знаний и дай понимание)
 
При первом рассмотрении кауль му’таммад шафиитской школы (утвержденная позиция, на основе которой даются фетвы.) относительно салят-уль-хайр, или намаза серединной ночи Шаабана, заключается в следующем:
 
— данный намаз не имеет законного статуса, и хукм Шариата в отношении совершающего этот намаз — макрух (не харам).
 
Однако факиху, прежде чем апеллировать к этому мнению, необходимо знать тафсиль (разъяснение.) и подробности в этом вопросе.
 
Этот вопрос (масаля) относится к масаля хиляфийя, то есть в отношении него в нашем мазхабе существует смысловой хиляф (истинное разногласие, когда ученые расходятся не в формулировках, а в сути вопроса.) в следующем случае:
 
— Если во время молитвы 15-ой ночи Шаабана (нисф аш-Шаабан) молящийся уточняет намерение своего намаза таким образом:
 
Усалли сунната ляйляти нисфи ша’бана ракатайни лиЛляхи Тааля
 
Я намереваюсь совершать Сунну (намаз) в эту ночь Шаабана двумя ракатами (по два ракаата) ради Всевышнего Аллаха.
 
 В этом случае в нашем мазхабе есть три кауля (позиции)  в отношении того, кто совершат салят ляйлят нисф Шаабан:
 
1. Асль макрух (в основе это макрух), согласно имаму Навави  и другим ученым, потому что это бида кабиха (мерзкое новшество); и по этому тафсилю мнение лишь одного ученого состоит в том, что это харам (упоминается в тексте Фатх аль-Муин (Ианат, 1:270))
 Позиция имама Навави , например, есть в  Маджму (Маджму (4:61)), а мнение, что это харам, есть в Иршад аль Ибад (Аль-Маллибари, Иршад, 24. Тот же автор, что и Фатх аль-Муин).
 
2. Асль мандуб/сунна (в основе сунна), согласно имаму Газали  и другим (это мнение также приводится в учебнике фикха Ианат ат-Талибин (шарх к Фатх аль-Муин) (Ианат, 1:271-2)).
 
Собственное мнение имама Газали приводится в Ихья (Ихья, 1:203-4). И это его мнение не встречается в его работах по фуру фикх – Ваджиз или Васит.
 
3. Асль джаваз/мубах (в основе мубах, согласно решению,  которое предоставил имам Ибн Хаджар  в работе Тухфа и других. Это решение с помощью кыяса к решению имама Ибн Хаджара для молитвы Ишрак, которая, по мнению самого имама, так же, как и намаз нисф Шаабан, не имеет законного шариатского статуса, или, другими словами, совершать ее — макрух (само собой разумеется, что несмотря на то, что основа этого кауля – мубах,  при совершении намаза этим методом само действие приносит награду, таким образом это может рассматриваться как фадиля амаль, что в конечном счете делает его мандуб, поскольку хукм нафиля мутлак – мандуб). Далее мы приведем подробности этого решения; однако оно приводит к тому, что намаз перестает быть салят ляйлят нисф Шаабан.
 
Категоричные утверждения некоторых из факихов прошлого (известные нам из Маджму и крайнее мнение — из Иршад) в отношении молитвы серединной ночи Шаабана, должны быть поняты в надлежащем правовом контексте. Причина этих возражений — опровергнуть мнение тех, кто установил для этой молитвы специальное намерение (что было выведено из позиции имама Газали).
 
Учителям важно указывать своим ученикам, а обычным людям важно взять на заметку то,  что эти возражения были высказаны не оттого, что имамы возражали против совершения ибадата в эту ночь, оживления этой ночи (кыямуль-ляйль), а по академическим соображениям.
 
И это было сделано с тем, чтобы обозначить юридический статус намаза нисф Шаабан как НЕ предписанной Шариатом молитвы, в отличие, например, от таравиха, поскольку недостаточно доводов (будь то из Корана или хадисов) для того, чтобы называть ее таковой — в этом вся суть.
 
Если мы выйдем за рамки цитирования умерших ученых и полагания на ссылки из наших «справочных» книг, то увидим, как живые ученые сегодня понимают высказывания некоторых из наших алимов прошлого. Когда студент, читающий с учителем книги по фикху, доходит до места в Фатх аль-Муин, где говорится что намазы Рагаиб Раджаба или нисф Шаабана – мерзкое нововведение, мудрый учитель по фикху разъяснит эти возражения основываясь на толковании самого же Фатх аль-Муин (Ианат-Талибин).
 
Хиляф по этому вопросу связан с самим форматом намаза, и путь к этому хиляфу объясняет мухаккик нашей школы — имам аль-Курди, строя объяснение на хадисах, связанных со специальными намазами. В результате хиляф становится подлинным:
 
«Ученые расходятся в отношении этого (молитвы нисф Шаабан, например). Есть те, кто говорят, что у него есть цепочка передатчиков  (хоть и проблематичная) и, если все передачи собрать вместе с этим хадисом (его доказательствами в отношении этого вопроса), достигается юридическая степень дозволенного  руководства им для своих действий на базе принципа фадаиль аль-амаль (дополнительные действия поклонения: совершение или оставление чего-либо, помимо обязательного, с целью приближения к Аллаху). Есть те, кто говорят, что его хадис (его довод) сфабрикован, и среди них имам Навави  и, следуя за ним, имам Ибн Хаджар  (это вопрос фикха и то, как его понимают факихи; мнение имама Навави не признает законного с точки зрения Шариата статуса намаза нисф Шаабан) (Аль-Курди, Хаваши, 1:331-332; Ианат, 1:271)«.
 
Таким образом, те, кто следует за мнением, что это мандуб, как, например, имам Газали  (и те, кто защищает эту позицию, например имам Ибн ас-Салях  (вероятно, единственный из мухаддисов нашей школы на этой позиции)), установивший, что эта молитва относится к фадаиль амаль, придерживаются мнения, что многие хадисы касающиеся этой молитвы — даиф (слабые) а не мавду (сфабрикованные) (и наоборот для противоположного мнения.). Правовая основа для этого мнения, что молитва, о которой идет речь, — особенная, и таким образом ее асль — мандуб, поскольку хорошо известно, что в нашей школе можно поступать на основании слабых хадисов (если они не сфабрикованные (мавду)) в вопросах фадаиля, как сам имам Навави утверждает, выводя стандартные правила использования слабых хадисов в своей работе Маджму:
 
«Слабый хадис не может быть использован в качестве первостепенного довода (ихтиджадж) в вопросах дозволенного или запретного (ахкам) и вероубеждения (имеется в виду, что он не может сам по себе быть основой для обязательного подчинения постановлениям Шариата (хукм Шар’ии таклифи)), когда это может привести к греху в вопросах дозволенного (халяль), или запретного (харам), или обязательного (ваджиб), или того, что обозначает зафиксированный юридический статус (хукм Шар’ии вад’и), определяющий целесообразность конкретного действия, как, например, условие его действительности (шарт) или недействительности (мани’). Однако (при условии, что это не сфабрикованный хадис) он может передаваться и может быть использован в вопросах, помимо тех, что касаются халяля и харама (а именно хукмов, не связанных с грехом или тем, что делает действие действительным), ихтията (более предосторожное мнение) или того, что является поощряемым (мандуб/сунна) или порицаемым (макрух). Слабый хадис может быть использован в таких категориях как кысас (нравственные истории), или фадаиль аль-амаль, или таргиб уат-тархиб (внушение людям тяги к хорошему и страха совершать плохое) (Имам Навави, Маджму, 1:93))»
 
Итог: между нашими факихами есть хиляф о правовом статусе молитвы серединной ночи Шаабана. Что нам остается делать? Как мы можем примирить два мнения? И как нам избавить себя от разногласий и обсуждений доводов (тааруд адилля) в рядах ученых, и что нам делать в качестве простых абидов (поклоняющихся)?
 
Нам известно, что среди ученых установлено — и нет хиляфа в этом вопросе у тех же факихов,  которые возражали против особенности молитвы нисф Шаабан (например, имам Навави) — что сама ночь нисф Шаабан, как минимум, особая ночь (выдающийся мухаккик нашей школы имам аль-Байхаки посвятил целую главу достоинствам этой ночи в работе Фадаиль аль-Авкат), что означает, что, как мусульмане, мы должны стараться получить как можно больше  пользы от этой особенной ночи. Мы также знаем, что никто (особенно имам Навави) не возражает тому, кто захочет провести в молитвах всю ночь. Мы также знаем, что есть хиляф в отношении правового статуса конкретной молитвы.
 
Таким образом, для шафиитов есть простое решение избежать этого хиляфа: вместо уточнения намерения о том, что эта молитва — молитва нисф Шаабанв эту ночь выполнять нафиль мутлак (чистый нафиль). Так мы и наши учителя следуем совету имама Ибн Хаджара и решению, приведенному им в отношении другой молитвы, которая, как оказывается, также находится в правовой неопределенности: молитвы ишрак и других специальных намазов (например намаз дней недели — салят аййам аль-усбу’), упомянутых в работах, наполненных пользой и благами, таких, как Кут аль-Кулюб (Абу Талиба Аль-Макки)Ихья  (Имама аль-Газали) и Гунья (Абдуль-Кадира Джиляни), и в других работах такого рода, написанных имамами тасаввуфа (каддасаАллаху асрарахум), все эти молитвы могут считаться фадаиль аль-амаль:
 
 «Эти виды молитв не действительны (если совершать их) с (уточненным: та’йин) намерением, что (например) суфии сделали рекомендацией без каких-либо доводов в Сунне (хадисах). Конечно, если человек сделал намерение совершать неуточненную молитву (как, например, нафиль мутлак, а это значит, что он не выделяет эту молитву) и затем после нее дуа, которое включает в себя истигасу или истихару в общих чертах (то есть истигаса или истихара в этом случае будет специальной причиной или «намерением» для совершения этого особого намаза, совершаемого согласно инструкции, полученной от своего суфийского наставника), то в этом нет вреда (Ибн Хаджар, Тухфа, 2:544). 
 
Табсира для талибов изучающих фикх: Это дело (масаля) — очень деликатное, и наши мудрые учителя объяснили нам его решение, «академическая» разница в действительности заключается в разнице между идафой и зарфом: салят ляйлят нисф Шаабан против салят фи ляйляти нисф Шаабан: ха иляй-хума тахтади! Не спешите быть теми, кто возражает, если вам неизвестны правовые обстоятельства, которые стояли за изначальными возражениями имамов. Поскольку это очень тонкий момент, можно не акцентировать на этом внимание, будьте осторожны!
 
Советуем никому не мешать в его желании совершать ибадат в эту высоко ценимую ночь, даже если в ваших глазах этот человек выполняет «мерзкое нововведение». Помните, в конце концов, что молитва — это очень хорошо, и наш Пророк  сказал (передает Абу Зарр):
 
Ас-соляту хайрун маудуун истаксара уа акалля
 
Молитва — это всегда благо, совершается она в большом количестве или в малом (приводят Таялиси, Ахмад, Ибн Маджа, аль-Баззар, Ибн Хиббан, ат-Табарани (в Кабир и Авсат), аль-Хаким, аль-Байхаки (в работе Шуаб) с разными вариантами).
 
Особенно немудро будет, если вы станете причиной мухаляфа кулюб между человеком и его шейхом в тасаввуфе, от которого он (или она) однозначно получает пользу. На практике вставать во время ночи и наполнять это время поклонением и зикром, ища довольства Аллаха и посвящая себя ему, будь то в мечетях, завиях или в углах своих домов, — распространенный амаль шафиитов, начиная от Хадрамаута, Юго-Восточной Африки и до Восточной Африки (так же, как у ханафитов, маликитов, ханбалитов). Фикх легок для изучения, а адаб — это то, на что уходит вся жизнь. Если кто-то сам хочет совершать это полезное деяние (фадиля)  и хочет избежать новшества, то ему рекомендуется  следовать решению нашей школы (и сам хукм этого решения — мандуб/сунна, следуя общему правилу фикха аль-хуруджу миналь-хиляфи мустахаббун (избегать разногласия — желательно)). Это соединит в себе следование фикху и тасаввуфу. Поистине, в этом смысл слов имама-муджтахида, учителя нашего муджтахида (речь идет об имаме Шафии  и имаме Малике):
 
Ман тасаффафа уа лям уатафакках фа кад тазандака
Уа ман тафаккаха уа лям йатасавваф фа кад тафассака
Уа ман джамаг1а байна хума фа кад тахаккака
 
Кто изучает тасаввуф и не изучает фикх, станет заблудшим.
Кто изучает фикх и не изучает тасаввуф, станет грешником.
Кто соединяет оба — на истинном пути.
 
И также следующие строки (тавиль), которые сочинил его самый известный ученик, следуйте его правдивому совету:
 
Факыхан уа суфийян факун ляйся вахидан
Фа инни ва хакки Лляхи иййякак ансаху
 
Будь обоими: факихом и суфием — и никогда не будь одним из них! Поистине, я наставляю тебя правом Аллаха!
 
Только Аллах и Его Посланник знают самое лучшее и правильное решение!
 
Ар-Раджи мин Раббини ‘авфа ма джанаху
 
 
Библиография:
 
  • Аль-Бакри, Хашият Ианат ат-Талибин, 4 тома, Булак, 1300 по хиджре.
  • Ибн Хаджар аль-Хайтами, Тухфа аль-Мухтадж би Шарх аль-Минхадж ан-Навави в Хаваши аш-Ширвани уа Ибн Касым аля Тухфа аль-Мухтадж, редактор Мухаммад Абдуль Азиз Аль-Халиди, 13 томов, Бейрут: Дараль Кутуб Ильмийя, 1996.
  • Аль-Газали, Ихья Улум ад-Дин, 4 тома, Булак, 1306 по хиджре.
  • Ибн Манзур , Лисануль-Араб, 15 томов, Бейрут: Дарус-Садир, 1955-1956.
  • Аль-Курди, аль-Хаваши аль-Маданийя аля Шарх Ибн Хаджар аля Мухтасар Бафадль аль-Хадрами, в двух томах, Сурабайя: аль-Хидайя, 1397 по хиджре.
  • Аль-Малибари, Иршад аль-Ибад иля Сабиль аль-Рашад, Булак, 1302 по хиджре.
  • Ан-Навави, Аль-Маджму Шарх аль-Мухаззаб, Редактор — Махмуд Матраджи, 22 тома, Бейрут: Дар аль-Фикр, 1996.  
Похожие материалы