Разрешается ли делать дуа о прощении всех грехов всем мусульманам и мусульманкам?

Ибн Хаджару задали вопрос, на который [другие] дали два разных ответа. 

Вопрос был таков: 

«Разрешается ли делать дуа о том, чтобы верующим мужчинам и женщинам простились все грехи и чтобы их освободили от Ада? И первый ответ таков: «Не разрешается». Имам Ибн Абдуссалям и имам аль-Курафи (маликиты) ответили, что не разрешается делать такое дуа, потому что мы так противоречим словам Аллаха и хадисам Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что среди них (верующих) есть те, кто войдет в Ад.

Что касается мольбы о прощении грехов в словах Всевышнего Аллаха в рассказе о пророке Нухе, мир ему: 

{رب اغفر لي ولوالدي ولمن دخل بيتي مؤمنا وللمؤمنين والمؤمنات}

 Смысл: «О Господь, прости грехи мне, моим родителям и тем, кто войдет в мой дом, уверовав, а также верующим мужчинам и женщинам», — и подобное, то она пришла в форме глагола в ходе дуа и не имеет значения обобщенности, потому что глаголы стоят в неопределенной форме и, возможно, имеются в виду, к примеру, все верующие того времени. 

Другие ответили: разрешается делать такое дуа по нескольким причинам. Первая: имамы, да будет доволен ими Аллах, сказали, что хатыбу желательно (сунна) делать дуа верующим мужчинам и женщинам. Вторая причина: имам аль-Мустагфири передал от Абу Хурайры, а тот — от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

ما من دعاء أحب إلى الله من قول العبد اللهم اغفر لأمة محمد رحمة عامة

«Нет дуа, более любимого для Аллаха, чем слова раба: „О мой Аллах, прости грехи умме Мухаммада общей Милостью“».

Так написано в «Аль-Уджаля» и в других известных книгах. Третья причина: шейха Шарафуддина аль-Бурмави спросили о том, можно ли просить о прощении всех грехов и о том, чтобы [верующих] не размещали для допроса? И он ответил: «Просить Аллаха о прощении всех грехов можно. Воистину, Аллах может быть доволен теми людьми, кто этого заслуживает, и освободить просящего от долгов пред Аллахом и людьми. А что касается дуа о том, чтобы не размещали для допроса (т. е. в местности Арасат для отчета), то это просьба о невозможном и нельзя просить об этом. Наоборот, следует просить Аллаха облегчить ему [тяготы] в этом месте». 

Какое из этих мнений правильное?»

Шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, ответил:

Поистине, делать дуа о том, чтобы освободили всех верующих от Ада, запрещено, более того, это куфр, потому что это выставляет ложью священные тексты, указывающие на то, что часть верующих грешников обязательно войдет в Ад. А что касается мольбы о прощении всех грехов, то если человек подразумевает под этим просьбу освободить от Ада всех верующих, то хукм этого мы уже сказали. Если же имеет в виду прощение, из которого следует облегчение грехов одним и прощение грехов другим, или просто сделал такое дуа, без какого-либо намерения, то в этом нет ничего запретного. Если спросить, почему можно с вышеуказанным намерением, то это и так ясно. А что касается дозволенности такого дуа без какого-либо намерения, то [это дозволено,] потому что из такого дуа не следует полное очищение от грехов, поскольку такое дуа используется как в этом смысле, так и в смысле облегчения грехов. Более того, если человек сделает дуа: «О мой Аллах, прости все грехи всем верующим», — и сделает намерение, что просит простить грехи одним и облегчить другим, то и это разрешается. Но если намерение заключается в том, чтобы никого не вводили в Ад, то такое дуа делать нельзя. 

Если человек скажет в дуа: «Прости всем мусульманам все грехи», — и сделает это без какого-либо намерения или с намерением освободить всех от Ада, это харам. Если этим он хотел чтобы некоторым облегчили [тяжесть грехов], то так можно. Разница же между этими двумя примерами ясна из вышеописанного.

Поистине, Аллах повелел Своему Пророку Мухаммаду  просить прощения для верующих мужчин и женщин:

{واستغفر لذنبك }

Смысл: «Проси прощения твоего греха» (сура «Гафир», аят 55), —

а также:

{وللمؤمنين والمؤمنات}

«…и верующим мужчинам и женщинам» (сура «Нух», аят 28). 

Следовательно, необходимо отнести слова Ибн Абдуссаляма и его ученика аль-Курафи к тому, что я разъяснил. 

Итак, мы узнали: обобщение первого отвечающего заключается в запрете, а ответ второго — в дозволенности, а это неправильно. И то, что второй привел в качестве довода хадис от аль-Мустагфири также неправильно, потому что общая Милость не означает прощение всех грехов в смысле очищения от всех них. Поистине, от Ибн Масуда, да будет доволен ими обоими Аллах, передано:

» إن لله رحمة على أهل النار فيها «

«Поистине, Милость Всевышнего Аллаха есть над обитателями Ада в Аду», — потому что Аллах мог наказать их еще сильнее, чем их наказывают. Также Всевышний Аллах сказал: 

{وما أرسلناك إلا رحمة للعالمين}

«Мы не послали тебя кроме как милостью для миров» (сура «Аль-Анбия», аят 107). Следовательно, в послании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть милость и для его врагов, а именно — в том, что их не наказывают сразу. Аллах, Свят Он и Велик, знает лучше.

(Из книги «Аль-Фатава аль-Хадисия» (стр. 86-88). Дамаск: Дар ат-Таква, 2008).

Похожие материалы