Шариатское решение относительно использования талисманов

Вопрос: Каково шариатское решение относительно ношения талисманов (таавиз)? Люди верят в то, что шнурок, который они носят на шее, защитит их, в то время как только Аллах может сделать это. Пожалуйста, скажите, какое шариатское решение тут, многие говорят, что это многобожие (ширк).

Ответ: Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.

Развешивание и ношение талисманов (таавиз), в целом, допустимо для защиты, в лечебных целях, при соблюдении определенных условий:

1)  Талисман должен содержать имена Всемогущего Аллаха или Его атрибуты; 

2) Талисман должен быть на арабском языке;

3) Талисман не должен содержать ничего, что соответствовало бы неверию (куфр);

4) Тот, кто носит талисман, не должен верить, что слова сами по себе могут оказать какое-либо влияние, они могут помочь по воле Всевышнего Аллаха. 

Сообщается от Амра ибн Шуайба, а ему – от его отца, а отцу – от его деда (Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса), что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  часто учил их (сподвижников) тому, что нужно говорить в страшных ситуациях: «Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от Его гнева, зла Его рабов, от наущений шайтанов и того, что они приходят ко мне». Абдуллах ибн Амр учил этим словам своих сыновей, когда они достигали сознательного возраста, а также писал эти слова и вешал их как талисман на шею тех, кто не достиг сознательного возраста»[1].

В книге «Мусаннаф» имам Абу Бакр ибн Аби Шайба сообщает, что многие сподвижники и первые мусульмане (саляфы), включая Саида ибн аль-Мусайиба, Ата, Муджахида, Абдуллы ибн Амра, Ибн Сирина, Убайдуллы ибн Абдуллы ибн Умара и других, говорили о допустимости ношения талисмана[2].

В связи с вышесказанным большинство учёных постановило, что использование талисманов допустимо при соблюдении условий, указанных ранее. Также допустимо пользоваться лекарствами, это не противоречит концепции упования на Аллаха или Единобожия. Тем не менее, недопустимо думать, что талисман сам по себе может оказать какой-либо эффект, как недопустимо считать, что лекарства лечат сами по себе. Что касается передач некоторых учёных, включая Ибн Мас’уда, о том, что ношение талисмана является многобожием (ширк), то речь здесь идет о талисманах, которые похожи на те, что носились во времена невежества (джахилийя), или если носящий талисман полагает, что он сам по себе защищает, а не Аллах, или если талисман содержит запрещённые заклинания или молитвы, значение которых неизвестно.

Великий правовед ханафитской школы имам Ибн Абидин говорил в «Радд аль-Мухтар»: «Нельзя пользоваться талисманами, если они написаны не на арабском языке, поскольку их значение тогда не известно. Они могут содержать черную магию, неверие или недопустимые заклинания. Тем не менее, если они содержат аяты Корана или общепринятые молитвы (дуа), тогда нет ничего плохого в том, чтобы носить их».

Ибн Таймийя написал в «Фатава»: «Для больного, а также человека, испытывающего трудности, можно написать определенные аяты из Корана чистыми чернилами, затем смыть их и дать выпить. Сообщается, что Ибн Аббас упоминал определённое дуа, которое необходимо написать и положить рядом с женщиной, испытывающей родовые муки». Наш господин Али сказал: «Это дуа должно быть написано и привязано к руке женщины. Мы не испытывали ничего более удивительного»[3]

Ученик Ибн Таймийи, Ибн Каййим также передаёт от некоторых праведных предшественников, включая великого имама Ахмада ибн Ханбала, да смилостивится над ним Аллах, о допустимости использования талисманов. Впоследствии Ибн Кайим сам приводил различные талисманы[4].

На основании выше изложенного становится ясно, что, в общем и целом, использование талисманов не является чем-то запрещённым или многобожием. Тем не менее, необходимо, чтобы были соблюдены изложенные выше условия. Сегодня мы встречаем людей, которые стали жертвами крайностей. Есть люди, которые объявили все виды талисмана многобожием (ширк) и неверием (куфр). Другие, напротив, полагают, что талисманы всесильны. Оба мнения неверны. Использование талисманов допустимо, но с умеренностью. Обычно лучше почитать дуа, которые принято читать в случае любых трудностей или болезней, параллельно прибегая к медикаментозному лечению. Тем не менее, допустимо использовать талисманы. Если есть опасность, что человек станет думать, что талисман действует сам по себе, такому человеку нельзя давать талисман. Это решение должен принять человек, дающий талисман, мы не можем решать за него. Есть люди, которые никогда не делают дуа и небрежны в соблюдении предписаний Шариата, но полагаются на талисманы. Таким людям нельзя давать талисманы, лучше направить их на прямой путь.

Однажды сестра попросила меня подсказать ей дуа или написать что-нибудь для неё, чтобы она вышла замуж за того, кого хочет. Ещё она сказала, что её дуа не были приняты. Тогда я спросил: «Ты покрываешься, когда выходишь из дома?» Она ответила: «Нет». Я спросил: «Ты совершаешь намаз?» И снова ответ был: «Нет». Тогда я сказал: «С завтрашнего дня ты будешь читать это специальное дуа после утреннего намаза, и ты будешь делать это в течение 6 месяцев. ИншаАллах, твоё дуа будет принято. Также очень сильным талисманом будет, если ты будешь читать определённое дуа и покрываться, перед тем как выйти из дома!».

В заключение хочу сказать, что, в целом, допустимо использовать талисманы при соблюдении вышеупомянутых условий. Тем не менее, если в этом будет что-то недопустимое, то это не разрешено. А Аллах знает лучше.

[1] Передали Абу Давуд и ат-Тирмизи. Имам ат-Тирмизи отнёс этот хадис к достоверным.

[2] Ибн Аби Шайба, «Аль-Мусаннаф», 5/439.

[3] Ибн Таймийя, «Маджму аль-Фатава», 19/65.

[4] Ибн Кайим, «Зад аль-Маад», 3/180.

Похожие материалы