Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 11. Порицаемые и желательные действия во время поста

К макруху (порицаемому) во время поста относятся семь вещей: 
 

  1. Пробовать пищу на вкус[1]. Если женщина готовит пищу и нет никого, кто мог бы попробовать её (например, на соль), кроме неё самой[2], пробовать пищу дозволено без макруха. Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку. Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. Если муж не обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, пробовать на вкус то, что готовишь, не следует.
  1. Жевать жевательную резинку при условии, что в процессе жевания от неё ничего не отделяется (будь то сахар или мелкие частицы), в противном случае, жевать её является харамом. Данное правило относится как к мужчинами, так и к женщинам. Вне поста жевать жевательную резинку – мустахабб для женщины и макрух для мужчины, если мужчина делает это на людях (в уединении макрух спадает). Жевать жевательную резинку вне поста с целью избавиться от неприятного запаха изо рта дозволено.  3. Целовать жену/мужа, если есть вероятность, что человек в результате не сдержит себя и совершит половой акт или что выделится семя. То же относится к «мубашаратуль-фахиша»[3]

    4. Покусывать губу жены[4]

    5. Копить во рту слюну, а затем проглатывать большое количество слюны за раз, так как, по мнению имама Шафии, да будет доволен им Аллах, данное действие нарушает пост. 

    6. Выполнение тяжёлой работы, если у человека велика уверенность, что эта работа ослабит его и он будет вынужден прервать пост. 

    7. Совершение кровопускания, если велика вероятность, что оно ослабит человека и он будет вынужден совершить ифтар. 

К макруху не относятся следующие девять действий:
  1. Поцелуи и «мубашаратуль-фахиша», если у человека нет опасения, что это может привести к совершению полового акта. На это положение указывает довод в виде хадиса, в котором Айша, да будет доволен ею Аллах, говорит, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал подобные действия во время поста[5]. Однако, по мнению имама Мухаммада, «мубашаратуль-фахиша» во время поста является макрухом в любом случае. 

2. Нанесение жира или масла на усы. 

3. Нанесение сурьмы на ресницы. 

4. Хиджама[6]при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден совершить ифтар. 

5. Использование сивака. В том числе и использование сивака в конце дня. В шафиитском мазхабе, использование сивака во время поста после наступления солятуль-зухр является макрухом. Согласно ханафитскому мазхабу, использование сивака является сунной в любом случае, доводом этому служит хадис, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Одно из лучших качеств постящегося – это использование сивака»[7], а также хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня[8]. Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что использование смоченного в воде сивака является макрухом. 

6, 7. Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения. 

8, 9. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, во время поста заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост. 

Желательные (мустахабб) действия во время поста:

Сухур и ифтар. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте сухур, воистину, в сухуре заключён для вас баракят»[9]

Если человек совершает сухур, его награда за пост увеличивается. Однако не следует слишком много съедать во время сухура, так как это противоречит смыслу поста[10]

Также на эту тему существует следующий хадис: «Три вещи из нравственности Посланника, да благословит его Аллах и приветствует – вскоре после захода солнца принимать ифтар, незадолго до рассвета принимать сухур и класть правую руку на левую во время совершения молитвы»[11]

Если небо затянуто тучами, желательно немного оттянуть ифтар, чтобы не ошибиться. В целом желательно принять ифтар до того, как на небе станут отчётливо видны звёзды. 

В качестве сухура достаточно выпить глоток воды. На этот счёт Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В сухуре содержится баракят, даже если человек выпил только глоток воды. Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур».

[1] Даже во время поста нафль.

[2] Это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда.

[3] Соприкосновение половых органов мужчины и женщины без совокупления.

[4] При этом подразумевается, что её слюна не попадает в рот мужу, иначе это действие нарушает пост.

[5] Хадис приводят имам Бухари и имам Муслим.

[6] Кровопускание.

[7] Хадис приводят Ибн Маджа, аль-Байхаки, ад-Даракутни.

[8] Хадис приводит имам Ахмад.

[9] Хадис приводят имам Ахмад, имам Бухари и имам Муслим.

[10] Пост предполагает определённую тяжесть для человека.

[11] Приводят имам Мухаммад, имам Абдур-Разак и имам аль-Байхаки.

Похожие материалы