Запрещено отмечать праздники неверных

Имам, хафиз Джалалуддин Абдуррахман ибн Абу Бакр ас-Суюти аш-Шафии (849-911 гг. по хиджре/1445-1505 гг.) сказал в книге «Амру би-ль-иттиба’ ва нахью ‘ан ибтида’» (стр. 44-49):

ومن البدع المنكرات مشابهة الكفار في أعيادهم ومواسمهم الملعونة، كما يفعل كثير من جهلة المسلمين في مشاركة النصارى وموافقتهم فيما يفعلونه في خميس البيض الذي هو أكبر أعياد النصارى

«К порицаемым нововведениям относится уподобление неверующим в их проклятых праздниках, как поступают многие невежественные мусульмане в обществе христиан, и совершение тех же поступков, что они совершают в «праздник рождества христова» — самый большой христианский праздник».

Далее он пишет:

ومما يفعله كثير من الناس في فصل الشتاء، ويزعمون أنه ميلاد عيسى عليه السلام، فجميع ما يصنع أيضاً في هذه الليالي من المنكرات، مثل: إيقاد النيران، وإحداث طعام، وشراء شمع، وغير ذلك؛ فإن اتخاذ هذه المواليد موسماً هو دين النصارى، وليس لذلك أصل في دين الإسلام. ولم يكن لهذا الميلاد ذكر في عهد السلف الماضين، بل أصله مأخوذ عن النصارى

«Порицается то, что некоторые мусульмане отмечают праздники зимой, считая, что празднуют день рождения Исы (мир ему), а также всё то, что совершается в эти ночи. Это относится, например, к разжиганию огней, приготовлению пищи, покупке свечей и тому подобным приготовлениям. Празднование этих дней является частью религии христиан, а в Исламе этому нет никаких оснований. Этот день не упоминался у прежних поколений мусульман и заимствован у христиан.

ومن ذلك أعياد اليهود أو غيرهم من الكافرين أو الأعاجم والأعراب الضالين، لا ينبغي للمسلم أن يتشبه بهم في شيء من ذلك، ولا يوافقهم عليه، قال الله تعالى لنبيه محمد : “ثُمَّ جَعَلْنَاكَ عَلَىٰ شَرِيعَةٍ مِنَ الْأَمْرِ فَاتَّبِعْهَا وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَ الَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ إِنَّهُمْ لَنْ يُغْنُوا عَنْكَ مِنَ اللَّهِ شَيْئًا ۚ وَإِنَّ الظَّالِمِينَ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ ۖ وَاللَّهُ وَلِيُّ الْمُتَّقِينَ”. قال تعالى لنبيه : “وَلَئِنِ اتَّبَعْتَ أَهْوَاءَهُمْ مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَكَ مِنَ الْعِلْمِ ۙ إِنَّكَ إِذًا لَمِنَ الظَّالِمِينَ”.

Таково же положение и праздников иудеев или иных неверных, доисламских арабов и не-арабов. Мусульманин не должен уподобляться им ни в чём подобном и не должен поддерживать их в этом.

Аллах сказал своему пророку (смысл): «Затем Мы дали тебе (Мухаммад) законы (Шариат) из повелений (Аллаха). Следуй им и не потакай прихотям тех, кто не знает (истины). Они никак не избавят тебя от (наказания) Аллаха. Поистине, несправедливые (неверующие) — помощники друг другу, а Аллах — Помощник (и Покровитель) богобоязненных (верующих)». (Сура Аль-Джасия, аяты 18-19). Также Аллах сказал: «Но если ты станешь потакать их прихотям после того, как к тебе пришло знание (откровение), то ты, без сомнения, станешь одним из несправедливых» (сура Аль-Бакара, аят 145).

فإذا كان هذا خطابه لنبيه ، فكيف حال غيره إذا وافق الجاهلين أو الكافرين وفعل كما يفعلون مما لم يأذن به الله ورسوله ويتابعهم فيما يختصون به من دينهم وتوابع دينهم؟ وترى كثيراً من علماء المسلمين الذين يعلمون العلم الظاهر، وهم منسلخون منه بالباطن، يصنعون ذلك مع الجاهلين في مواسم الكافرين بالتشبه بالكافرين.

И если таково обращение к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), то что можно сказать об остальных мусульманах, если они соглашаются с невеждами и неверующими и делают то, что делают они, в то время как Аллах не разрешил это Своему Посланнику! Что можно сказать о мусульманах, которые следуют за тем, что является частью религии неверных, и за тем, что вытекает из их религии?! И мы видим сегодня, как многие мусульманские ученые обучают людей явным положениям религии, а сами отделяются от её сути и уподобляются неверным, отмечая их праздники.

وقد جاء عن النبي أنه قال: ” من أشد الناس عذاباً يوم القيامة عالم لم ينفعه الله بعلمه ” . والتشبه بالكافرين حرام وإن لم يقصد ما قصده، بدليل ما روي عن ابن عمر عن رسول الله : ” من تشبه بقوم فهو منهم ” . رواه أبو داود وغيره في السنن. فهذا الحديث أقر أحوالاً تقتضي تحريم التشبه بهم. روى عمر بن شعيب، عن أبيه، عن جده أن رسول الله قال: ” ليس منا من تشبه بغيرنا، لا تشبهوا باليهود ولا النصارى ” . وعن أبي هريرة رضي الله عنه، قال: قال رسول الله : ” خالفوا المشركين، احفوا الشوارب، وأعفوا اللحى ” فأمر رسول الله  بمخالفة المشركين مطلقاً.

Передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Больше всех мучениям в Судный день будет подвергаться ученый, которому Аллах не дал пользы от его знаний»[1].

Уподобление неверным запрещено, даже если не преследовать тех же целей, что и они. Доказательством этого являются то, что передал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто уподобился какому-то народу, тот из них». Передал Абу Дауд и другие. Самое меньшее, на что может указывать этот хадис, – это запрет на уподобление неверным.

Умар ибн Шуайб передал от своего отца, а тот – от деда, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не из нас тот, кто уподобляется не нам! Не уподобляйтесь ни иудеям, ни христианам»[2].

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Изменяйте седину и не уподобляйтесь иудеям». Передал ат-Тирмизи, сочтя его достоверным.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Отличайтесь от многобожников – укорачивайте усы и отпускайте бороду»[3]. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел полностью отличаться от многобожников.

 وقال عمر بن الخطاب رضي الله عنه: إياكم ورطانة الأعاجم، وأن تدخلوا على المشركين في كنائسهم. وقال عبد الله بن عمر: من بنى بأرض المشركين وصنع نيروزهم ومهرجانهم وتشبه بهم حتى يموت حُشر معهم يوم القيامة. وقد شرط عليهم عمر بن الخطاب رضي الله عنه أن لا يظهروا أعيادهم في بلاد المسلمين، فإذا كانوا ممنوعين من إظهار أعيادهم في بلادنا، فكيف يسع المسلم فعلها؟ هذا مما يقوي طمعهم وقلوبهم في إظهارها، وإنما منعوا من ذلك لما فيه من الفساد، إما لأنه معصية، وإما لأنه شعار الكفر. والمسلم ممنوع من ذلك كله. وقال عمر بن الخطاب رضي الله عنه: اجتنبوا أعداء الله في دينهم، فإن السخط ينزل عليهم. فموافقتهم في أعيادهم من أسباب سخط الله تعالى لأنه إما محدث وإما منسوخ.

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не используйте речь иноземцев и не входите в храмы многобожников»[4].

Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кто поселился на земле многобожников, отмечает их Навруз и Михраджан, и уподоблялся им до смерти, тот будет воскрешен с ними в Судный день»[5].

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) поставил перед многобожниками условие, чтобы они не праздновали открыто свои праздники в городах мусульман. Если им запрещено открыто отмечать свои праздники в наших городах, разве можно их праздновать мусульманам?!

Это усиливает стремление неверующих открыто отмечать свои праздники, а ведь им это запрещено, так как приводит к нечестию, либо потому что это грех, либо потому что это проявление неверия (куфр), а мусульманину запрещено и то, и другое.

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Отстраняйтесь от врагов Аллаха в их праздники, воистину, на них нисходит гнев Аллаха»[6].

Участие в их праздниках – причина гнева Аллаха, поскольку эти праздники – либо новшество, либо отменённая норма.

والمسلم لا يقر على واحد منها. وكما لا يحل التشبه بهم في أعيادهم، فلا يعان المسلم المتشبه بهم في ذلك، كما لا يحل بيع العنب لمن يعصرها خمراً. ومن صنع في أعيادهم دعوة لم يجب إليها، ومن أهدى من المسلمين هدية في هذه الأعياد مخالفة العادة، وهي مما فيه تشبه بهم، لم تقبل هديته. واعلم أن نفي مخالفتهم أمر مقصود للشارع؛ لأن الكفر بمنزلة مرض القلب وأشد، ومتى كان القلب مريضاً لم يصح من الأعضاء؛ وإنما الصلاح أن لا يشبه القلب في شيء من أمور الكافر أنها كلها إما فاسدة وإما ناقصة. فالحمد لله على نعمة الإسلام التي هي أعظم النعم، وأم كل خير كما يحب ربنا ويرضى. فموافقتهم فيما هو منسوخ بشريعتنا قبيح، وأقبح منه ما أحدثوه من العبادات أو العادات؛ فإنه مما أحدثه الكافرون، وموافقة المسلمين لهم فيه من أعظم المنكرات. فكل ما يتشبهون بهم من عبادة أو عادة، فهو من المحدثات والمنكرات.

Точно так же, как запрещено уподобляться неверным, запрещено помогать мусульманину уподобляться неверным. Следует запрещать ему это, как запрещено продавать виноград тому, кто из него делает вино. И если кого пригласят на эти праздники, то не следует отвечать на это приглашение. И если мусульманин будет дарить другому в этот день подарки, то не следует принимать их.

Знайте же, что само по себе отличие от неверующих – цель Законодателя, поскольку неверие подобно болезни сердца и даже более того. А если сердце больное, то не приносят пользу поступки частей тела. Благочестие – в том, чтобы сердце не уподоблялось неверным ни в чём, поскольку все, что они делают, – либо нечестие, либо недостаток. И хвала Аллаху за то, что Он облагодетельствовал нас Исламом – лучшим из благ и матерью всего доброго.

Следование за тем, что отменил наш Шариат, мерзко, а еще более мерзко следование за неверными в том, что они придумали в поклонении или в обычаях. Если бы эти обычаи ввели мусульмане, то они считались бы мерзкими. Что же говорить тогда о том, что установил не Аллах и Его Посланник, а ввели неверные?! Уподобление мусульман неверным – один из худших грехов. В чем бы ни следовали мусульмане неверующим: в поклонении или в обычаях, – все это – нововведение и порицаемое.

وقد مدح الله عز وجل من لم يشهد أعيادهم ومواسمهم ولم يشاركهم فيها بقوله: (وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ)، قال مجاهد والضحاك والربيع بن أنس: هو أعياد المشركين. وقال ابن سيرين: هو الشعانين. وتقدم قوله : ” خالفوا المشركين ” وقال: ” من تشبه بقوم فهو منهم ” واعلم أنه لم يكن على عهد السلف السابقين من المسلمين من يشاركهم في شيء من ذلك. فالمؤمن حقاً هو السالك طريق السلف الصالحين المقتفي لآثار نبيه سيد المرسلين ، المقتفي بمن أنعم الله عليهم من النبيين والصديقين والشهداء والصالحين. فجعلنا الله منهم بمنه وكرمه إنه جواد كريم. ولا ينظر الرجل إلى كثرة الجاهلين الواقعين في مشابهة الكافرين والعلماء والغافلين وموافقتهم، فقد قال السيد الجليل الفضيل بن عياض رضي الله عنه: عليك بطريق الهدى وإن قل السالكون واجتنب طريق الردّى وإن كثر الهالكون. اللهم اجعلنا من المهتدين المتبعين لآثار سبيل الصالحين، ولا تجعلنا من الهالكين المتبعين لآثار سبيل الكافرين والضالين بمنك وكرمك، إنك جواد كريم.

Аллах восхвалил тех, кто не присутствует на их праздниках и собраниях и не участвует в них (смысл): «Они не присутствуют при лживых разговорах» (сура Аль-Фуркан, аят 72).

Муджахид, ад-Даххак, ар-Раби ибн Анас сказали: «Это праздники многобожников». Ибн Сирин сказал: «Это вербное воскресенье».

Ранее мы уже упоминали слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Отличайтесь от многобожников…», а также его слова: «Кто уподобился [некому] народу, тот из них».

Знай же, что во времена праведных предков не было мусульманина, который участвовал бы вместе с неверными в чём-либо подобном, а истинный мусульманин идет по пути праведных предков, следуя хадисам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), господина посланников, следуя за теми, кого облагодетельствовал Аллах: за пророками, правдивейшими, шахидами и праведниками, да причислит нас к ним Аллах по Своей Милости. И не следует обращать внимание на тьму невежд, погрязших в уподоблении неверным, и на ученых, забывших Аллаха, и на их разрешения.

Фудайл ибн Ияд сказал: «Следуй путем истины, даже если мало тех, кто по нему идет, и остерегайся пути заблуждения, даже если на нем гибнут многие».

О Аллах, по Своей Милости и Щедрости, причисли нас к идущим по прямому пути, следующим за хадисами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и не причисляй нас к погибшим, следующим по пути неверующих».

 

[1] Хафиз аль-Ираки сказал в своём тахридже на книгу «Ихья» (с. 8): «Передал ат-Табарани в сборнике «Сагыр», аль-Байхаки в «Шуаб аль-Иман» от Абу Хурайры. Его иснад слабый».

[2] Ат-Тирмизи, 2695.

[3] Аль-Бухари, 5892; Муслим, 259.

[4] Аль-Байхаки в «Сунан аль-Кубра», 9/392.

[5] Аль-Байхаки в «Сунан аль-Кубра», 9/392.

[6] Аль-Байхаки в «Шуаб аль-Иман», 12/18.

Похожие материалы