Хадис о намазе-тасбих

Известно, что аль-Албани считает саляту тасбих[1] – бид’а (нововведением в Исламе), относя все хадисы, указывающие на законность саляту тасбих, к слабым или ложным.

Имам Ибн Маджа, рахимахуллах, приводит этот хадис в «Ас-Сунан». По мнению ханбалитского ученого Ибн Джаузи, рахимахуллах, — это ложный хадис.

Поэтому он включил его наряду с другими хадисами из «Ас-Сунан» Ибн Маджа в сборник ложных (мавду’) хадисов «Аль-Мавдуат»[2].

Однако известна излишняя строгость Ибн Джаузи, рахимахуллах, в его оценке достоверности тех или иных хадисов. Так, например, он относит к ложным сообщениям и некоторые достоверные хадисы[3].

Ниже мы процитируем небольшой отрывок из книги «Имам ибн Маджа и его книга «Ас-Сунан» большого диюбандийского алима-мухаддиса Мухаммада Абдур-Рашида ан-Ну’мани, рахимахуллах, который приводит слова великих мухаддисов, опровергающих мнение имама ибн Джаузи, рахимахуллах, по поводу ложности хадиса о саляту тасбих.

Шейх Абдур-Рашид Ну’мани, рахимахуллах[4], пишет: «Ибн Маджа приводит в разделе «Ма джаа фи саляти ат-тасбих» хадис с иснадом от Мусы ибн Убайды:

«Передал мне Саид ибн Аби Саид Мавля Аби Бакр ибн Амр ибн Хазм, [который передал] от Аби Рафия, который передал:

«Сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Аббасу: «Не одарю ли я тебя? И не принесу ли тебе большую пользу?… (Далее следует матн[5] xадисa, касающегося салята тасбих)»

Далее шейх Абдур-Рашид ан-Ну’мани, рахимахуллах, пишет:

«Ибн-Джаузи включил этот хадис в состав ложных сообщений в «Аль-Мавду’ат»[6]. Он пишет:

«Муса ибн Убайда — слабый передатчик. Яхья сказал: «[Он] cлабый передатчик».

Имам ас-Суюты, рахимахуллах,  пишет [по этому поводу] в «Ат-Таккубат»[7]:

«Аль-Хафиз (Ибн Хаджар) сказал :

«Слова Ибн аль-Джаузи, что Муса ибн Убайда — причина слабости хадиса, не могут быть приняты. Ибо, поистине, этот передатчик не лжец, не говоря уже о наличии других хадисов (с другими иснадами), подтверждающих этот хадис».

Далее шейх Абдур-Рашид ан-Ну’мани, рахимахуллах, пишет:

«Ибн Маджа приводит в разделе «Ма джаа фи саляти ат-тасбих» хадис с иснадом от Мусы ибн Абдуль-Азиза:

«Передал нам аль-Хакам ибн Абаан, [который передал] от Акрамы, [который передал] от Ибн Аббаса, который сказал:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Аббасу ибн аль-Мутталиб… (Далее следует матн хадиса о саляте тасбих)».

Ибн Джаузи, рахимахуллах, пишет в «Аль-Мавдуаат»[8]:

«Этот хадис — ложный, ибо Муса ибн Абдуль-Азиз у нас неизвeстен (мадж’ууль)».

Шейх ‘Абдур-Рашид ан-Ну’мани сказал:

«Этот хадис от Ибн Аббаса приводит в «Аль-Хисалю аль-Мукаффира» аль-Хафиз Ибн Хаджар, сообщая о его передатчиках следующее:

«Передатчики этого хадиса — хорошие. Например, на Акраму опирается аль-Бухари, аль-Хакам – садуук (правдивый передатчик), а по поводу Мусы ибн ‘Абдуль-‘Азиза Ибн Ма’ин сказал: «Не вижу в нем слабости (т. е. Муса ибн ‘Абдуль-‘Азиз — надежный передатчик)».

То же сказал и ан-Насаи. Иснад данного хадиса отвечает условиям хадиса-хасан (хорошего хадиса), который усиливают другие подобные сообщения. [Грубо ошибся] Ибн Джаузи, когда включил этот хадис в «Аль-Мавдуат».

Его (Ибн Джаузи) слова: «В иснаде этого хадиса неизвестный передатчик Муса», — ошибка, поскольку тому, кого назвали «сика»[9]  Ибн Ма’ин и ан-Насаи, никак не навредит то, что тот, кто пришел после этих двух имамов-мухаддисов, не знает степень этого передатчика. Так пишет ас-Суюты, рахимахуллах, в «Аль-Ля’лиу аль-маснуат»…»

[1] Тасбих-намаз. Состоит из четырех ракаатов. Можно совершить по два ракаата, можно и в четыре ракаата. После дуа сана’а (по шафиитскому мазхабу после «Ваджахту») перед чтением суры Аль-Фатиха 15 раз читают тасбих: «Субханаллахи вальхамдулилляхи ва ля иляха илля Ллаху валлаху Акбар». Затем читают суру «Аль-Фатиха» и после этого — 10 раз тасбих. Затем 10 раз тасбих в поясном поклоне (руку’) и 10 раз после выпрямления, по 10 раз в обоих земных поклонах и 10 раз между поклонами. Намерение: «Я намереваюсь совершить сунна намаз-тасбих ради Аллаха, Аллаху Акбар». Итак, тасбих читается по 10 раз во всех положениях, кроме чтения перед сурой «Аль-Фатиха», где тасбих читают 15 раз. В результате формула-тасбих будет повторена в каждом ракаате по 75 раз, а всего в намазе-тасбих — 300 раз. 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал (смысл): «Намаз-тасбих — величайший подарок Аллаха, и награда за этот намаз — прощение всех грехов, старых и новых, независимо от того, совершены они тайно или явно, по незнанию или сознательно. Так старайтесь выполнять намаз-тасбих ежедневно, если не можете, то раз в неделю (предпочтительнее по пятницам) или раз в месяц. Если не можете и это, то раз в году, и, наконец, в самом крайнем случае, хотя бы раз в жизни» (передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Байхаки).

[2] Шейх Ибн Джаузи включил в «Аль-Мавдуат» 34 хадиса из сборника «Сунан» Ибн Маджа.

[3] 3 хадиса «Сахих» имама Муслима.

[4] Сс. 201-202.

[5] Текст.

[6] 2-й том, сс. 143-145.

[7] С. 14.

[8] Том 2, сс. 143-145

[9] Надежный передатчик.

Похожие материалы