Комментарий к 40 хадисам имама Навави. Предисловие

بسم الله الرحمن الرحيم

مقدمة الإمام النووي رحمه الله تعالي

 الحمد لله رب العالمين قيوم السموات والأرضين مدبر الخلائق أجمعينباعث الرسل صلواته وسلامه عليهم إلى المكلفين لهدايتهم وبيان شرائع  الدين بالدلائل القطعية وواضحات البراهين أحمده على جميع نعمه  وأسأله المزيد من فضله وكرمه    وأشهد أن لا إله إلا الله الواحد القهار الكريم الغفار  وأشهد أن سيدنا محمدا عبده ورسوله وحبيبه وخليله : أفضل المخلوقين المكرَّم بالقرآن العزيز المعجزة المستمرة على تعاقب السنين وبالسنن المستنيرة للمسترشدين المخصوص بجوامع الكلم وسماحة الدين صلوات الله وسلامه عليه وعلى سائر النبيين والمرسلين وآل كل وسائر الصالحين.

Вся хвала Аллаху, Господу миров, Хранителю небес и земли, Правителю  всего сотворённого,  Направляющего посланников, да благословит Он их и да приветствует, к мукалляфам[1], чтобы вести их правильным путём и разъяснять законоположения религии с помощью неопровержимых доводов и ясных доказательств. Я воздаю Ему хвалу за все Его дары и прошу Его об их увеличении из Его богатств и милости. Я свидетельствую, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Аллаха, Единственного, Господствующего, Того, Кто Своим величием и могуществом укрощает творения, Скрывающего грехи Своих рабов  в мирской жизни и Воздерживающегося от наказания за них в жизни будущей, и свидетельствую о том, что наш господин Мухаммад является Его рабом, Его посланником и Его любимцем, являясь также и наилучшим созданием Аллаха. Я также свидетельствую, что он возвеличен Священным Кораном, являющимся непреходящим чудом (муаджизатом[2]), которое сохранится до скончания времён, сунной, освещающей путь для ищущих руководства и имеющей способность вкладывать большие смысла в малое количество слов, а также легкостью этой религии. Да благословит Аллах и да приветствует его самого, всех остальных пророков и посланников, семейство каждого из них и всех прочих праведников!

أما بعد : فقد روينا عن علي بن أبي طالب وعبدالله بن مسعود ومعاذ بن جبل وأبي الدرداء وابن عمر وابن عباس وأنس بن مالك وأبي هريرة وأبي سعيد الخدري رضي الله تعالى عنهم من طرق كثيرات بروايات متنوعات : أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال : [ من حفظ على أمتي أربعين حديثا من أمر دينها بعثه الله يوم القيامة في زمرةالفقهاء والعلماء ] وفي رواية : [ بعثه الله فقيها عالما ] وفي رواية أبي الدرداء : [ وكنت له يوم القيامة شافعا وشهيدا ] وفي رواية ابن مسعود : [ قيل له ادخل من أي أبواب الجنة شئت ] وفي رواية ابن عمر [ كتب في زمرة العلماء وحشر في زمرة الشهداء ] واتفق الحفاظ على أنه حديث ضعيف وإن كثرت طرقه.

Передано от Али ибн Абу Талиба, Ибн Масуда, Муаза ибн Джабаля, Абу Дардаи, ибн Умара, ибн Аббаса, Анаса ибн Малика, Абу Хурайры, Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен ими  Всевышний  Аллах, через множество путей передач в различных   риваятах[3], что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто сохранит[4] для моей уммы сорок хадисов[5] из числа дела её религии, Аллах  воскресит его в Судный день в группе факихов[6] и ученых».

В другом риваяте сказано: «…Аллах воскресит его факихом и ученым». В риваяте Абу Дардаи, да будет доволен им Аллах, сказано: «… и я буду для него в День воскрешения заступником и свидетелем». В риваяте Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, сказано: «…ему скажут: «Войди через врата Рая, которые пожелаешь». В риваяте ибн Умара, да будет Аллах доволен ими обоими, сказано: «… он будет записан в числе ученых и воскрешен в числе шахидов[7]». Хафизы[8] в области хадисов единодушны в том, что этот хадис является слабым[9],  хотя он передан через множество путей передач.

و قد صنف العلماء رضي الله عنهم في هذا الباب ما لا يحصي من المصنفات  فأول من علمته صنف فيهعبدالله ابن المبارك ثم محمد بن أسلم الطوسي العالم الرباني ثم الحسن بن سفيان النسائي وأبو بكر الآجري وأبو بكر بن إبراهيم الأصفهاني والدارقطني والحاكم وأبو نعيم وأبو عبدالرحمن السلمى وأبو سعيد المالينى وأبو عثمان الصابوني محمد بن عبد الله الأنصاري وأبو بكر البيهقي وخلائق لا يحصون من المتقدمين والمتأخرين.

Поистине ученые, да будет доволен ими Аллах, составили неисчислимое количество  сочинений, в которых они приводили сорок хадисов, которые касались различных тем в религии.  Первым, кто составил подобный сборник хадисов  был Абдуллах ибн Аль-Мубарак, следующим стал ученый, достигший степени ар-рабаниййу[10], Мухаммад ибн Аслам Ат-Туси, затем Аль-Хасан ибн Суфйан Ан-Насаи, Абу Бакр Аль-Аджурри, Абу Бакр Мухаммад ибн Ибрахим Аль-Исфахани, Ад-Даракутни, Аль-Хаким, Абу Нуайм, Абу Абдур-Рахман  Ас-Сулами, Абу Саид Аль-Малини, Абу Усман Ас-Сабуни,   Абдуллах ибн Мухаммад Аль-Ансари, Абу Бакр Аль-Байхаки, а также большое количество ученых из числа предшественников  и поздних ученых.

وقد استخرت الله تعالى في جمع أربعين حديثا اقتداء بهؤلاء الأئمة الأعلام وحفاظ الإسلام وقد اتفق العلماء على جواز العمل بالحديث الضعيف في فضائل الأعمال ومع هذا فليس اعتمادي على هذا الحديث بل على قوله صلى الله عليه وآله وسلم في الأحاديث الصحيحة [ ليبلغ الشاهد منكم الغائب] وقوله صلى الله عليه وآله وسلم [ نضّر الله امرءا سمع مقالتي فوعاها فأداها كما سمعها].

                                                                     

Поистине, я выполнил молитву истихар[11] ко Всевышнему Аллаху, чтобы собрать сорок хадисов, следуя этим выдающимся ученым, имамам и хранителям веры.

Ученые Ислама единодушны в дозволенности поступать согласно слабым хадисам  в праведных делах[12], но вместе с этим моей опорой является не этот хадис, а  слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, из достоверного хадиса[13]: «… пусть присутствующий из вас доведет до отсутствующего»[14], – а также его слова: «Да возрадует Аллах человека, услышавшего сказанное мною, запомнившего и передавшего людям так, как он услышал это[15]»[16].

ثم من العلماء من جمع الأربعين في أصول الدين وبعضهم في الفروع وبعضهم في الجهاد وبعضهم في الزهد وبعضهم في الآداب وبعضهم في الخطب وكلها مقاصد صالحة رضي الله تعالى عن قاصديها قد رأيت جمع أربعين أهم من هذا كله وهي أربعون حديثا مشتملة على جميع ذلك وكل حديث منها قاعدة عظيمة من قواعد الدين قد وصفه العلماء بأن مدار لإسلام عليه أو هو نصف الإسلام أو ثلثه أو نحو ذلك.

Затем, некоторые из ученых собрали сорок хадисов по основам религии (усулю ад-дин), некоторые по ответвлениям религии (фуруу ад-дин), некоторые о джихаде, некоторые об аскетизме (зухде[17]), некоторые об адабах[18], некоторые о проповедях. Все это[19] является благими целями, и да будет Аллах доволен теми, кто стремился к этим целям.

Однако я посчитал, что следует собрать наиболее важных сорок хадисов, чем хадисы на вышеупомянутые темы, и охватывающих собой их все. Каждый из таких хадисов должен представлять собой одну из великих основ религии и относиться к числу тех, которые ученые называли стержнем ислама[20] в целом, или его половиной, или его третью и т. д.

ثم ألتزم في هذه الأربعين أن تكون صحيحة ومعظمها في صحيحي البخاري ومسلم وأذكرها محذوفة الأسانيد ليسهل حفظها ويعم الإنتفاع بها إن شاء الله تعالى ثم أتبعها بباب في ضبط خفي ألفاظها. 

В отношении предложенных мною сорока хадисах я придерживаюсь того, чтобы они были достоверными, большинство из них  имеется в сборниках достоверных хадисов Аль-Бухари и Муслима. Я привожу эти хадисы, отбросив иснады[21], чтобы их легче было запомнить, и для того, чтобы они принесли пользу всем, если это будет угодно Всевышнему Аллаху.

После хадисов я привожу главу, в которой уточняю скрытые значения выражений.

وينبغي لكل راغب في الآخرة أن يعرف في هذه الأحاديث لما اشتملت عليه من المهمات واحتوت عليه من التنبيه على جميع الطاعات وذلك ظاهر لمن تدبره وعلى الله اعتمادي وإليه تفويضي واستنادي وله الحمد والنعمة وبه التوفيق و العصمة  و له.

Каждому стремящемуся к следующему миру (ахирату) надлежит знать о том важном, что содержат в себя эти хадисы, и необходимо усвоить указания из них на все религиозные обязанности, поскольку всё это очевидно для размышляющих над этим.

Я  полагаюсь на Аллаха, уповаю на Него и вручаю Ему себя целиком и полностью. Вся хвала и милость принадлежит Аллаху, защита и содействие исходят только от Него.

[1] Мукалляф – это человек, обязанный выполнять предписания шариата. Также Шариат нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, является обязательным и для джинов, поэтому они тоже попадают под определение мукалляфа. Что же касается остальных посланников, то они не были отправлены к джинам. Передано от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что тот факт, что джины уверовали в Таврат, о чем сказано в Коране: «Поистине мы услышали писание (т.е. Коран),  ниспосланное после Мусы» (Сура 46 «Аль-Ахкаф», аят 30), – а значит они являлись мукалляфами, но их вера в него была добровольным деянием (табарру) с их стороны (см. « Аль-Фатху аль-мубин» Аль-Хайтами).

[2] Муаджизат – это чудо, совершаемое пророком в доказательство истинности своего утверждения о миссии.

[3] Риваят – предание, повествование, в данном случае версия хадиса.

[4] Т.е. выучит, доведет до людей.

[5] Хадис — это сообщение о любом сло­ве или деле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также невысказанном им одобрении (такрир) или его качестве.

[6] Факих  — ученый в области исламского права.

[7] Шахид — мученик за веру, отдавший жизнь на пути Ислама.

[8] Хафиз –в хадисоведении это звание получал ученый,  знающий сам текст (матн) и его цепочку передач (иснад)  минимум ста тысяч хадисов.

Имеется несколько ступеней тех, кто изучает хадисы:

— талиб – тот, кто только начал изучать хадисы.

— мухаддис – тот, кто сведущ в риваятах и занимается исследованием хадисов.

— хафиз – тот, кто знает текст (матн) и его цепочку передач (иснад)  минимум ста тысяч хадисов.

— худжат – тот, кто усвоил минимум триста тысяч хадисов.

— хаким – тот, кто  усвоил все переданные хадисы (см. Аль-Матризи).

[9] Слабый хадис – это хадис,  который не может считаться хоро­шим, так как не удовлетворяет хотя бы одному необходимо­му условию (см. «Тайсиру аль-мусталах»).

[10] Ученый, достигший степени «ар-рабанийу» – это ученый, твердо придерживающийся религии, которому даровано познание Аллаха, и который посредством этого познания воспитывает людей.

[11] Истихар –  это обращение со специальной мольбой к Аллаху с целью указания Им  наилучшего пути в каком-либо деле.

[12] Имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, в своей книге «Аль-Азкар», разъясняя вопрос следования слабым хадисам более подробно, пишет: «Ученые из числа хадисоведов, исламских правоведов и других сказали: «Дозволено и порой желательно поступать согласно слабым хадисам в отношении праведных дел, побуждения к этому и устрашения от запретного, если они не являются вымышленными. Однако в области шариатских норм, таких  как дозволенность (халяль), запретность (харам), торговля, заключение брака (никах), развод (таляк) и пр., поступают  только согласно достоверным или хорошим хадисам. Исключением из этого являются случаи, когда   хадис будет предостережением в таких действиях. Например, существуют слабые хадисы о порицании некоторых видов торговли и заключения брака. Желательно остерегаться от подобного рода дел, о запрете на которые существуют слабые хадисы, но это не  является обязательным» (см. «Табйин аль-хакаик» Ибн Аль-Хаджи Аль-Гидатли).

[13] Достоверный хадис – это хадис с непрерывной цепочкой передач (иснадом), каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристраст­ностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений (шазз) или недостатков (илля) (см. «Тайсиру мусталах аль-хадис»).

[14] Привели Аль-Бухари (105) и Муслим (1679).

[15] Т.е без изменений.

[16] Привели Абу Дауд (3660), Ат-Тирмизи (2656), Ибн Хиббан (66), Аль-Хаким (87\1), Ибн Маджа (230).

[17] Зухд – воздержание от мирского.

[18] Адабы – правила поведения.

[19] Т.е. составление сборников хадисов по этим темам.

[20] Т.е. таким хадисом, на который опирается большое количество шариатских норм (ахкамов).

[21] Иснад – это цепь передатчиков хадиса, который состоит из двух частей: иснада и матна. Матн же – это информационная часть хадиса, т.е. само высказывание.

Похожие материалы