Разъяснение хадиса о нисхождении (нузуль)

Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха сказал:

عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال ينزل ربنا تبارك وتعالى كل ليلة إلى السماء الدنيا حين يبقى ثلث الليل الآخر فيقول من يدعوني فأستجيب له ومن يسألني فأعطيه ومن يستغفرني فأغفر له

«Когда наступает последняя треть ночи, наш Господь нисходит на нижнее небо и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил ему? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто молит о прощении, чтобы Я простил его?». Передали аль-Бухари и Муслим в «Сахих». 

Шейхуль-Ислам, имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в своем шархе на «Сахих» Муслима в комментарии к этому хадису пишет:  

هذا الحديث مِن أحاديثِ الصّفاتِ وفيه مذهَبانِ مشهورانِ للعُلماء سبَق إيضاحُهما في كِتاب الإيمانِ ، ومختصَرهما أنّ أحدَهما وهوَ مذهَب جمهورِ السّلفِ وبعضِ المُتكلِّمين أنّه يؤمَن بأنّها حقّ على ما يليق بالله تعالى ، وأنّ ظاهرَها المتعارِف في حقِّنا غيرُ مرادٍ , ولا يُتكلَّم في تأويلِها مع اعتقاد تنزيه الله تعالى عن صفاتِ المخلوقِ وعن الانتِقال والحَركاتِ وسائرِ سِماتِ الخلق والثّاني : مذهب أكثرِ المُتكلِّمين وجماعاتٍ مِن السّلف وهوَ مَحكِيّ هنا عن مالكٍ والأوزاعِي أنّها تُتأوَّل على ما يليق بها بحسَب مواطِنها، فعلى هذا تأوَّلوا هذا الحديث تأويليْن : أحدُهما : تأويل مالكِ بن أنسٍ وغيره معناه «تنزِل رحمتُه وأمرُه وملائكتُه ، كما يقال : فعل السّلطان كذا إذا فعله أتباعُه بأمرِه . والثاني : أنّه على الاستِعارة , ومعناه الإقبالُ على الدّاعينَ بالإجابةِ واللُّطف , والله أعلم

«Этот хадис относится к хадисам о сифатах (атрибутах) Всевышнего. Существует два мазхаба (мнения) у ученых в понимании таких хадисов. Это было объяснено в «Китабуль Иман». Если коротко, то:

Первый. Это мазхаб большинства саляфов и некоторых мутакаллимов. И это, верить в их истинность, подобающим Всевышнему Аллаху образом, и что внешний смысл (хадиса) который известен в отношении нас (творений) не является тем, что подразумевается. И не толкуют это вместе с убеждением, что Аллах Всевышний чист от качеств творений, таких как перемещение, движение и т.п.

Второй. Это мазхаб большинства мутакаллимов и одной части из салафов. Это мнение было передано от Малика и Авзаи. И это, толковать их так, как подобает величию Аллаха в соответствии с контекстом. Основываясь на этом (таком методе), они истолковывали этот хадис двумя путями:

1. Толкование Малика бин Анаса и других в смысле: «Нисходят Его милость, и Его повеление и Его ангелы», — подобно тому, как говорится: «Сделал правитель то-то», — имея в виду, что это сделали его подчиненные по его приказу.

2. Понимается в переносном смысле, в значении принятия просьб просящих и проявления к ним милости. И Аллах знает лучше». (Сахиху Муслим би Шархи Навави 6/54)  

Похожие материалы