Ибн Дакик аль-Ид: изложение вероубеждения

Шейх-уль-Ислам, имам Ибн Дакик аль-Ид (625–702 гг. х) сказал:  

«Хвала Аллаху, Богу этого мира, благословения Его пророку Мухаммаду, господину детей Адама.

Мы верим, что Аллах существует, Живой, и нет начала и конца Его существованию, а всё кроме Него – ангелы, планеты, души, люди и джинны – является творением Всевышнего. Ничто кроме Него не может быть обязательно существующим.

И [мы верим], что небеса и земля созданы и появились после того, как их не было. А кто убеждён в их предвечности, тот неверный (кафир).

И мы верим, что Аллах знает обо всём, что познаваемо, Его знание охватывает всё общее и частное. Он – Слышащий, постигает слышимое, Видящий, постигает видимое. Самое явное из явных и самое скрытое из скрытых равны для Его знания. Ничто, весом даже в мельчайшую частицу, не скроется от Него ни на небесах, ни на земле.

И [мы верим], что Он способен на всё допустимое, и ничто не может препятствовать Его могуществу, и ничто не может повлиять на Его волю. Он способен на [создание] вещей, не сливаясь с ними, и творит их без [непосредственного] контакта с ними, и Он над всякой вещью властен.

Он – проявляющий Волю, и определяющий, каким деталям [творения] быть в соответствии с Его пожеланием, и ограничивающий качества одной вещи от другой в соответствии с Его разъяснением. И мир возник по Его Воле и Могуществу. «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается» (Коран, 36:82).

И Он – Разговаривающий, Приказывающий и Запрещающий, ниспослал Великий Коран Своему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве наставления для людей и явного доказательства правильного пути и отличия [добра от зла].

И [мы верим], что ничто из творений не подобно Ему, и их качества (сифат) не подобны Его качествам, и ни одна из сущностей не подобна Его Сущности; и что ни Его сущность, ни его качества не пребывают в чём-либо [из творений]. И любое качество, которым описывается только сотворённое, недопустимо для Него, Свят Он и Возвышен, из-за того, что Ему свойственна предвечность. Превыше Он фантазий, осознания [нашим] разумом и телесных недостатков. «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий» (Коран, 42:11).

Ему свойственно всяческое совершенство, Он чист от любого недостатка, Он – предел устремлений [рабов], и к Нему всё [сущее] вернётся.

Он един в божественности, нет у Него сотоварища, нет противоположного Ему, нет равного и нет у Него ребёнка. «Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба» (Коран, 19:93).

Мы верим, что всё хорошее и плохое предопределено. И все атрибуты и сущности, которые движутся, всё движение и покой опираются на Его могущество и волю. «Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах» (Коран, 76:30).

Его величайшее могущество главенствует над силой других, и его высочайшая воля доминирует над пожеланиями других. Он между человеком и его сердцем, и когда будет на то Его Воля, Он препятствует исполнению желаний других и осуществляет их [желания] в душах тех, кого пожелает, не нуждаясь в причине.

И Он [может] пресечь вытекание следствия из причины и отделить следствие от своей причины. «Мы сказали: О огонь! Стань для Ибрахима прохладой и спасением!”» (Коран, 21:69).

И [мы верим], что в последней жизни Его можно будет увидеть, и это произойдёт, как сообщил об этом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но [мы принимаем это] в том значении, которое он имел в виду, вместе с очищением Аллаха от всего недопустимого в отношении Него.

То же мы говорим и о неясных словах, которые пришли в Коране и Сунне (пречист Он от того, что Ему не подобает). Мы верим, что эти слова – истина и правда, но в том значении, которое Он и Его посланник хотели донести. Если кто-то растолковал их аллегорически, то если это толкование близко к тому пониманию, которое принято у арабов и проистекает из их языка, то мы не порицаем его и не обвиняем в нововведении. Если же его толкование далеко от того, что принято в арабском языке, мы не принимаем это, исключаем и возвращаемся к правилу – вера в смысл, подтверждение того значения, которое подразумевалось [говорящим], и очищение от недостатков.

А что касается фраз, смысл которых ясен, и которыми общаются между собой арабы, то мы произносим их без колебаний. Как, например, в аяте: «О горе мне за то, что я был нерадив по отношению к Аллаху!» (Коран, 35:56) (досл. «рядом с Аллахом») Мы без колебаний понимаем это как «по отношению к Аллаху» и «относительно обязанностей перед Ним», или в таком же ключе.

То же с хадисом «Сердце верующего находится между двух пальцев Милостивого». Мы понимаем это так, что желания и убеждения сердец находятся под управлением Аллаха и того, что Он заложит в них. То же и в других случаях, смысл которых ясен понимающему арабский язык.

Мы верим во всех ангелов, посланников и писания в общем. А в тех [ангелов], чьи имена известны – в Джибриля, Микаила, Исрафила и ангела смерти – мы верим в частности; в тех, же чьи имена не известны, мы верим общей верой. Аналогично и с ниспосланными книгами. В тех посланных пророков, чьи имена мы знаем, мы верим в каждого лично, а в тех, чьи имена неизвестны, мы верим общей верой. А кто не верит в какого-либо пророка, чьё имя известно из священных текстов или передано многочисленными путями (таватур), тот неверный (кафир).

И мы верим, что Он послал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) с истиной ко всем творениям. И помог ему чудесами, одно из которых Коран, к которому «ложь не подберётся ни спереди, ни сзади. Он ниспослан от Мудрого, Достохвального», (Коран, 41:42), который показал немощность и заставил замолчать красноречивых, когда бросил им вызов привести что-то подобное: «Скажи: “Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу“» (Коран, 17:88); затем бросил им вызов привести хотя бы одну суру: «Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру…» (Коран, 2:23); и оказались они все неспособны, а кому Аллах определил наилучшее  – ответил на призыв.

Затем Он помог ему многочисленными знамениями, которые осуществились через него: сообщение о сокровенном, увеличение количества еды и воды, поклон дерева, плач пня, раскалывание луны и другое, о чём есть достоверные сообщения, переданные достойными людьми, в чьих убеждениях и честности нет сомнений благодаря их религиозности.

И [мы верим] в то, что ему был свойствен аскетизм в этом мире и стремление к последующей жизни (ахират), к тому, что у Аллаха Всевышнего, полагание на Него во всех делах, отказ от веры в причины и опора на Господа господ. И частый зикр, поклонение, напоминание об Аллахе и посвящение себя Богу, когда его ноги опухали от длительного стояния, и многое другое из его благословенных состояний, которым нет счета. И тот, кому Всевышний оказал содействие [в подобном], не нуждается в каком-либо другом доказательстве.

И мы верим во всё, что он сообщил нам от Всевышнего Аллаха, например, раскалывание неба, падение звёзд, сворачивание Солнца, изменение формы этого мира и перемещение творений телами в вечный мир, есть правда и истина: «…чтобы им показали их деяния. Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (Коран, 6:8). А также стояние [творений] для расчёта [в день Суда], взвешивание деяний, пересечение моста [над Адом] и их поселение в обители блага (в Раю) или обители наказания (в Аду), всё это относится к вещам, осязаемым в Аду и Раю – наказанию и наслаждению.

И [мы верим] во всё, что сказано в Коране и достоверной сунне в его буквальном значении, если оно допустимо разумом.

И [мы верим] в наказание и благоденствие в могиле и в вопросы ангелов о вере; и в Рог и дуновение в него для возвращения душ в свои тела, и во всё, что достоверно передаётся о признаках Часа в его буквальном смысле, например, в пришествие Исы, сына Марьям (да благословит его Аллах) и убийство им Даджаля, и в нашествие Яджуджа и Маджуджа и в зверя, выходящего из земли.

И мы считаем приближёнными Аллаха всех сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), не ругаем никого из них, не скрываем в отношении них какое-либо недовольство и не приписываем им несуществующих недостатков.

И признаём их первенство, достоинства и помощь в религии Аллаха, облегчение ими пути для Ислама до Судного Дня. И нет языка, который бы произносил два свидетельства, или души, в которой есть хотя бы одно из качеств веры, чтобы оно не лежало на весах их благодеяний, ибо они возвели для этого фундамент, и «тому, кто ввёл благую сунну, вплоть до Судного Дня будет даваться награда тех, кто практикует её». А вера – это лучшее из благодеяний и величайшая из сунн. И в каком бы городе или мечети ни поминали имя Аллаха, они получат часть этой награды.

А что касается разногласий, которые были между ними, то среди передач об этом есть выдуманные и недостоверные, и на них не обращают внимания. А то, что передаётся достоверно, мы толкуем наилучшим образом и желаем для этого наилучшего исхода, ибо Всевышний Аллах уже восхвалил их. А то, что передаётся, допускает [различные] толкования, поэтому сомнительное не отменяет то, что достоверно известно.

И мы верим в легитимность имамата Абу Бакра ас-Сиддыка, Умара аль-Фарука, Усмана и Али (да будет доволен ими всеми Аллах). Все они стали халифами только по праву и законным путём, не притесняя никого, не выходя против никого, не обижая и не отбирая [власть].

Имама Малика (да будет доволен им Аллах) спросили о самых достойных людях после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал: «Абу Бакр и Умар, разве кто-то в этом сомневается?». Этого же мнения были и имамы фетвы и крупные хадисоведы, известные приверженностью сунне.

И мы верим, что сроки [смерти], о которых известно Аллаху, не приблизить и не отсрочить. И не утверждаем о чьей-либо смерти раньше срока, который известен Аллаху.

И мы считаем обязательным повелевать благое и удерживать от порицаемого тому, кто способен на это и знает, что есть благое и что есть порицаемое, и если он не опасается сильного вреда, который не смог бы выдержать.

А Аллах помогает в добродетели, и нет Господа помимо Него».

Источник рукописи

Шейх Низар Хаммади сказал: «При работе над этим превосходным текстом по вероубеждению я опирался на рукопись, которая была включена в книгу “Наджм аль-мухтади ва раджм аль-му’тади” шейха Маджда ибн аль-Муаллима аль-Кураши. Это рукопись, копия которой имеется в издательстве “Дар аль-кутуб аль-мисрийя” под номером 19425. Текст по вероубеждению находится в начале второй части, он включён в биографию имама ибн Дакык аль-Ида. В “Фатх аль-Бари” хафиз ибн Хаджар процитировал текст из [этого вероубеждения]. И Ибрахим ибн Аби Шариф аль-Макдиси, брат Камаля Шархана, написал её толкование. А Мухаммад ибн Ахмад ибн Касим ибн Мухаммад Саси аль-Бауни переложил её в стихотворную форму».

Немного об имаме Ибн Дакике аль-Ид

Шейх уль-Ислам и обновитель религии, Абуль-Фатх Такиюддин Мухаммад ибн Али ибн Вахб аль-Кушайри аль-Малики аш-Шафии, известный как Ибн Дакик аль-Ид, родился в месяце Ша`бан 625-го года по хиджре/1228-го по григорианскому летоисчислению. Он родился на берегу Красного моря, когда его родители направлялись в Аравию для совершения хаджа. Ибн Дакик рос в Египте, в городке Кус, что находится на берегу Нила. Он начал обучение наукам у своего отца и выучил наизусть Коран, а также изучил книги по фикху маликитского мазхаба, так как отец его был, как мы говорили, учёным маликитского мазхаба. Потом Ибн Дакик заинтересовался шафиитским мазхабом и начал изучать фикх шафиитского мазхаба у учёных своего города.

Ибн Дакик обучался в Каире у имама Иззуддина ибн Абдуссалама, хафиза аль-Мунзири и многих других великих учёных. Затем он отправился в Дамаск, а после – в Аравию. Из Аравии он отправился в Александрию. Ибн Дакик преуспел в изучении наук, и вскоре его имя стало известно в исламском мире. Как признавали его современники, а также учёные последующих веков, он достиг высочайшего уровня знаний, которого достигали лишь единицы в то время, то есть уровня муджтахида. Ибн Дакик преподавал в крупных научных центрах Египта и занимал должность судьи в Египте.

От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах будет посылать для этой общины каждые сто лет того, кто будет возрождать (обновлять) для них их религию» (передали Абу Дауд, аль-Хаким, Ибн Асакир и другие). Ибн Дакик аль-Ид был обновителем религии седьмого века хиджры, по единогласному мнению учёных.

Хафиз Ибн Касир (701–774 гг. х.) сказал о нём в книге «Аль-Бидайя ва ан-Нихайя» (1/952): «Ибн Дакик аль-Ид – шейх, имам, выдающийся учёный, шейх уль-Ислам, главный судья, один из учёных своего времени, более того, самый выдающийся из них своими знаниями, религией, набожностью и отрешённостью. Постоянно занятый знаниями и вынесением решений днём и ночью, несмотря на свой преклонный возраст. Он автор известных трудов. Родился в городе в Хиджазе в субботу, 25-го Шабана 625 года, рос в Египте, вначале изучал маликитский мазхаб и обучался в городе Кус. Затем перешёл в мазхаб аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) и достиг высокого уровня в понимании мазхаба, его передаче и получил право на своё мнение в мазхабе (ваджх). Также искусно владел остальными науками, особенно наукой хадиса, где превзошёл своих сверстников. Он превзошёл тех, кто жил в его время, к нему тянулись студенты со всех концов. Все единогласно признавали его знания, набожность и аскетизм. Умер он в пятницу 11-го числа месяца Сафар 703-го года в Каире и похоронен в местечке Карафату Сугра».

Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673–748 гг. х.) сказал о нём в книге «Тазкират аль-Хуффаз» (4/1482): «Ибн Дакик аль-Ид – имам, факих, муджтахид, мухаддис, хафиз, выдающийся учёный, автор многих трудов. Хафиз Кутбуддин аль-Халяби сказал: “Шейх Такиюддин является имамом своего времени, тем, кто превзошёл своих сверстников знаниями и аскетизмом. Изучивший два мазхаба, имам в усулях, хафиз в науках хадиса – его ставили в пример. Обладал точной и удивительной памятью, огромной богобоязненностью, постоянно поминал Аллаха. Выделял на сон короткий промежуток времени между чтением [Корана], поминанием Аллаха и тахаджудом. Впоследствии бодрствование для него стало обычным делом, и всё своё время он проводил с пользой. В то время ему не было равных”».

Имам Таджуддин ас-Субки (717–771 гг. х.) сказал в книге «Табакат шафиийя аль-кубра» (9/209): «Ни один из наших шейхов не отрицает того, что Ибн Дакик аль-Ид является учёным, посланным в начале седьмого века, указанным в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И он – учитель своего времени в науках и религии».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) пишет в книге «Дураруль-Камина» (5/349): «Ибн аз-Замалкани сказал: «Он был имамом над имамами в своей отрасли, учёным над учёными своей эпохи. До него даже не было подобного ему в вере, знании, аскетизме, набожности. Он был единственным во многих отраслях наук. Хорошо знал тафсир, хадис, детально изучал оба мазхаба благодаря своим обширным исследованиям. Знал обе основы (усулюддин и усуль аль-фикх), грамматику, язык. Обладал большой заслугой в детальном изучении, уточнении, познании глубины смыслов. Все – и одобряющий, и противоречащий – выражали ему признательность, его почитали правители. Султан Ляджин спускался с трона и целовал ему руку. Он был человеком с правильным вероубеждением, сильным в знаниях о сущности Аллаха. Увиденное воочию – не то же, что услышанное.

Ибн Сайид ан-Нас сказал: «Мои глаза не видели подобного ему, и я не получал [знания] ни у кого величественнее, чем он, из тех, кто передавал мне [риваяты]. Я читал с ним одну часть из книги «Махсуль». Я был одним из тех, у кого было множество его трудов, и тех, кто получал пользу от них. Я получал знания от него в «Даруль-хадис». Он был сведущ в разных областях наук, был способным, оберегал свой язык, работал над собой, брал пользу из знаний, ограничивая себя исключительно ими. Если бы кто-то решил перечислить все его достоинства, то он не смог бы остановиться (так долго перечислял бы их все). Ему были свойственны качества и чудеса праведников, а также признаки тех, кто познал Аллаха».

Более подробная биография имама Ибн Дакика по ссылке.

Похожие материалы