Имам ибн Хаджар аль-Хайтами

Он — Шихабуддин Абу аль-‘Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки аль-Ансари, да смилуется над ним Аллах. Воспитанник аль-Азхара, ашарит в акыде, последователь Джунайда[1], да будет доволен им Аллах, в тасаввуфе, он был мухаддисом и выдающимся факихом, глубоко познавшим Шариат.

Он родился в конце 909-го года по хиджре в местечке Абу Хайтам (Египет). Он был имамом шафиитов своего времени.

Его отец умер ещё при жизни его деда. Его воспитание было доверено двум шейхам (учителям) его отца:

  1. Аль-‘Арифу аль-Камиль Мухаммад ас-Сарави, да смилуется над ним Аллах, известного, как Ибн Аби аль-Хамаиль.
  2. Аль-‘Арифу аль-Камилю — ученику Ибн Аби аль-Хамаиля – Шамсуддину Ахмаду аш-Шанави, рахимахумуллах, который был одним из лучших учеников шейхуль-Ислама аш-Шарфа аль-Мунави, да смилуется над ним Аллах.

Шейх Ахмад аш-Шанави, да смилуется над ним Аллах, отправил его в Танту для начала обучения и заучивания Корана наизусть. После этого, в начале 924-го года по хиджре, он получил разрешение на обучение в ‘ильми аль-джами’ аль-Азхар, где обучался под руководством учеников шейха аш-Шанави, да смилуется над ним Аллах, вместе с благородными алимами аль-Азхара.

Он обучался у многих известных учеников аль-Хафиза ибн Хаджара аль-Аскаляни, да смилуется над ним Аллах, и у самого лучшего из них – шейхуль-Ислама Закарии аль-Ансари, да смилуется над ним Аллах.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Каждый раз, когда я встречал кади Закария [аль-Ансари], он делал за меня такое дуа: «Пусть Аллах одарит тебя глубоким пониманием религии»».

В конце 929-го года по хиджре имам Хайтами, да смилуется над ним Аллах, получил разрешение выносить фетвы.

Его учителя:

  • ‘Абдуль-Хак ас-Синбати
  • Шихабуддин Ахмад ар-Рамли
  • Насыруддин ат-Таблави
  • Абуль-Хасан аль-Бакри
  • Шихабуддин ибн Наджджар аль-Ханбали

[Также он учился] у других великих учёных своего времени.

Он был специалистом в тафсире, хадисе, каламе, фикхе, усуле, фуру’е и математике, в грамматике, морфологии, логике, баяне[2], тасаввуфе. Он был известен великолепной памятью, которой Аллах одарил его.

В 933-м году по хиджре вместе с шейхом аль-Бакри, да смилуется над ним Аллах, он отправился в Мекку и прожил там до 934-го года.

В это время у него появилось большое желание писать труды по фикху, но он сдерживал в себе это желание, пока не увидел во сне имама аль-Хариса ибн Асада аль-Мухасиби, да будет доволен им Аллах. Имам аль-Мухасиби повелел ему написать книгу. Имам аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, принял это [повеление] с радостью, вознёс благодарность Аллаху и принялся за работу.

По возвращении из Мекки он выпустил сокращённый вариант «Матн ар-Рауза» и написал комментарий к этому матну. Этот комментарий включает в себя разъяснение шарха ар-Рауза, аль-Джавахира и многих других комментариев на «Аль-Минхадж» и «Аль-Анвар».

В 937-м году по хиджре он ещё раз сопровождал своего шейха в поездке в хадж. И в это путешествие он взял с собой написанную им «Мухтасар ар-Рауза». Во время путешествия он добавил к этой книге дополнительные пояснения, полученные от учёных Йемена. Когда он прибыл в Египет, учёные увидели его книгу и очень высоко оценили её. Кто-то из них попросил копию этой книги, но завистники украли его труд, и больше имам никогда его не видел. Имам аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, опечалился, но положился на Аллаха и хранил терпение, ожидая награды лишь от Аллаха. И Аллах дал ему то, что было лучше, чем утерянный шарх.

В 940-м году по хиджре он некоторое время оставался в Мекке и писал книги, выносил фетвы и обучал других. Находясь в Мекке, он написал шарх на «Изах» имама ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, затем — «Шарх аль-Иршад» с двумя комментариями, затем — «Шарх аль-‘Убаб». Он собрал в этом комментарии все различные мнения в мазхабе, исследуя, критикуя и разъясняя предпочтительное мнение.

После этого он написал монументальный труд — «Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж» — комментарий к «Минхадж ат-Талибин» имама ан-Навави, да смилуется над ним Аллах. Этот многотомный труд — выдающаяся работа в шафиитском мазхабе.

Его известные ученики:

  • Шейх Абдуррахман ибн Умар ибн Ахмад аль-Амуди, да смилуется над ним Аллах,
  • Малик аль-мухаддисин Джамаль ад-Дин аль-Хинди, да смилуется над ним Аллах,
  • Имам аль-‘алляма абу ас-Са’адат, да смилуется над ним Аллах,
  • Шейх аль-машаих аль-Бурхан ибн аль-Азаб, да смилуется над ним Аллах,
  • Шейх Мулла Али аль-Кари, да смилуется над ним Аллах,
  • и другие.

Имам перешёл в лучший мир в 974-м году по хиджре и был похоронен в аль-Ма’ля (в Мекке) рядом с Ибн аз-Зубайром, да будет доволен им Аллах.

Среди его караматов (чудес) — то, что один из его учеников увидел имама во сне и спросил о его положении после смерти. Имам аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Мы находимся в ‘иллиюн[3]».

Пусть Всевышний Аллах наполнит нуром и прохладой его могилу и даст нам тауфик следовать пути наших праведных предшественников.

[1] Абуль Касым аль-Муртаза ибн Али Риза ибн Муса аль-Казым ибн Джа’фар ас-Сиддик ибн Мухаммад аль-Бакир ибн Али Зайн аль Абидин ибн Али ибн Аби Талиб, известный, как аль-Джунайд аль-Багдади — ум. в 297-м году по хиджре. Выдающийся учёный, имам суфиев, потомок 4-го Праведного Халифа Али, разыАллаху анху. В возрасте 20-ти лет он получил право выносить фетвы от Абу Савра — ученика имама аш-Шафии, разыАллаху анхум. Был учеником суфийских шейхов ас-Сария ас-Сакати и аль-Хариса аль-Мухасиби.

[2] Одна из наук, связанных с арабским языком.

[3] Высокая степень в Раю.

Похожие материалы