Ислам против язычества!

Согласно вероубеждению мусульман, единственной истинной религией, существовавшей на протяжении всей истории человечества, был только Ислам. Не больше и не меньше! Всевышний Аллах сказал (смысл): «От того, кто ищет иную религию, помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон»[1].

Имам Фахруддин ар-Рази[2] толкует этот аят: «Нет [истинной] религии, кроме Ислама. И любая другая религия, кроме Ислама, не будет принята Всевышним Аллахом».

Некоторые люди могут возразить: «Как же так?  Ведь Ислам — самая молодая религия, она появилась 1400 лет назад».

Дело в том, что религия состоит из двух частей: Единобожие (таухид) и Шариат. И сутью религии является именно единобожие. И все пророки, начиная от Адама, мир ему, и до нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, исповедовали одно единобожие (таухид), и поэтому мы говорим, что все пророки принадлежали к одной религии — религии Ислам.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Люди были одной общиной»[3].

Имам аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, толкует этот аят: «Люди принадлежали к одной религии».

Имам аль-Куртуби приводит от Ибн Аббаса и Катада, что люди принадлежали одной религии между пророками Адамом и Нухом, мир им, а затем появилось язычество — и к людям был отправлен пророк Нух, мир ему.

Таким образом, изначально, до появления многобожия в людском мировоззрении, все принадлежали к одной религии — религии Ислам. А затем люди разделились: кто-то остался в истинной религии, а кто-то стал следовать ложной.

Дальнейшая история человечества была связана с появлением различных посланников, которые приносили людям весть от их Господа о том, что поклоняться нужно только Ему, а идолы, которым они поклоняются, — это лишь изваяния и истуканы. Были периоды в истории, когда все человечество было погружено во мрак язычества без исключения, и это было время пророка Ибрахима, мир ему, когда все были неверными, кроме него, как передается от Ибн Аббаса в тафсире аль-Куртуби.

Итак, все пророки и посланники всегда принадлежали к одной религии — это религия Ислам. Поэтому, например, истинного последователя пророка Мусы, мир ему, мы можем назвать мусульманином мусавий, а истинного последователя Исы, мир ему — мусульманином исавий, ну а последователя Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, — мусульманином мухаммадий. Все эти пророки верили в Единого Создателя Аллаха, Который описан качествами совершенства, верили в Его ангелов, Его книги, посланников, Судный День и предопределение. Различия же заключались в некоторых решениях шариата: для последователей Мусы, мир ему, были обязательны только две молитвы, а у некоторых последователей пророков число обязательных молитв доходило до пятидесяти; некоторые были обязаны отдавать четверть своего имущества в виде закята. И все эти положения относились лишь к последователям данного пророка. Причина изменений в шариатах заключается в том, что Всевышний Аллах из-за своей милости заботится о том, чтобы Его рабы получали пользу, а средства получения пользы меняются в зависимости от места и времени.

Так как мы уже сказали, что в первый период своего существования человечество следовало истинной религии, их пророки приходили для разъяснения закона, а не для борьбы с язычеством. Так было во времена Адама, Шиса и Идриса, мир им, но после смерти Идриса, мир ему, среди людей распространилось язычество — и для борьбы с ним был отправлен пророк Нух, мир ему. Этот период язычества, который длился на протяжении тысячи лет, называется первой джахилией. Последующие пророки уже приходили и с разъяснением единобожия, и с законами шариата. И наш господин Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, пришел обновить Ислам для всего человечества и закончить эпоху невежества и многобожия.

 

Виды язычества (ширк)

Язычество — это поклонение кому-то наряду со Всевышним Аллахом или вместо Него, то есть возвышение кого-то (или чего-то) в такой форме, которая достигает степени поклонения, потому что не всякая форма возвышения и возвеличивания является поклонением, а только наивысшая форма возвеличивания и подчинения. Мы проявляем уважение и почтение к родителям, к нашим родственникам, ученым Ислама, праведникам и рядовым мусульманам, но это не является поклонением им, потому что они сами не цель нашего возвеличивания, а лишь средство, через которое мы возвеличиваем Всевышнего Аллаха. Почему мы проявляем уважение к праведникам или к нашим родителям? Потому что так велел Всевышний Аллах. Следовательно, уважение к ним — это выполнение повеления Всевышнего Аллаха. Точно по той же причине мы любим праведников и ученых Ислама — ведь те выполняют повеления нашего Господа и воплощают учение Ислама на практике в своей жизни, а мы из-за свой слабости и греховности не всегда можем это сделать. Разве такая любовь и возвеличивание не угодны Аллаху?! Конечно, угодны! Откуда появилось язычество? Язычество появилось из-за того, что в сознании людей стерлась метафизическая граница между Бытием Создателя и бытием созданий. Говоря проще — из-за уподобления.

Есть два вида уподобления: когда качества творений относят к Творцу и когда качества Творца относят к творению. Но в любом язычестве эти два процесса протекают одновременно, потому что любое язычество, фактически, утверждает, что мир творений — это проявление божественной сущности. И в этом плане все языческие традиции, будь то брахманизм индуизма или шаманизм Алтая, исходят из сакральности материи и окружающей их реальности, потому что это, согласно языческим учениям, часть «великого начала», или «великого космоса», или «вселенского разума» и т. д.

Совершенно неважно, как именно они это называют. Суть одна — материя и Творец материи перетекают и переходят друг в друга. И для всех язычников любой камешек или животное — это определенная форма существования их божества, и поэтому поклоняться камням, деревьям, идолам, слонам и коровам для этих людей означает поклоняться их Создателю. Такова логика практически всех языческих традиций. Откуда идут корни такого подхода к материи? Мы должны знать, что все зло идет от любви к мирскому и оттого что люди забывают о Создателе. Ведь когда люди полюбили этот мир и забыли о Своем Едином Создателе, то они обожествили свои страсти — любовь к мирскому.

Одни из самых древних языческих праздников — праздники плодородия, а древнейшие культы — это культы матери и почвы, то есть культы того, что, как люди полагали, дает им обильный урожай. Разве это не любовь к мирскому?! Суть язычества — любовь к этому миру, стремление к благу и изобилию здесь и сейчас, и следствие язычества — магия (сихр). Смысл всех магических действий и ритуалов заключается в том, чтобы путем заговоров и различных других действий «заставить» исполнить желаемое, а смысл поклонения и молитвы в Исламе — попросить Создателя о том, что ты хочешь, а Он уже решает, получишь ты это или нет. Это мы говорим о язычестве в чистом виде. Однако есть различные стадии обожествления материи и окружающего мира, которые упоминаются в Коране.

Первый вид – те, о ком Аллах сказал (смысл): «Искренняя, чистая вера может быть только в Аллаха Единого! А многобожники, которые помимо Аллаха взяли заступников, утверждают: «Мы не поклоняемся этим как творцам, а поклоняемся им, чтобы они больше приблизили нас к Аллаху своим заступничеством за нас перед Ним». Аллах рассудит между этими многобожниками и верующими единобожниками в том, в чём они противоречат друг другу относительно многобожия и единобожия. Аллах не направляет к прямому пути истины лжецов и нечестивцев, которые упорно лгут»[4].

Этот вид язычников отдельные невежды сравнили с мусульманами, совершающими тавассуль (посредничество) и истигаса (обращение за помощью к праведнику). Ни один мусульманин, совершающий тавассуль или истигаса, не говорит о его обязательности, речь идет лишь о том, что тавассуль и истигаса допустимы. А те язычники верили, что такое посредничество обязательно и что приближение — задача этих божеств, что является ширком в рубубия. А мусульмане, которые совершают тавассуль, считают, что приближает рабов к Себе только Аллах, никто из рабов не способен это сделать, просто любовь и молитва праведника за тебя может стать причиной, по которой Аллах приблизит тебя к Себе.

Второй вид — это те, про кого Аллах сказал (смысл): «Никто не вредит себе более, чем тот, кто не уверовал и возвёл на Аллаха ложь или не верил в знамения, ниспосланные Аллахом Своему посланнику. Поистине, успех никогда не сопутствует неверному, и он всегда терпит убытки из-за того, что не уверовал и навлёк на себя гнев Аллаха. Эти многобожники, навязывающие Аллаху сотоварищей, поклоняются идолам, которые не могут принести им ни пользы, ни вреда. Они говорят: «Эти идолы — наши заступники перед Аллахом в будущей жизни». Скажи им, о посланник: «Разве вы сообщите Аллаху о сотоварище, которого Он не знает ни на небесах, ни на земле?» Хвала Аллаху! Он превыше того, что вы навязываете Ему сотоварищей и что вы утверждаете, поклоняясь им»[5]

Эта группа поклонялась идолам не потому, что считала, что те могут помочь им в мирском, и не потому, что считала, что идолы могут навредить им, а потому что считала, что их божества могли заступиться за них без дозволения на то Аллаха. Иными словами, они считали, что Аллах полностью поручил им заступничество и что идолы заступаются согласно своим желаниям, а не тому, что пожелал Аллах. Об этом говорится в аяте (смысл): «Но многобожники взяли себе, помимо Аллаха, заступников, чтобы те помогли им приблизиться к Аллаху. Скажи им, о Мухаммад: «Неужели вы им поклоняетесь, даже если они не властны ни над чем и ничего не разумеют?!» Скажи им, о Мухаммад: «Аллаху Единому принадлежит заступничество полностью. Никто не получит заступничества без Его Воли. Ему, Единому, принадлежит власть над небесами и землёй! К Нему только вы будете возвращены, и Он рассудит вас и воздаст вам за ваши деяния»[6].

Аллах отвечает на это утверждение язычников следующим образом: во-первых, они ничем не владеют, в том числе и заступничеством. Это опровергает убеждение язычников, что их божества могут заступаться независимо от воли Аллаха. Власть — это управление чем-либо таким образом, каким не может никто другой. Во-вторых, заступничество полностью принадлежит Аллаху, и нет никаких заступников, кроме тех, кому Аллах позволил заступаться. Аллах – это не единственный заступник, но Ему принадлежит вся власть на небесах и земле, и всё к Нему возвратится. И лишь Он всех рассудит и каждому воздаст по его делам. Однако эти язычники считали, что их идолы могут заступиться за всех, кого пожелают. Поэтому они поклонялись идолам, будучи убеждёнными в том, что те могут заступиться.

Третий вид — язычники, которые считали, что их идолы могут принести им пользу и вред, что идолы приносят им удачу и помощь и устраняют различные бедствия, помогают победить врагов. Они считали, что Аллах передал идолам управление этим и те обладают определенным господством. Это подобно тому, как правитель передает некоторые функции своему заместителю. Будучи убеждёнными в том, что идолы обладают господством в отдельных вещах, эти язычники поклонялись им. Об этой группе людей Аллах сказал (смысл): «Многобожники поклонялись божествам помимо Аллаха, надеясь на их помощь и заступничество. Но эти боги не смогут им помочь, если бы Аллах пожелал им вреда. Поистине, они не в состоянии ни навредить им, ни принести им пользы, но нечестивцы служат своим слабым божествам и защищают их, словно рать»[7]. Также Всевышний сказал (смысл): «Эти неверные поклонялись разным божествам, кроме Аллаха, чтобы они были их заступниками и сторонниками в будущей жизни. Им следует отречься от этого. Ведь их божества отвергнут их поклонение, откажутся от них в будущей жизни, будут их противниками и попросят их наказать»[8]

Эти язычники поклонялись идолам, считая, что те, к примеру, могут помочь им победить врагов. Большинство арабов во времена невежества (джахилия) совершало эти три вида многобожия. Часть из них исповедовала все три вида многобожия в отношении своих идолов, часть – лишь один или два. 

Четвертый вид — те, кто приписывает право установления шариата кому-то, кроме Аллаха, например, священникам или раввинам. Аллах упомянул их в аяте (смысл): «Они (иудеи и христиане) чтут, как Господа, своих раввинов и монахов, которые читают им назидания, и их проповеди — религия для них, даже, если отличаются от слов их пророков. Итак, следуя за раввинами и монахами, они находятся в заблуждении. Они также поклонялись Мессии Исе, сыну Марьям. Но Аллах в Своих Писаниях и через Своих пророков велит поклоняться только Аллаху Единому, помимо которого нет никаких божеств. Аллах — слава Ему Всевышнему! — превыше всех тех, кому они поклоняются!»[9]. Также об этом говорится в аяте (смысл): «Скажи (о пророк!): «О обладатели Писания! Приходите к справедливому слову, равному для вас и для нас, которое мы вместе с вами будем помнить, чтобы нам никому не поклоняться, кроме Аллаха, и никого не придавать Ему в сотоварищи. Мы не должны друг друга убеждать относительно разрешённого или запрещённого, минуя законы Аллаха, которым должны неукоснительно повиноваться». Если же они отвратятся от этого справедливого призыва Аллаха, то скажите им: «Засвидетельствуйте, мы — предавшиеся Аллаху, верны Его религии, ни к кому не обращаемся и никого не просим, кроме Него»»[10].

Язычники дали своим священникам право создавать закон, а это является качеством господства. Следовательно, они сочли их господами и стали следовать их решениям. Так они поклонялись им, ведь подчинение в законе — это вид поклонения. 

Здесь надо учесть, что речь идет именно о добровольном подчинении и об убеждении, что определённые люди имеют право выносить решения наравне с Аллахом и что надо следовать их решениям. Это не относится к выполнению светских законов, как полагают некоторые крайние течения, поскольку шариатского государства сегодня нет и невозможно не жить по светским законам. Главное — не считать, что этот закон равен Шариату или лучше него. К сожалению, встречаются «мусульмане», которые так считают. Убеждение, что светский закон равен Шариату или лучше, является вероотступничеством (ридда).

Пятый вид — это те, кто считает, что у Аллаха есть сотоварищи в управлении мира. Таких язычников очень много: есть те, кто считает, что есть два или три бога, есть те, кто считает, что богов гораздо больше. Эти язычники разделили между своими богами управление над миром, и затем некоторые из них якобы проявлялись в виде тел. Они считали, что их божества могу вселяться в тела и появляться в человеческом облике. 

Вот пять групп язычников, которые поклоняются кому-то ещё, помимо Аллаха. Часть из них (первые четыре группы) считают, что их божества обладают частичным господством, а пятая группа считает, что каждый из их божеств обладает полным господством. Первые четыре вида многобожия были распространены среди арабов во времена невежества (джахилия). 

Шестой вид — те, кто не придавал никаких качеств божественности идолам, но поклонялся им, следуя обычаям предков, для сохранения национального единства народа и из-за страха разделения. Это разъяснил Ибрахим, мир ему, своему народу: «Ибрахим сказал своему народу: «Вы поклоняетесь ложным божествам и продолжаете поклоняться этим идолам помимо Аллаха из-за привязанности друг к другу в земном мире. Но потом — в День Воскресения — это изменится, и ваши предводители станут отрекаться от вас, а последователи будут проклинать своих руководителей. Пристанищем для вас всех станет огонь, и не будет у вас ни защитника, ни помощника, который мог бы оказать вам помощь и спасти вас от огня»»[11].

Разделение язычников на эти группы следует из размышлений над аятами Корана, в которых разъясняется, что такое многобожие, и приводятся различные его виды в рассказах о предшествующих общинах. Так становится понятно, что единобожие в господстве (рубубия) — это основа, на которой зиждется единобожие в поклонении (улюхия). Лишь приписывая божеству аспекты господства, пусть даже частичные, язычник начинает ему поклоняться. Становится очевидной ошибочность мнения, что у арабов во времена невежества было единобожие в господстве (рубубия), то есть что якобы арабы-язычники приписывали Аллаху сотоварищей лишь в поклонении, но в единобожии господства не придавали Ему сотоварищей. Из аятов, которые мы приводили, становится ясно, что арабы придавали Аллаху сотоварищей лишь в некоторых аспектах господства, но не во всех. Поэтому они просили у своих идолов милость, пропитание, победу и другие мирские вещи и поклонялись, желая получить всё это при помощи истуканов. А ведь это исключительные аспекты божественности, поскольку лишь Господь властен над всякой вещью.

Важное предостережение

Известный лидер «братьев-мусульман» Саид Кутб назвал нашу современную эпоху «новой джахилией» из-за того, что нет исламского правления, но это грубейшая ошибка, потому что правление относится к разделу исламского права и не относится к вопросам вероубеждения и единобожия, а джахилия — это эпоха именно язычества, поэтому утверждение, что сейчас эпоха джахилии означает, что сегодня нет единобожия и мусульмане, которые составляют значительную часть современного человечества, — это язычники. Но Кутб не новатор в этом вопросе, ведь и до него были группы, которые обвиняли в неверии мусульман и говорили, что чистый Ислам либо полностью исчез, либо приблизился к исчезновению после третьего века хиджры и так продолжалось до появления их секты. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха! Это лишь лозунги, которыми различные сектанты хотят придать значимость своей секте. То, что наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует — это печать пророков, преполагает, что свет его призыва будет озарять весь мир, а не будет сведен к существованию в первые три века призыва, а затем либо погаснет, либо будет прозябать в катакомбах сектантства. Некоторые книги Саида Кутба переведены на русский язык, поэтому имейте в виду: нужно остерегаться этого человека, потому что его акыда была ложной: в своем тафсире он утверждал (сущностную) вездесущность Всевышнего Аллаха, а также говорил, что изучение исламского права (фикх) в наши дни — это бесполезная трата времени, потому что все силы надо отдать созданию исламского правления. СубханАллах! Если в этом «правлении» не будет знатоков исламского права (фикх), как же оно будет исламским?!

[1] Сура «Али Имран», аят 85.

[2] Годы жизни: 544-606 гг. по хиджре/1150-1210 гг.

[3] Сура «Аль-Бакара», аят 213.

[4] Сура «Аз-Зумар», аят 3.

[5] Сура «Юнус», аяты 17-18.

[6] Сура «Аз-Зумар», аяты 43-44.

[7] Сура «Ясин», аяты 74-75.

[8] Сура «Марьям», аяты 81-82.

[9] Сура «Ат-Тауба», аят 31.

[10] Сура «Али Имран», аят 64.

[11] Сура «Аль-‘Анкабут», аят 25.

Похожие материалы