Отмена (насх) в Коране

Слово насх буквально переводится с арабского как «стирать», «компенсировать». Его терминологическое значение – отозвать юридическое (шариатское) повеление через юридический довод. Другими словами, иногда Аллах вводит хукм, который применяется только для конкретной ситуации. Позднее, по Своей Безграничной Мудрости, Он отменяет это и вводит вместо него новый закон. Это действие известно как отмена, или насх, замененный хукм носит название мансух, а заменяющий — насих.

 
Доводы отмены: доводы разума и доводы привычного устройства (акли и ади)
 
Иудеи считали, что отмена невозможна, поскольку это означало бы, что Аллах «изменил свои взгляды» (а’узубиЛлях). Они говорили, что отмена делает необходимым считать, что Аллах дал некое повеление, однако позднее – а’азан Аллах – Он осознал свою ошибку и исправил ее. Это известно как буда’.
 
Эти возражения иудеев говорят о поверхностности, и стоит только поразмыслить над этим, становится ясно, в чем их ошибка. В действительности, отмена не предполагает изменение во мнении, а предполагает законотворчество в соответствии с нуждами конкретного времени. Это не означает, что тот, кто отменяет, считает отмененное неверным, а просто он отводит закону определенное время, поскольку тот уместен лишь для того времени и при определенных обстоятельствах.
 
И с точки зрения разума не составит труда прийти к выводу, что это изменение в полной мере соответствует безграничной мудрости Всевышнего и не может ставиться под сомнение каким-либо образом. Тот, кто использует одно и то же лекарство при любых обстоятельствах и для всех болезней, не является врачом. Врач вносит изменения в рецепты в соответствии с меняющимся состоянием пациента.
 
Это правило относится не только к религиозным предписаниям, но и также ко всей Вселенной. Всевышний постоянно изменяет условия погоды: зима, лето, весна, осень, дожди и засуха — все это меняется в соответствии с мудростью Аллаха. И лишь человек непроницательный назовет это буда’ и посчитает это изменением божественного суждения. Продолжая логику таких людей можно договориться до того, что Аллах предпочел зиму, затем, обнаружив Свою ошибку, заменил ее летом. Тот же самый случай с отменой религиозных предписаний. Считать это ошибкой, называть это буда’ будет крайней степенью близорукости и игнорирования действительности. Отмена не является особенностью последователей Пророка Мухаммада  (мир ему и благословение Аллаха), напротив, была религиозной особенностью религиозных законов и других пророков.
 
 
Насх в других Шариатах
 
  • В Таурате говорится о том, что Аллах после потопа сделал дозволенными для Нуха  (мир ему) и его потомства всех животных. Затем в шариате Якуба, Мусы, Исы, алейхиму-с-салям, постепенно налагались запреты на многих животных.
  • Также говорится в Таурате, что Аллах повелел Адаму (мир ему) женить своих детей между собой. Хава рождала детей парами, и было дозволено жениться на своей невнутриутробной сестре. Другие шариаты запретили это.
  • Аллах сказал пророку Ибрагиму (мир ему) принести своего сына в жертву, а затем отменил это.
  • Занятие мирскими делами и охота дозволена в любые дни недели, однако в шариате Мусы (мир ему) она была запретна по субботам.
  • В шариате пророка Якуба (мир ему) было дозволено мужчине быть женатым на двух родных сестрах одновременно. В действительности он и сам был одновременно женат на Лиййи и Рахиль, однако с приходом шариата Мусы (мир ему) это стало запрещено.
  • Талак, или развод, был дозволенным в Шариате Мусы, однако в Шариате Исы, алейхима-с-салям, был дозволен только при обвинении в прелюбодеянии женщины и доказанности ее вины (Манахиль уль-Ифран).
 
Вкратце: есть много подобных примеров в Ветхом и Новом Заветах, когда существующее повеление заменяется новым.
 
Это – изменение так, как мы его видим, но это не изменение в отношении Аллаха, поскольку Он послал раннее решение на ограниченное время, а не навсегда.
 
 
Различия в терминологических значениях отмены ранних и поздних ученых
 
 
Термин отмена (насх) по-разному понимался ранними и поздними учеными Корана. В терминологии ранних ученых слово отмена имело широкий диапазон применения и включало в себя много случаев, которые поздними учеными не считались за отмену.
 
К примеру, если общий смысл значений аята ограничивался другим аятом, ранние ученые считали первый аят отмененным. Таким образом, если в одном аяте были использованы общие слова, а затем в другом аяте было уточнение, то ранние ученые использовали  в отношении первого аята термин «отмененный» (мансух), а ко второму «отменяющий» (насих).
 
Это не означало, что первое предписание было абсолютно отменено, но отменялось общее действие первого аята вторым аятом.
 
К примеру, в Коране говорится:
 
وَلَا تَنكِحُوا الْمُشْرِكَاتِ حَتَّىٰ يُؤْمِنَّ
 
«И не женитесь на женщинах-идолопоклонницах (мушрикат), пока они не уверовали» (Аль-Бакара, 221 (2:221)).
 
Здесь слово «мушрикат» — общее, и его очевидный смысл таков, что брак не разрешен с любыми видами идолопоклонниц, даже если они из людей Писания.
 
Другой аят говорит:
وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الْمُؤْمِنَاتِ وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِن قَبْلِكُمْ إِذَا آتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ مُحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَافِحِينَ وَلَا مُتَّخِذِي أَخْدَانٍ
 
«(Дозволены тебе в женитьбе) целомудренные женщины из верующих и целомудренные женщины из тех, кому было дано Писание (иудеи и христиане) до твоего времени» (Аль-Маида, 5 (5:5)).
 
Этот аят уточняет, что в первом аяте «мушрикат» относилось лишь к женшинам не из числа людей Писания.
 
Таким образом, второй аят ограничивает общий смысл первого аята и говорит нам о том, что женщины из людей Книги были дозволены верующим для брака. Ранние ученые, однако, считали это примером отмены. Другими словами, что первый аят — отмененный, а второй — отменяющий.
 
Применение же термина «отмена» поздними учеными было гораздо уже. Они считали отмененными лишь те аяты, в которых полностью отменялся предыдущий хукм. Следовательно, в приведенном выше примере, согласно поздним ученым, нет отмены, а первый аят лишь ограничен и уточнен вторым.
 
Из-за этих различий число отмененных аятов, по мнению ранних ученых, было большим, однако, по мнению поздних ученых, их было всего лишь несколько.
 
 
Отмена в Коране
 
Общим и неоспоримым фактом явялется то, что отмена религиозных предписаний – не новое понятие, свойственное нашей умме. Это также происходило во времена других народов.
 
Несколько законов (из предыдущих шариатов — прим. пер.) было отменено для уммы Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
 
Например, сначала во время намаза было обязательно обращаться в сторону Байтуль-Мукаддас (Иерусалим), затем это было отменено, и мусульманам пришло указание обратиться в сторону Каабы.
 
На эту тему нет разногласий среди мусульман. Однако есть разногласия о том, были ли какие-либо отмены в Коране. Другими словами, есть разногласия в том, есть ли в Коране какие-либо аяты, которые сохранены лишь для чтения при том, что их хукм отменен. Большинство суннитских ученых считают, что Коран действительно содержит аяты, чьи хукмы отменены.
 
Однако му’тазилит Абу Муслим аль-Исфахани считал, что ни один аят из содержащихся в Коране не отменен, что все аяты, которые есть в Коране, сохраняют свои предписания (хукмы). Несколько других ученых высказывали такое же мнение, и на сегодняшний день определенное число модернистов поддерживает его.
 
Вследствие этого те аяты, где отмена очевидна, они трактуют таким образом, что отмена может быть не принята. Это слабое мнение. Следовать ему — это «притягивать за уши» такое толкование некоторых аятов, которое не соответствует принципам тафсира.
 
Те, кто не верит в отмену в Коране, считают, что отмена — это дефект, недостаток, от которого Коран должен быть свободен.
 
Однако, как мы уже говорили, это крайне близорукая позиция. Удивительно, что Абу Муслим аль-Исфахани и его последователи в отличие от христиан не отрицают отмену многих повелений Аллаха, а всего лишь говорят, что нет отмены в самом Коране.
 
Если бы отмена была недостатком, то почему она тогда происходила в других писаниях (не в Коране), которые также исходили от Аллаха, и это не было недостатком?!
 
Некоторые аргументируют это тем, что  Божественной мудрости — якобы — противоречит то, что аят Корана остается лишь в качестве священной реликвии для чтения, но не для того, чтобы поступали согласно ему.
 
Мы не смогли понять, на каком основании они считают, что это идет против Божественной мудрости, в то время, как может существовать ряд целесообразных причин в сохранении аятов с отмененными хукмами.
 
Например, мы через это узнаем о мудрости, которая кроется за постепенным наложением религиозных предписаний, и о мудром способе наложения на человека обязательства следовать Его Закону.
 
Это также служит историей этих предписаний и их условиям. Аллах в Коране Сам ниспосылает в нескольких местах рассказы о вероучениях и повелениях предыдущих народов, которые были отменены для уммы Мухаммада  (мир ему и благословение Аллаха).
 
Например:
 
وَعَلَى الَّذِينَ هَادُوا حَرَّمْنَا كُلَّ ذِي ظُفُرٍ ۖ وَمِنَ الْبَقَرِ وَالْغَنَمِ حَرَّمْنَا عَلَيْهِمْ شُحُومَهُمَا إِلَّا مَا حَمَلَتْ ظُهُورُهُمَا أَوِ الْحَوَايَا أَوْ مَا اخْتَلَطَ بِعَظْمٍ
 
А иудеям Мы запретили есть мясо, жир и другие части животных, имеющих нераздвоенное копыто. Мы также запретили им жир коров и овец, кроме жира, носимого их хребтами или внутренностями, или того, что смешался с костями (Аль-Ан’ам, 146 (6:146)).
 
Очевидно, Аллах описал отмененное предписание в качестве предупреждения для мусульман. Подобным образом для этой же цели сохранены и другие отмененные аяты Корана, и что же здесь может идти вразрез с Божественной Мудростью?
 
Более того, может ли кто-то претендовать на понимание всей мудрости действий Аллаха или всей мудрости, стоящей за каждым аятом? Если такие претензии необоснованы — а это очевидно так — то как может кто-то отрицать повеление Аллаха лишь из-за того, что ему неизвестно о мудрости, скрытой за ним?
 
Таким образом, те, кто не верит в отмену в Коране, основали свое мнение на неправильных идеях. Они дали «притянутые за уши» толкования некоторым аятам Корана лишь потому, что считают что отмена — это ошибка, и они хотят видеть Коран свободным от них. И если бы они уяснили себе, что это не ошибка, а соответствие Воле Аллаха, то они бы взяли те же самые толкования, которые общеприняты.
 
В Коране говорится:
 
مَا نَنسَخْ مِنْ آيَةٍ أَوْ نُنسِهَا نَأْتِ بِخَيْرٍ مِّنْهَا أَوْ مِثْلِهَا ۗ أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللَّـهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
 
Какое бы откровение мы ни отменили и ни придали забвению, мы заменим его на лучшее или на похожее. Разве вы не знаете, Аллах властвует над всем? (Аль-Бакара, 106 (2:106))
 
Тот, кто обратит внимание на этот аят без предубеждения, поймет, что отмена происходит в соответствии с ясными указаниями самого Корана.
 
Однако Абу Муслим аль-Исфахани и его сподвижники, которые волею или неволею считают отмену ошибкой, и этот аят также трактуют по-своему. Они говорят, что этот аят касается гипотетической ситуации. Они спорят, что надо понимать так: «Если бы мы отменили аят, то мы бы ниспослали подобный ему или лучший», — и соответственно отсюда, по их мнению, не вытекает, что в Коране есть отмена.
 
В качестве довода они приводят следующее:
 
قُلْ إِن كَانَ لِلرَّحْمَـٰنِ وَلَدٌ فَأَنَا أَوَّلُ الْعَابِدِينَ
 
«Если бы у Милостивого был сын, то я первым бы поклонился ему» (Зухруф, 81 (43:81)).
 
Те, кто отрицает возможность отмены, говорят, что так же, как этот аят повествует о гипотетической ситуации и не означает, что у Аллаха есть сын, предыдущий аят суры «Аль-Бакара» описывает гипотетическую ситуацию и не обуславливает отмены какого-либо из аятов.
 
Однако подобная трактовка не верна, потому что, если бы не было отмены, Аллах не упомянул бы ее даже гипотетическую возможность. Коран не содержит повелений о чем-то, что может никогда не произойти.
 
Что до аята о сыне, то есть огромная разница между ним и аятом об отмене. Чтобы тот, кто читает этот аят, знал, что это всего лишь предположение, что у Аллаха есть сын, но, поскольку это невозможно, не возникает и мысли поклоняться кому-то, помимо Аллаха.
 
Напротив, насх не является логически невозможным даже согласно самому же Абу Муслиму аль-Исфахани, таким образом, называть это гипотетической ситуацией — бессмысленно.
 
Все становится более ясным, если посмотреть на причины ниспослания аята об отмене. Мушрики говорили, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сначала говорит последователям делать так, а затем велит делать наоборот и вместо этого вводит новое правило. И в связи с этим был ниспослан этот аят — в качестве ответа на это. Очевидно, что данный аят скорее описывает цели отмены, чем отрицает то, что она случалась.
 
Целью этой работы было разъяснить то, что насх — отмена аятов Корана – не дефект и что не должны прилагаться усилия для того, чтобы показать, что Коран освобожден от него. Напротив, он (насх) прекрасно сочетается с Божественным устройством вещей.
 
Таким образом, смысл ни одного из аятов не должен отвергаться лишь потому, что он свидетельствует об отмене. Ничто не мешает принять тафсир аята, если он соответствует принципам тафсира, даже если это ведет к классификации его как насих-мансух.
 
Часть из работы «Подход к кораническим наукам» и «Маарифуль-Коран» муфтия Шафи Таки Усмани.
Похожие материалы