Ложность идеи «безначальности цепи сотворения» (тасальсуль).

Представляем вниманию читателей небольшой отрывок из тахкыка шейха Саида Фуды, хафизахуллах, на книгу «Рисалятун фи радд аля Ибн Таймийя фи масаляти хаваадисы ля ауваля ляхаа» имама Абдуль-Ваххаба аль-Ихмими аль-Мисри Шафии, рахимахуллаху Тааля, в котором раскрывается ложность идеи безначальности непрерывной цепи сотворения (тасальсуль).

«Всякий, кто искренне относит себя к религии Ислам, обязан верить, что Всевышний Аллах – Первый (аль-Авваль). Такое вероубеждение, в свою очередь, предполагает веру в то, что бытие всякой сотворенной Аллахом вещи обязательно имеет начало (аль-бидая). Вера в то, что творение имеет начало, является обязательной для мусульманина, потому что именно из этой акыды необходимо следует, что Всевышний Аллах является абсолютно свободным Деятелем, который действует и творит согласно Своему свободному желанию. А из того, что Он творит и действует согласно Своему свободному желанию, следует, что сотворённые Им вещи необходимо должны иметь начало. Поэтому тому, кто не хочет впасть в заблуждение, нельзя говорить, что Всевышний Аллах творит по Своему свободному желанию, подразумевая при этом безначальность Его творения, будь то в отношении отдельного субъекта или в отношении всей цепи (ан-нау). Ведь именно из-за таких убеждений ученые Ахлю-с-Сунна отнесли к куфру философов, которые полагали, что Всевышний Аллах не отделён от Своего действия (то есть Ему необходимо творить), что, однако, не мешало им называть Бога Творцом (аль-Халик) и Могущественным (аль-Кадир). Философы утверждали, что действие необходимо сопутствует Аллаху, да возвысится Он от того, что приписывают Ему. Слова: «Действие Аллаха необходимо сопутствует Ему», – означают, что действие Аллаха исходит от Него без Его свободного волеизволения и желания или, другими словами, по необходимости. Последнее, в свою очередь, означает, что, даже если предположить, что действие Аллаха исходит от Него согласно Его желанию, Он все равно будет являться несвободным и принуждаемым (маджбуур) делать и творить вещи. Нет сомнения в ложности этих двух идей, как нет сомнения в куфре тех, кто их исповедует.
 
Опираясь на вышесказанное, можно вывести общее правило, которое, в свою очередь,  образует частный постулат (такой постулат, охватывающий одну из частей общего правила, называется «ад-добит»). Смысл этого правила следующий: «Всякий делающий, которому необходимо присуще действие, действует помимо своего свободного желания и воли или является принужденным к совершению действия, что является очевидным недостатком, которым никак не может характеризоваться Всевышний Аллах. Что касается Ибн Таймиййи, рахимахуллах, то мы показали (и доказали в соответствующем месте), что он говорит по этому вопросу следующее:
 
1. Невозможно вообразить себе, чтобы Всевышний Аллах когда-либо существовал в одиночестве в отсутствие наряду с Ним сотворённых вещей. То есть, если ты познал, что Всевышний Аллах существует, становится обязательным для тебя верить в существование творения наряду с Аллахом вне зависимости от того, является это творение «хаадис» (имеющим начало) или «кадим» (не имеющим начало). Ибн Таймийя, однако, заявляет, что отрицает существования отдельного субъекта, чьё бытие не имело бы начала.
 
2. Он (Ибн Таймийя) утверждает, что Всевышний Аллах действует только согласно Своему свободному желанию, являясь Создателем всех сотворённых вещей, создание которых происходит постоянно и не имеет начала. Однако невозможно вообразить себе (как считает Ибн Таймийя), что Всевышний Аллах может быть один после уничтожения созданного Им мира (т. е. согласно представлению Ибн Таймиййи, рахимахуллах, Всевышний Аллах не может не творить, ибо это неделание и несозидание, по его мнению, есть изъян и недостаток, которые следует отрицать в отношении Аллаха). Поэтому Всевышний по необходимости постоянно творит и уничтожает сотворённые Им миры. При этом перед тем, как уничтожить какой-либо из миров, Он сотворяет новый мир и только после сотворения нового уничтожает мир старый. Таким образом, Аллах (согласно мнению Ибн Таймиййи) творит постоянно, непрерывно и никогда не находится один без сопутствующего Его бытию творения.
 
3. Мы также показали в данном исследовании, что Ибн Таймийя исповедует, что бытие сотворённых вещей (т. е. постоянное создание Всевышним Аллахом новых миров) есть необходимое и обязательное условие Его совершенства. При этом нам известно общее правило о том, что всякое качество, указывающее на совершенство Всевышнего Аллаха, должно быть обязательно придано Ему. И Ибн Таймийя не отрицает этого правила. Поэтому, опираясь на это правило (об обязательном утверждении в отношении Аллаха сифатов совершенства), Ибн Таймийя говорит, что создание сотворённых вещей, даже если оно осуществляется в виде непрерывной цепи (тасальсуль), является обязательным для Аллаха, ибо само наличие сотворённого мыслится им как совершенство, которое следует утверждать в отношении Всевышнего Аллаха. Мы убеждены, что данная идея (утверждение в отношении Аллаха обязательности сотворения или создания) логически вытекает из слов Ибн Таймиййи, хотя он может и не признавать, что это следует из его слов, и постоянно заявлять, что Аллах (согласно его представлениям) творит и делает согласно Своему свободному желанию и воле. Однако мы ответим на это, что сотворение через свободное волеизволение и желание очевидно противоречит идее об обязательном и необходимом сотворении через свободное желание. Ведь идея о том, что Всевышний Аллах создаёт согласно Своему свободному желанию, но при этом необходимо должен создавать (сотворённые вещи) опять-таки через Своё свободное желание, по сути своей, ничем не отличается от идеи, что Всевышний Аллах принуждён к творению вещей и никак не может освободиться от Себя как от постоянно Делающего. Нет сомнения, что подобные слова есть чистое заблуждение. Получается, что слова Ибн Таймиййи становятся очень похожими на слова философов (которые заявляют, что действие Аллаха необходимо присуще Ему и исходит от Него по необходимости без Его свободного желания). Так, например, философы утверждают, что сотворённые вещи необходимо эманировали из божественной сущности. И это не мешает им утверждать в отношении Аллаха абсолютное Могущество, называя его «аль-Кадир». Ибн Таймийя, в свою очередь, говорит, что Всевышний Аллах не может освободиться от Своего Бытия Постоянно Сотворяющего. Другими словами, Он не может не создавать миры один после другого. Постоянное делание является обязательным для Аллаха, ибо оно мыслится Ибн Таймийей как одно из совершенств Аллаха. При этом он говорит следующее: «Всевышний Аллах творит (или является Творцом) согласно Своему свободному волеизволению и желанию». Однако мы знаем, что даже если философы и называют Аллаха Могущественным (аль-Кадир) – это не то Могущество (аль-Кудра), которое следует утверждать в отношении Аллаха, ибо могущество, о котором говорят философы, в действительности есть немощь и слабость. И мы знаем также, что даже если Ибн Таймийя называет Аллаха «Муридом» (свободно изъявляющим волю и желающим) по отношению к вещам – это не то свободное желание (аль-Ирада), которое необходимо утверждать по отношению ко Всевышнему Аллаху, ибо это желание в действительности есть несвобода и принуждение (аль-джабр).
 
Таким образом, обозначились точки соприкосновения между идеями Ибн Таймиййи и философов. Что же касается имама Абуль-Хасана Ашари, рахимахуллах, то он изначально убеждён, что Аллах творит согласно Своему свободному волеизволению и желанию, что Он – Всевышний – был и не было с Ним ничего, а потом Он создал миры, что, наконец, абсолютно всякая созданная Им вещь имеет начало (в чём нет сомнения) и что безначальность цепи сотворённого, уходящей в прошлое, никак не возможна. Исходя из данного представления, совершенно законно говорить, что Всевышний Аллах – Могущественен и что Он делает и творит через Своё свободное желание, что Он – «Мухтаар». Имя «аль-Мухтаар» в данном контексте означает, что Всевышний Аллах, если желает – делает, а если не желает – не делает (оставляет делание). При этом идею о свободном оставлении Аллахом сотворения (или делания) можно представить себе, только если опираться на представление мазхаба имама Абуль-Хасана Ашари, рахимахуллах, или опираясь на представления других мазхабов, но никак не на мазхаб Ибн Таймиййи. Кроме того, имам Ашари ясно говорит, что создание Аллахом вещей никак не является необходимым условием для Его совершенства, что бытие сотворённого – это совершенство, связанное только с сотворённым, но не совершенство, связанное со Всевышним Аллахом (как утверждает Ибн Таймийя). Из всего вышесказанного мы также видим, что основа ашаритского мазхаба – это последовательное утверждение в отношении Всевышнего абсолютной свободы и могущества. А логическим следствием противоречия этому мазхабу является отрицание свободного волеизволения Всевышнего Аллаха и Его Могущества…».
Похожие материалы