Победить любой ценой?

Последние 10 лет мы наблюдаем, как разгораются споры между суфиями и ваххабитами, и эти споры, как мы видим, только множатся, и нет им конца и края. 
 

Активные участники споров с обеих сторон не намерены отказываться от своих убеждений и позиций и продолжают осаждать друг друга потоком непрерывных цитат и «опровержений». 
 

Оставим в стороне участников и сами темы этих споров. Коснемся вопроса, который остается незамеченным у обеих сторон. Это объективность в критике
 

К сожалению, приходится признать, что сами такие споры уже превратились в самоцель. Фактически, никто не верит, что их оппонент может отказаться от своих взглядов и убеждений, поэтому никто не задается целью объективно критиковать взгляды противоположной стороны. И, как следствие, все, что высказывают «враги», считается ошибкой, заблуждением и якобы автоматически требует опровержения. 
 

И это очень порочный подход, потому что он может привести к вражде с истиной. Мы никогда не должны забывать, что противостояние сектам — это не футбольный матч «Анжи-Спартак», где «наши» должны победить любой ценой. Но, к сожалению, эти споры уже давно превратились в противостояние двух группировок, задача которых — задавить друг друга.
 

Все это напоминает именно противостояние футбольных болельщиков разных команд: у одних — зеленые тюбетейки и четки, а у других — подвернутые джинсы, бритые усы и недельная щетина (назвать бородой то, что носят современные российские псевдосаляфиты язык не поворачивается: обычно там далеко не обхват с кулак, там нет и длины в половину пальца).
 

Такой «футбольный» подход привел к тому, что идет не борьба идей, а борьба с атрибутикой. И люди, не осведомленные о богословских расхождениях между сторонами, начинают думать, что идет борьба «бритых» с «бородатыми», борьба тех, кто в тюбетейках, с «подвернутоштанишниками»… Именно из-за такого подхода стали говорить. что «ваххабизм» — это термин, придуманный СМИ, что его придумали враги Ислама и т. д.
 

А сами представители суфийской стороны ваххабитом считают того, кто носит бороду, хотя ношение бороды считали обязательным (а, следовательно, сбривание ее — запретным) все 4 имама. Лишь часть поздних шафиитов, таких, как имамы ар-Рафии и ан-Навави, считала, что это нежелательно (макрух). Другая же часть поздних шафиитов,  все же говорила, что брить бороду запрещено. Более подробно об этом можно прочитать в книге «И’анату талибин». 
 

Еще один пример такого неправильного противостояния — агрессия по отношению к поднятию рук в намазе и к произнесению «амин» вслух после чтения «Фатихи» в некоторых «ханафитских» регионах России. Думаю, сложно найти среди них человека, который бы не знал, что это сунна согласно шафиитскому и ханбалитскому мазхабам, однако свое фанатичное неприятие этих действий они объясняют тем, что «так делают ваххабиты, которые прикрываются тем, что они шафииты». Но не имеет значения, кто так делает. Эти действия имеют основание в Сунне, и это практика части сподвижников, поэтому, даже если это не соответствует нашему мазхабу, мы не можем порицать тех, кто так делает, ведь это будет явной формой вражды с Сунной.
 

Ваххабизм — это не поднятие рук или произнесение «амин» вслух, ваххабизм — это неправильная акыда, в первую очередь. А иначе борьба с заблуждением превращается в борьбу с собственными страхами и комплексами.
 

Ваххабиты справедливо критикуют наше время как время «поколения, оставившего Сунну». Разве можно в этом сомневаться?! Посмотрите, как мы одеваемся, едим, женимся, разводимся, воспитываем своих детей, ведем себя со своим женами, работаем, разговариваем — разве что-то из этого напоминаем нам эпоху Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?! Мы далеки даже от внешнего вида эпохи саляфов, что же говорить о нравственности и духовности?! 
 

Но мы не находим эту Сунну и в самих ваххабитах, которые так рьяно призывают ей следовать! Джинсы, футболка с короткими рукавами с какими-то изображениями (хотя это макрух), модные кепки и бейсболки (это уподобление кяфирам, что также является макрухом) и недельная щетина — разве это Сунна?! Удивляешься, как люди с таким внешним видом кричат про Сунну и ругают новшества, хотя их собственный облик с ног до головы — сплошные новшества. 
 

Однако из-за нелепого вида этих людей мы не должны ополчаться на саму Сунну и критиковать бороду. 
 

Мы должны остерегаться произносить любые слова, которые указывали бы, даже косвенно, на критику и поношение Сунны. 
 

В «Аль-Бахру Раик шарх Канзу-д-Дакаик» (5/130) говорится:

«…Так как возвеличивание противоположно пренебрежению, ханафиты считали неверием многие слова и действия бессовестных нахалов, потому что они [эти слова и действия] указывают на пренебрежение религией, например, совершение намаза без омовения, (и обвиняют в неверии) даже по причине усердствия в оставлении Сунны, [когда] пренебрегают ею, считая, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал ее придатком (зиядатун), или считая её безобразной, например, считая безобразным заворачивание конца чалмы под подбородок или укорачивание усов».

Так же говорит Ибн Хаджар в «Фатхуль-Мубин». На 156-ой странице (нового издания) он пишет:

«…Исходя из этого, они (ханафиты) обвиняли в неверии из-за многих слов и действий. [Они учитывали,] что они (эти слова и действия) указывают на пренебрежение религией; например, намеренное совершение намаза без омовения, постоянство в оставлении Сунны, когда ей пренебрегают и считают ее безобразной: например, укорачивание усов (1) и тахник амама — заведение края чалмы под подбородок — и т. д., из того, что я упомянул в своей следующей книге».

Примечание к этим словам из книги «Хашият аль-Мудабагъии аля Фатхуль-Мубин»:

«…(1) (укорачивание усов) — это пример сунны

Наш шейх сказал: 

«Об этом говорится: наш мазхаб — мазхаб шафиитов — (в этом вопросе): кто пренебрежет Сунной или сочтет ее безобразной, таким образом, что это Сунна, тот стал неверным, и в этом нет между нами и ханафитами разногласия»».

Суть разногласий между ханафитами и шафиитами в этом вопросе в том, что у ханафитов человек впадает в куфр за сам факт издевательства над Сунной, и не придается значения тому, делал человек это, подразумевая саму Сунну или издевался над человеком, а шафииты говорят, что человек впадает в куфр, если намеревался издеваться над самой Сунной. Но горе тебе, если в отношении твоего имана есть расхождение[1]
 

Поэтому пусть все острословы укоротят свои языки, которые служат им для издевательств над бородой или над бритьем усов, потому что, хотя у шафиитов и считается сунной подстригание, а не бритье усов, но в ханафитском мазхабе это сунна, поэтому нам запрещено порицать это!
 

Обычно издевательство над бородой или укорачиванием усов идет от невежд, но, к сожалению, люди, претендующие на «ильм», стали писать статьи, в которых пытаются доказать, что в наши дни часть сунны — это уже «не сунна». 
 

Чаще всего касаются укорачивания изара (нижний подол одежды). И некоторые стали утверждать дозволенность (ибаха) удлинения одежды ниже щиколоток, если это совершается без высокомерия, а кое-кто даже начал говорить, что в наши дни укорачивание самого изара делается напоказ и высокомерно, намекая, что сунна стала бид`а. Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях! 
 

Так как этот вопрос часто мусолят «знатоки» хадиса, остановимся на нем чуть подробнее. 
 

Одним из доказательств в этом вопросе является хадис, который приводится в обоих «Сахихах» от Ибн Умара — что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах не посмотрит в Судный день на того, кто удлиняет свою одежду из-за высокомерия».

Ибн Хаджар говорит в «Аль-Фатхе» (10/275): «Хадис указывает на то, что удлинение подола одежды [ниже щиколоток] с высокомерием является большим грехом». 
 

А отдельные личности, полагая, что у них есть знание и способность самостоятельно выводить хукмы из хадисов, стали говорить: «А если высокомерия нет, то удлинение ниже щиколоток дозволено». 
 

Но мы должны понимать, что самостоятельное вынесение решений из хадисов является прерогативой муджтахидов, а всем остальным запрещено выносить из них решения. 
 

Имам ан-Навави говорит в «Аль-Минхадж»:

«Если одежда опускается ниже щиколоток, то это не дозволено. Если же это совершается с высокомерием, то это запретно; если без высокомерия, то нежелательно».

Ибн Абдуль-Барр говорит в книге «Ат-Тамхид» (3/244):

«Этот хадис [„Аллах не посмотрит в Судный день на того, кто удлиняет свою одежду из-за высокомерия“] указывает на то, что если человек удлиняет подол одежды ниже щиколоток без высокомерия, то он не подпадает под него, но удлинение подола одежды не дозволено в любом случае, просто, если это совершается без высокомерия, он не подпадает под это опасное предупреждение».

Ибн Хаджар говорит в «Аль-Фатх» (10/275):

«Что касается этого хадиса, то на совершающего это без высокомерия также распространяется запрет». Чуть далее он говорит: «Запрет на это распространяется также потому, что само по себе удлинение одежды — это повод для высокомерия. Ибн аль-Араби сказал: „Нельзя человеку опускать одежду ниже щиколоток, говоря: „Я это делаю без высокомерия“. Ведь внешне он подпадает под слова запрета. Нельзя человеку, который подпадает под словесный запрет, говорить: „Я совершаю это действие, потому что во мне нет причины для запрета“. Такое утверждение не принимается“ [закончились слова Ибн аль-Араби]».

Эти слова факихов и мухаддисов — хороший урок для нас в том, что мы не имеем права самостоятельно толковать хадисы и выносить решения на основе своих умозаключений. Любой шаг в Исламе должен быть согласован с фикхом и словами факихов.

Возвращаемся к нашей теме. Такая однобокость присутствует не только у некоторых «суфиев». Сами «следующие за Кораном и Сунной» не совершают некоторые сунны или проявляют в отношении них небрежность. Например, покрытие головы. 
 

Мы из Сунны знаем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда ходил с покрытой головой и делал намаз в чалме, но редко можно увидеть, как современные ваххабиты совершают намаз в тюбетейке, а если она и имеется, то, входя в мечеть, они снимают ее, хотя это обычай христиан — снимать головной убор при входе в церковь, а обычай мусульман — входить в мечеть в головном уборе
 

Еще представители этой секты высказываются с пренебрежением о четках и издеваются над ними, хотя четки были всегда в руках ученых и праведников на протяжении всей истории Ислама, и имам ас-Суюти, рахимахуллах, говорит о наличии иджмы об их дозволенности. 
 

Продолжать перечисление таких примеров можно очень долго, но мы должны знать, что истинная причина всего этого заключается в том, что вражда носит группировочный характер, а не идейный. 
 

И это привело к тому, что обе стороны часто готовы враждовать с истиной, лишь бы это было камнем в сторону врага. 
 

Поэтому носите бороду, подстригайте усы, ходите с покрытой головой и не выпускайте четки из рук! Да, и не надо смотреть футбол — это трата времени.

Пусть Аллах даст нам тауфик следовать Истине и видеть свои недостатки.

[1] Имеется в виду, что надо остерегаться иметь убеждения, совершать действия или произносить слова, о которых часть ученых сказала, что это куфр, хотя другие ученые и не сочли это неверием.

Похожие материалы