Рабство в Исламе

Само понятие рабства существует с незапамятных времен. Однако оно практиковалось в исламском мире совершенно иначе, чем в остальном мире. Даже в более поздние времена, спустя столетия после прихода Ислама, немусульмане практиковали рабство самым варварским образом. Американское рабство было одним из худших форм рабства, которому люди были свидетелями. Рабов не считали за людей, и они не имели никаких прав. Этот вид рабства был очень похож на те формы рабства, которые практиковались до Ислама (среди арабов) во времена невежества (джахилийи). Ислам явился настоящим благословением для человечества — и очевидно, что рабам были даны права, которых они не имели нигде в остальном мире. 
 

Отношение к рабам
 

Помимо того, что Ислам дал рабам права, он также сделал шаги по направлению искоренения рабства вообще, как практики. Из истории известно, как рабы были угнетены в неисламском мире. Их унижали не только словесно (морально), но и физически. Хозяин мог нагружать раба непосильной работой и заставлять его работать целый день подряд. Рабы носили рваную и поношенную одежду. Рабов кормили остатками пищи, еды было мало, и она была плохого качества. Некоторые из них (рабов) вообще никогда не получали мяса или фруктов, которые ели их хозяева. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, пришедший с Божественным Откровением, запретил подобную практику. Хозяевам было запрещено угнетать своих рабов, они должны были кормить их тем, что едят сами, и одевать их в такую же одежду, которую носят сами.

Передается от аль-Ма’рура:

«У ар-Рабаза я встретил Абу Зара, одетого в плащ, и его раба, который был одет так же. Я спросил о причине этого. Он ответил: «Я оскорбил этого человека, назвав его мать дурными словами». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О Абу Зар! Если ты оскорбляешь его, называя его мать дурными словами, ты все еще не избавился от признаков невежества (джахилийи). Твои рабы — это твои братья, которых Аллах дал тебе во владение. Поэтому тот, кто имеет брата под своей властью, должен кормить его, чем ест сам, и одевать его, как одевается сам. Не заставляйте их (рабов) делать что-то сверх их сил, а если вы делаете это (поручаете ему тяжелую работу), то помогите им» (Бухари, том 1, книга 2, № 29).

С приходом Ислама и его распространением среди людей рабство получило в целом новый смысл. Если вы имели раба, то это больше не означало, что вы приобрели животное, которое можете угнетать, заставляя его работать целый день, как осла, и в конце дня дать ему какие-нибудь остатки еды, которых ему еле-еле хватит, чтобы не умереть. Ислам ясно дал понять каждому своему последователю, что человек, который является рабом, тем не менее, брат мусульманину, и поэтому он имеет права, которые мусульманин обязан соблюдать. Ислам учит, что и рабы, и хозяева равны перед Всевышним Аллахом и, если мусульманин имеет брата в своей власти, он должен быть уверен, что его брат получит все права, которые даны ему в Исламе. 

В других хадисах придается важность предоставлению рабу образования и обучению его хорошим манерам, как подчеркивается Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, в следующем хадисе:

Передается от отца Абу Бурда: 
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Три человека получат двойную награду:

1. Человек из людей Писания, который верил в своих пророков (Иисуса или Моисея) и затем поверил в пророчество Мухаммада, с.а.с., то есть принял Ислам.
2. Раб, который выполнял свои обязанности перед Аллахом и своим господином.
3. Хозяин девушки-рабыни, который научит ее хорошим манерам, обучит ее наилучшему из возможных путей (то есть религии), освободит ее и затем женится на ней“» (Бухари, том 1, книга 3, № 97А).

Здесь показана не только важность обучения раба, но также сделаны шаги к искоренению рабства. Хорошо известно, что человек, принадлежащий к людям Писания, получит двойную награду за принятие им Ислама. Подобно этому. такая же награда положена человеку, который освободит свою рабыню и женится на ней, после того как даст ей образование и обучит ее хорошим манерам. Таким образом, рабство искоренялось в исламском мире.

Мусульманам также запрещено было заставлять своих рабынь заниматься проституцией, чтобы зарабатывать на них деньги таким образом. Был случай, когда девушку-рабыню одного ансара заставляли это делать, после чего был ниспослан аят, касающийся подобных поступков: 

Передается Джабиром ибн Абдуллахом: «Мусайка, девушка-рабыня некоего ансара, пришла и сказала: „Мой хозяин заставляет меня вступать во внебрачные отношения“. После этого был ниспослан следующий аят: „Не принуждайте ваших служанок к проституции (если они желают целомудрия)“» (Абу Дауд, Книга 6, № 2304).

Уроки равенства
 

В исламской истории можно найти множество свидетельств, которые показывают нам, что к рабам относились также, как к другим людям. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, учил нас, что рабы и свободные люди равны между собой. Во времена невежества люди не желали стоять рядом с рабом, в то время как мусульмане во время молитвы стояли рядом с ними, показывая тем самым единство и равенство всех мусульман перед Всевышним Аллахом. Биляль был одним из первых рабов, принявших Ислам. Его мучили язычники, чтобы он оставил Ислам и вернулся к язычеству, однако он не оставил Ислам и продолжал держаться учения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он был первым человеком, стоявшим на крыше Каабы и провозглашавшим оттуда азан (мусульманский призыв к молитве). Другие (новые) свидетельства равенства и того, что рабов рассматривали как людей, видны из того, что множество хадисов, которые были переданы рабами и освобожденными рабами: эти хадисы считаются правдивыми, и им следуют миллионы мусульман во всем мире сегодня. Это значит, что свидетельства рабов также рассматривались и принимались. Мы можем также видеть из предания (мусульманской истории), что рабы не только стояли плечом к плечу с другими мусульманами во время молитвы, но даже руководили молитвой. 

Передается от Ибн Умара: «Когда первые переселенцы прибыли в аль-Усба, местность в Куба, перед прибытием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Салим, раб Абу Хузайфы, который знал Коран лучше, чем остальные, назначался имамом в молитве» (Бухари, том 1, книга 1, № 661).

Из Корана каждый может ясно увидеть, что женщины-рабыни и мужчины-рабы, принявшие Ислам, лучше свободных женщин и мужчин из неверующих. Мусульманам рекомендуется женить своих детей на рабах или рабынях мусульманах, а не на свободных людях из язычников:

«Не выдавайте ваших женщин замуж за идолопоклонников, не верующих в небесные Книги, пока они не уверуют в Аллаха. Поистине, раб, который уверовал в Аллаха, лучше идолопоклонника, хотя бы он и нравился вам. Идолопоклонники склоняют своих жён к нечестию и идолопоклонству, они ведут их прямо в пламя ада. Аллах же ведёт вас по прямому пути в рай и к прощению, если вы отстранитесь от идолопоклонников. Аллах разъясняет Свои установления и руководство людям. Может быть, они опомнятся и будут благочестивыми!» (Коран, 2:221)

Ислам сделал шаг вперед в направлении оказания уважения рабам. Передается, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, просил людей не говорить о своих рабах: «Это мой раб», — а лучше говорить о них: «Это мой мужчина», — или: «Это моя женщина». 

 

Ислам подчеркивает важность освобождения рабов

Важность освобождения рабов множество раз подчеркивалась Аллахом через Своего последнего и заключительного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если неверующий отпускал на волю своих рабов до того, как принять Ислам, то он будет вознагражден за свои добрые дела, сделанные им еще до принятия Ислама. В Исламе утверждается, что все благие дела, сделанные ради Всевышнего Аллаха будут вознаграждены, а все, что было сделано по другим причинам, таким, как известность, состояние, не будет вознаграждено в будущей жизни. Освобождение рабов находится среди тех благих дел, которые вознаграждаются, даже если были сделаны перед принятием Ислама.

Передается Хакимом ибн Хизамом: «Я сказал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: „Перед тем как принять Ислам, я имел обыкновение совершать такие добрые дела, как подавать милостыню, отпускать на волю рабов, и имел хорошие отношения с родными и близкими. Получу ли я награду за эти дела?“ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: „Ты стал мусульманином со всеми твоими благими делами (без потери награды за них)“» (Бухари, том 2, книга 24, № 517).

Аллах через Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подчеркивает пользу освобождения рабов. Однажды к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек, говоря, что он имел супружеские отношения с женой во время поста и просил указания по этому вопросу. Первый (возможный) способ искупления (этого поступка), о котором Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему, было освобождение раба. 

Передается Абу Хурайрой:

«Когда мы сидели с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, один человек подошел к нам и сказал: „О Посланник Аллаха! Я согрешил (причинил себе вред)“. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его, что с ним случилось. Он ответил: „Я имел супружеские отношения с женой, когда держал пост“. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  спросил его: „Можешь ты отпустить на волю раба?“ Он ответил отрицательно. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: „Можешь ты держать пост последовательно два месяца?“ Он опять ответил отрицательно. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: „Можешь ли ты накормить шестьдесят бедных людей?“ Он ответил, что нет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хранил молчание, и, пока мы сидели (в таком состоянии), Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли большую корзину, полную фиников. Тогда он спросил: „Где тот человек, который задавал вопросы?“ Он ответил: „Я здесь“. Пророк да благословит его Аллах и приветствует сказал ему: „Возьми эту корзину фиников и раздай ее как милостыню“. Человек спросил: „Я должен раздать это людям, которые беднее меня? Клянусь Аллахом, между этими двумя горами (то есть в Медине) нет семьи беднее моей“. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует рассмеялся так, что стали видны его коренные зубы, и сказал: „Накорми этим свою семью“» (Бухари, том 3, книга 31, № 157).

В те времена раб мог принадлежать одновременно двум людям. В таком случае, если один хозяин хотел освободить свою долю в собственности этого раба ради Аллаха, то сказано, что один собственник (хозяин) должен был выплатить оставшуюся долю (другому собственнику), чтобы освободить раба полностью. Однако если он не мог сделать этого, оставшаяся сумма могла быть (точно) рассчитана, и раб имел право отработать и выплатить требуемую сумму за свою свободу другому собственнику. 

Передается Абу Хурайрой: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал „Кто освобождает свою долю в собственности раба, предписано ему, чтобы освободить раба полностью, выплатить оставшуюся сумму (другому хозяину). И если у него недостаточно денег для этого, цена раба должна быть справедливо рассчитана, и ему (рабу) разрешается заработать эту сумму, чтобы освободить себя (не перегружая его)“» (Бухари, том 3, книга 44, № 672).

Далее в Коране замечено, что людям разрешалось жениться на рабынях. Если человек не мог жениться на свободной женщине по различным причинам, то чтобы не допустить его до прелюбодеяния (попадания в грех), Коран призывает его жениться на рабынях:
 

«А кто из вас не обладает достатком, чтобы жениться на верующих, имеющих гражданскую свободу, тот может жениться на верующих рабынях. Аллах знает степень вашей веры и искренности. Не будьте высокомерными, ведь вы и они равны перед Богом в своей религии. Вступайте в брак с ними с дозволения их хозяев и давайте им предбрачный дар, как принято при вступлении в брак» (Коран, 4:25).

Такой человек мог жениться на рабыне, получив разрешение у ее хозяина. Это был еще один пример того, что Аллах гарантировал рабам свободу, поскольку посредством брака раб становился свободным.
 

Почему рабство устранялось постепенно?

Нет сомнения, что Ислам поощрял освобождение рабов. Однако кто-то может спросить: если рабство — это социальная болезнь, почему Ислам не запретил эту практику вообще? Во-первых, рабство в Исламе было совершенно иным и практиковалось в иной форме, отличной от других его форм у тех, кто не следовал его руководству. Во-вторых, рабство не могло быть запрещено в те дни (по нескольким причинам). Ислам не позволял продавать свободных людей как рабов, поэтому большинство рабов были людьми, захваченными в плен в войнах, которые вели немусульмане против мусульман. Из-за отсутствия тюремной системы было очень важно держать этих людей как рабов. Если этим людям было бы позволено жить на свободе, они могли бы объединиться и не только попытаться напасть на мусульман, но пытаться убить сподвижников или даже самого Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В рабстве эти люди были рассеяны (разъединены), им не давали объединиться и напасть на мусульман.

Ислам не устанавливал рабства, хорошо известно, что рабство практиковалось в мире задолго до прихода Ислама. В реальности, Ислам установил такие правила, что в конечном итоге рабство было бы уничтожено полностью. Множество наград было обещано тем, кто освобождал рабов. Аллах давал людям все стимулы, чтобы освобождать рабов, которые в конечном итоге уничтожили бы рабство полностью. Другой хадис выглядит следующим образом: 

Передается Абу Хурайрой:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: „Кто освободит раба-мусульманина, Аллах освободит все части его тела от огня Ада, так же, как он освободил все части тела своего раба“. Саид ибн Марвана сказал, что он передал этот хадис Али ибн аль-Хусейну — и тот освободил своего раба, за которого Абдуллах ибн Джафар предлагал ему десять тысяч динаров или одну тысячу динаров» (Бухари, том 3, книга 46, № 693).

Ислам остановил рабство
 

Ислам учит своих последователей уважать всех людей, независимо от их цвета кожи, расы и имущества. Рабам были даны права, о которых не слышали в других обществах. Ислам дал им защиту и призвал людей относиться к ним как братьям, давать им есть то, что они едят сами, и одевать их так, как одеваются сами.

Библия тоже говорит о рабах и устанавливает законы об отношении к ним:

«А если кто ударит раба своего, или рабыню свою палкой, и они умрут под рукой его, то он должен быть наказан; но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его имущество» (Исход, 21:20-21).

Как можно видеть, Библия позволяет человеку бить своих рабов — и хозяин не должен быть наказан, если раб не умрет. К рабу относились как к личному имуществу хозяина. Ислам пришел, чтобы исправить такие придуманные людьми правила не только относительно рабов, но и (относительно) множества других понятий. Ислам является естественным защитником человечества и всегда учил людей важности человечности.

С приходом Ислама к рабам стали относиться как к людям, а не как к личному имуществу. Более того, в Исламе утверждается, что когда-нибудь люди не будут более совершать это действие (держать людей в рабстве), и поощряется освобождение рабов. Освобождение рабов поощрялось по самой ничтожной причине. Если было солнечное затмение, людям рекомендовалось освобождать рабов, если было лунное затмение, людям рекомендовалось освобождать рабов. Таким образом, можно видеть, что мусульмане поощрялись к освобождению рабов по любой причине. Ислам дал защиту рабам и проложил направление к тому, чтобы рабство в конечном итоге было искоренено полностью.

Похожие материалы