Неделимый элемент

Мусульмане Ахлю-c-Сунна в настоящее время подвергаются обвинениям за то, что они убеждены в существовании неделимых элементов, из которых состоят тела (все, что имеет объем, — то есть физические объекты, материальные структуры, организмы — все, что заполняет пространство). Обвинители утверждают, что сунниты позаимствовали эту идею из греческой философии и что вообще существование таких элементов наукой не подтверждается. Но ни одно из этих обвинений не подтверждено доказательствами, и все это — плохо замаскированная попытка нападения на людей истины. Распространившееся повсеместно отравление ядом антропоморфизма и фанатичной софистики, которое распространяют сторонники буквального толкования священных текстов заставил многих участвовать в нападении на людей танзиха[1], то есть на Ахлю-Сунна Валь-Джама’а. Сейчас не упускают возможности напасть на ясный рассудок, и удары могут быть весьма низкими, причем все это совершается во имя религии Аллаха. О времени перед приходом Даджаля в одном из хадисов говорится: “В эти дни глупцы будут рассуждать о делах всеобщей важности”[2].

Убеждение в существовании неделимых элементов основано на Коране, а не на греческой философии
 

Важно быть убежденным в том, что число элементов этого мира конечно и они ограничены в числе. Дело обстоит так, независимо от того, будут это моменты времени, тела или их качества (такие как движение, звук или цвет), потому что Коран недвусмысленно утверждает, что созданные вещи (и их число) конечно (смысл):

“Нет ничего сокровенного ни в небесах, ни на земле, чего бы Аллах не знал и чего бы не было в Книге Истины у Него!”[3]
 

Ясно, что книга имеет ограниченный размер. Поэтому созданные вещи на небесах и на земле ограничены в числе, их множество не бесконечно, иначе не хватило бы места, чтобы записать их все в книге, имеющей ограниченные размеры.
 

Другой аят (смысл):
 

“Скажи им (о пророк!): “Нет, Час непременно наступит, клянусь Аллахом, Которому известно сокровенное, Который ведает обо всём, от Которого ничего не утаится, — даже весом с пылинку, — ни в небесах, ни на земле. Нет ничего больше или меньше пылинки, о чём не изложено в Книге Ясной”[4].

Этот аят четко дает понять, что все созданное, даже то, что меньше маленького муравья, учтено. Если бы все созданное было бесконечно делимым, то количество элементов меньше муравья не измерялось бы конечным числом. Поэтому их нельзя было бы учесть в конечной книге. В дополнение к этому еще один аят (смысл):
 

“Он ведает о всех их деяниях и помыслах и знает число всего сущего”[5]
 

Этот аят утверждает, что у всех вещей есть число. Это означает, что они не могут быть бесконечно делимыми, потому что это сделало бы все их число бесконечным и не отличающимся друг от друга.
 

Еще один аят, который подтверждает конечное число созданий (смысл):
 

“А Мы повелели записать их деяния”[6].
 

Ат-Табари писал относительно этого аята, что все вещи были учтены и записаны в книге, то есть их общее число, размер и ценность«[7]. Ясно, что число вещей не бесконечно, потому что это сделало бы число всех вещей бесконечностью, а не реальным числом.
 

Неделимые элементы, из которых составлены тела называются «аль-джаухар аль-фард» (буквально «уникальная сущность») на арабском языке, но это — только название. Этот «джаухар» — не одно то же, что атом (потому что он состоит из электронов) и даже не кварк (потому что некоторые ученые уже предполагают, что у него есть части). 
 

Существование неделимых элементов подтверждено единогласным мнением (иджма) ученых
 

Существование неделимых элементов, составляющих тела, называемых «джаухар» (или как угодно), подтверждено единогласным мнением ученых (иджма). Абдуль-Кахир Абу Мансур аль-Багдади (429 г. по хиджре) пишет в своей книге “Усуль ад-дин”[8]:

“Ученые Ахлю-с-Сунна единогласно сошлись на том, что любой джаухар — это частица, которая неделима. И они считают муртаддами ан-Наззама (лидера мутазилитов) и философов, которые говорят, что все части тел можно поделить бесконечное количество раз. Ведь это приводит к утверждению, что их число (число сотворенных вещей) неизвестно Аллаху, и это противоречит тому, что сказал Аллах: 
 

Смысл: “Он ведает о всех их деяниях и помыслах и знает число всего сущего”[9].
 

В своей книге «Аль-Фарку байна аль-фирак» Абу Мансур пишет:

“Что касается утверждения о наличии джаухар, неделимых частиц (или чего-то имеющего объем), это утверждается большинством (тех, кто считает себя) мусульманами, кроме ан-Наззама, поистине, он утверждает, что части одного тела не имеют конца, и это убеждение большинства философов. Если это было бы правдой, гора не была бы больше, чем горчичное зернышко, потому что одна вещь, которая не имеет конца, не больше другой вещи, не имеющей конца (то есть бесконечность равна бесконечности, отметим, что мы говорим о реальной сущности, не такой, какая может быть в будущем)…
 

Что касается ан-Наззама, то ему было сказано: «Если ты веришь в истинность Корана, то есть слова Аллаха (смысл)[10]«Он ведает о всех их деяниях и помыслах и знает число всего сущего»»”.
 

Поэтому, если бы количество частей, из которых состоят все виды созданий, не было бы ограничено (всегда), то их число не было бы известно”[11].

К этой передаче иджма нужно отнестись серьезно, потому что это ясный довод. Передатчик, Абдуль-Кахир ибн Тахир аль-Багдади ат-Тамими, Абу Мансур (429 г. по хиджре/1037 г. н.э.) был главой ученых своего времени. Историк аз-Захаби (637-748 гг. по хиджре/1274-1348 гг. н.э.) описывает его в своей книге “Сияр Алям ан-Нубаля«[12] как «великого, выдающегося, энциклопедически (образованного) ученого». «Он преподавал семнадцать различных предметов, и его блестящий ум стал притчей во языцех». Аз-Захаби говорил, что хотел бы написать о нем отдельную, более полную статью. Он цитировал высказывание Абу Усмана ас-Сабуни[13] (373-449 г. по хиджре/983-1057 гг. н.э.): «Абу Мансур единогласным мнением ученых считается одним из ведущих ученых в вопросах вероучения и методологии юриспруденции (фикха), а также передовой фигурой Ислама». Исходя из вышеупомянутого, мы можем спокойно предположить, что идея неделимого элемента, джаухара, подтверждается Кораном и единогласным мнением (иджма) ученых. Поэтому она не заимствована из греческой философии.
 

Важность наличия неделимого элемента    

Как утверждали ат-Тафтазани и другие, знание о существовании неделимой частицы очень важно для опровержения тех, кто считает, что существует нечто, помимо Аллаха, не имеющее начала.

Он пишет: 
 

“Если кто-то спросит, есть ли какая-то польза от этого разногласия (между теми, кто утверждает наличие существования джаухара, и теми, кто его отрицает), наш ответ: “В доказательстве существования джаухара содержится спасение от заблуждений философов, таких как их концепции вечности материи, и от убеждений, которые приводят к вере в то, что мир вечен и не имеет начала””[14].
 

Истинная природа неделимого элемента нам неизвестна
 

Отметим, все, что говорится в научных работах о природе неделимого элемента, не имеет значения для исламской веры. Фактически, его природа неизвестна. Некоторые ученые средних веков, такие как Фахруддин ар-Рази, чувствовали себя довольно уверенно, чтобы говорить об этом. Но в те времена даже наука о физике не была еще наукой, это была лишь отрасль философии и математики, что составляет абсолютный контраст с сегодняшним временем, когда даже социологи пытаются представить свою область знания как науку из-за удивительного успеха экспериментальной науки физики, химии и биологии.

Само собой разумеется, что старые ученые сильно отличались по своим взглядам, по ограниченным познаниям в математике и другим инструментам, которые у них были. Многие ашариты, такие как аз-Заракши, считали, что говорить о его природе (этого элемента) является ошибкой, потому что все, что мы можем наблюдать, делимо. Иные все-таки пытались сделать это. Их целью было опровергнуть философов их собственным оружием, в геометрии и других науках. .Они не собирались уступить ни на миллиметр, желая опровергнуть каждый аргумент, который выдвигали философы. Они не ставили целью поместить свои аргументы в центр исламской религии, они просто хотели показать, что даже на своем собственном поле философы были неправы.
 

Многие из этих доказательств не имеют определенного типа, в отличие от доказательств существования джаухара, хотя они могут быть полезными, чтобы развить воображение и показать, насколько наше знание ограничено. Само собой, что сегодня во многих из этих аргументов нет необходимости, поскольку они больше не используются противником. Фактически, попытка понять неделимый элемент через геометрию (строение) делимых вещей подобна попытке понять движение спутника, наблюдая за петушиными боями, на основании того, что их общая особенность — это движение, одно не имеет почти ничего общего с другим. 
 

Очень важно понять, что слабость некоторых из доказательств, основанных на геометрии, не свидетельствует о том, что можно усомниться в наличии неделимого элемента. Ведь доказательства его существования (но не его природа) твердо основываются на Коране, согласии ученых (иджма) и здравом рассудке. 
 

Заключение
 

В заключение: утверждать, что идея неделимого элемента смешна, значит противоречить приведенным аятам, которые это подразумевают. Также это мнение противоречит согласию ученых (иджма). Кроме того, это мнение не поддержано научными результатами. Наконец, это неспособность мыслить логически: как может научный эксперимент с уверенностью показать, что элементы являются бесконечно делимыми, если для этого их надо бесконечно делить? Очевидно, что наука не опровергла идею о джаухаре.

Я надеюсь, что нападение на веру в неделимые элементы не является признаком чего-то намного худшего. Я надеюсь, что это не прелюдия к распространению древнего куфра, что нечто, кроме Аллаха, может быть вечно, в то время как демагогические лозунги типа «Коран и Сунна» и «шейхуль-Ислам сказал» могут обмануть неосведомленных.

[1] Танзих — это убеждение Ахлю-с-Сунна в том, что Аллах не подобен Своим творениям, то есть что Он существует вне времени и пространства, потому что Он существовал до того, как создал их, и что Он не изменяется. Ат-Тахави утверждает (в скобках): (Аллах превыше) того, чтобы иметь (ограничения, пределы, углы, части тела и средства. Он не описывается ни одним из шести направлений) сверху, снизу, спереди, сзади, слева, справа, поскольку это сделало бы его (подобным творениям). Противоположностью танзиху является антропоморфизм, сторонники которого утверждают, что Аллах имеет качества, подобные качествам творений. Наиболее известным из них в наше время является убеждение, что Аллах находится над Аршем (Троном) в буквальном смысле. Они пытаются убедить простых людей в этой идее, добавляя к ней слова «но мы не знаем, как». Но все равно это убеждение влечет за собой веру в то, что у Аллаха есть границы, которыми Он соприкасается с Троном. По единогласному мнению саляфов и всех разумных существ, это убеждение является неверием.

[2] Фатх аль-Бари, 13/84.

[3] Коран, 27:75.

[4] Коран, 34:3.

[5] Коран, 72:28.

[6] Коран, 78:29.

[7] Джами’аль-Байян фи та’виль аль-Куран.

[8] Усуль ад-дин, 36.

[9] Коран, 72:28.

[10] Коран, 72:28.

[11] Аль-Фарку байна аль-фирак, 354.

[12] 17/572.

[13] Абу Усман ас-Сабуни, который написал это, был одним из выдающихся ученых Ислама, и среди суннитов он известен как «шейх аль-Ислам» — шейх Ислама. Ас-Субки в своей книге «Уровни ученых-шафиитов» цитирует ряд ученых, хваливших ас-Сабуни. Он утверждал, что аль-Байхаки говорил: “Поистине, ас-Сабуни является реальным имамом мусульман и истинным шейхом аль-Ислам. Все его современники были поражены его религиозностью, твердыми убеждениями, объемом познаний, а также его приверженностью пути саляфов (первых трех поколений мусульман или первых трех веков мусульманской истории) (1/223-224)”.

[14] Шарх на «Акаид ан-Насафия, 36.

Похожие материалы