О достоинствах Муавии, да будет Аллах им доволен. Часть 1

В этой книге рассказывается о достоинствах и высоком положении Муавии (да будет доволен им Аллах). Наше время является временем испытаний и несчастий, когда божественный Ислам подвергается нападению со всех сторон. И, к сожалению, некоторые неосторожные мусульмане (больше по названию, а не по сути) сделали это своей страстью в сфере религиозной науки — плохо говорить о сахабах (сподвижниках), ругать их, критиковать, отрицать их заслуги. Многие из тех, кто занимается этим, специально фабрикуют подобные рассказы, искажают события и используют передачи от шиитов, чтобы продвинуть их ложные идеи.

Среди сподвижников особенно часто мишенью их критики является Муавия (да будет доволен им Аллах). Но тот, кто подвергает сомнению честь и достоинства Муавии (да будет доволен им Аллах), должен знать, что делая это, он подвергает сомнению надежность и подлинность Корана.

Этот текст ставит целью обратить внимание на высокое положение, честь, достоинство и благородство Муавии (да будет доволен им Аллах).

Старайтесь избегать тех, кто плохо отзывается о Муавии (да будет доволен им Аллах). Знайте, что тот, кто преднамеренно критикует Муавию (да будет доволен им Аллах), не принадлежит к Ахлю с-Сунна Валь-Джама’а.

Муфтий Афзаль Хусейн Элиас


Ранние годы Муавии (да будет доволен им Аллах)

Муавия (да будет доволен им Аллах) родился за пять лет до провозглашения пророчества. Уже в детстве в нем были видны признаки благородства и особого положения.

Однажды, еще в его детстве, его отец Абу Суфьян (да будет доволен им Аллах), глядя на него, сказал: «У моего сына большая голова, и он достоин того, чтобы быть главой своего племени».

Его мать Хинда, разыАллаху анха, услышав это замечание, отозвалась на него так: «Что? Мой сын станет только главой своего племени? Я буду плакать, если он не будет вождем всех арабов».

Однажды арабский физиономист посмотрел на Муавию (да будет доволен им Аллах), когда тот играл (еще будучи ребенком) и сказал: «Я полагаю, что этот человек станет правителем своей страны».

Ибн Касир пишет:
«Он был тем предводителем, приказам которого повиновались, и он был одним из очень богатых (людей своего времени).
Касательно «вахью» Аллах говорит (смысл):
«Коран — в Священных свитках у Аллаха, почитаемых, вознесённых, пречистых от скверны и совершенных, переписанных руками ангелов, которых Аллах сделал посланцами к Своим посланникам» (80:13-15).


Его отношения с Пророком (мир ему и благословение Аллаха)

Муавия (да будет доволен им Аллах) записывал слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его Откровения. Из-за его участия в записях откровения (вахью) он был известен как Катибуль-Вахью (Писец Божественного Откровения).

Историк Ибн Хазм пишет о нем: «Среди писцов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Зайд бин Сабит (да будет доволен им Аллах) наиболее часто записывал слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Вторым подобным (ему) человеком был Муавия (да будет доволен им Аллах). Эти двое (сподвижников) были с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и днем и ночью, и не было у них иного занятия».

В известной книге «Джами Тирмизи» сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал следующее дуа за Муавию (да будет доволен им Аллах):

«О Аллах, сделай Муавию руководителем, тем (человеком), который будет справедливо управлять людьми».
В другом хадисе сказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал следующее дуа за него:
«О Аллах, обучи Муавию (руководству, управлению) и защити его от наказания Ада».
Известный сподвижник, Ибн Аль-Аас (да будет доволен им Аллах) говорит, что он слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал :
«О Аллах, научи его (Муавию) Корану, дай ему власть над землями и спаси его от мучения Ада (Джаханнам)».

В дополнение к этим рассказам сам Муавия (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды я пошел, чтобы принести немного воды для Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который совершал вуду (омовение). После завершения омовения Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посмотрел на меня и сказал: «О Муавия, когда ты станешь правителем (когда тебе будет дана власть), оставайся боящимся только Аллаха».

В некоторых повествованиях, сообщают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) добавил:
«Кто бы ни делал благодеяния, обращай внимание на него и будь хорошим. Кто бы ни сделал какое-нибудь зло, игнорируй его».

После передачи этого хадиса Муавия (да будет доволен им Аллах) говорил: «После таких слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) я придерживался мнения, что меня непременно будут судить по этим словам (по этому определению). И действительно, события сложились так, что я был избран правителем».

В одном хадисе говорится, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовался с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) и Умаром (да будет доволен им Аллах) относительно некоторого дела, но когда оба они не смогли предложить подходящего решения, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Позовите Муавию и изложите ему этот вопрос, поистине, он очень хороший советчик и даст правильный ответ».

Есть другой хадис, где говорится, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сел на вьючное животное и усадил перед собой Муавию (да будет доволен им Аллах), через некоторое время Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его:

«О Муавия, какая-то часть твоего тела касается моего?»

И он ответил: «О Посланник Аллаха, мой живот (и грудь) касается твоего благословенного тела».

Услышав это, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) помолился за него следующими словами: «О Аллах, наполни его знанием».

Муавия (да будет доволен им Аллах) и отзывы о нем других сподвижников

Однажды Муавию (да будет доволен им Аллах) оскорбили в присутствии Умара (да будет доволен им Аллах), на что последний заметил: «Не говорите плохо о той молодежи курайшитов, которая смеется, даже будучи в гневе (имелось в виду, что они чрезвычайно воздержаны и терпеливы), и у кого ничего нельзя отобрать, кроме как с его согласия. Все, что (находится) выше его головы, может быть отнято у него лишь после поклона к его ногам (имелось в виду, что он является очень храбрым и властным человеком)».

Также передается, что Умар (да будет доволен им Аллах) однажды сказал: «О люди! Не разделяйтесь на партии после (моей) кончины. Если же вы все-таки (захотите) сделать это, то имейте в виду, что Муавия все еще правит в Шаме».

Наш господин Умар (да будет доволен им Аллах) также сказал о нем: «Как могут люди восхвалять императора Византии или хосрова (правителя Ирана), восхищаться их знаниями и ловкостью, в то время как среди вас присутствует Муавия?!»

Хафиз Ибн Хаджар сообщает, что, когда наш господин Али (да будет доволен им Аллах) вернулся из боя на Сиффине, он обратился к народу следующим образом: «О люди! Не относитесь пренебрежительно к Муавии и его правлению, ибо истинно, если вы проиграете, головы упадут с плеч так же, как падают с дерева плоды дикой тыквы».

Однажды Ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах) пожаловались на решение, которое Муавия (да будет доволен им Аллах) вынес по некоторому вопросу. На это Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Он знаток законов. Это означает, что все, что он делает, основано на его всесторонних знаниях и понимании (вопроса)».

В другом сообщении говорится, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) удостоил дружескими отношениями Муавию, поэтому возражения против него ничего не стоят (не принимаются в расчет)».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) также сказал:
«О мой сын! Что бы Муавия ни сделал, все является правильным, потому что среди нас нет никого более ученого, чем он».

Что касается тех, кто был обеспокоен (его) решением мирских вопросов, Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил (им):

«Я не нашел никого более достойного (власти) и способного к управлению, чем Муавия».
Также известны слова Умара бин Саада (да будет доволен им Аллах), (записанные в знаменитой книге хадисов Тирмизи), которые он сказал, после того, как Умар Фарук (да будет доволен им Аллах) освободил его от должности правителя в Химсе. Когда некоторые люди стали дурно говорить о его преемнике Муавии (да будет доволен им Аллах), он выговорил им за это: «Вы должны говорить только благоприятное о Муавии, потому что я слышал, как сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился о нем : „О Аллах, управляй людьми посредством Муавии!“»

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не нашел еще никого более способного к управлению (людьми), чем Муавия».

Саад ибн Абу Вакас (да будет доволен им Аллах), который был одним из десяти человек, обрадованных еще при жизни известием о входе в Джаннат (Рай), кто оставался нейтральным во время битвы между Али (да будет доволен им Аллах) и Муавией (да будет доволен им Аллах), как сообщают, сказал: «Я не видел никого более решительного после Усмана (да будет доволен им Аллах), чем Муавия (да будет доволен им Аллах)».

Кабиуса ибн Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не видел никого более терпимого, чем Муавия, никого более достойного правления, чем он, никого более достойного, мягкого сердцем и более великодушного, чем он».

Из этих нескольких сообщений можно увидеть, какого высокого мнения были о Муавии (да будет доволен им Аллах) благородные сподвижники, да будет Аллах ими доволен.

Муавия (да будет доволен им Аллах) и мнение о нем таби’инов

Каков был его статус (уровень, положение) среди таби’инов? Это может быть определено по тому факту, что Умар ибн Абдуль-Азиз не приказывал подвергать бичеванию никого в течении своего правления халифатом, кроме одного человека, который дурно отзывался о Муавии (да будет доволен им Аллах). Он приказал наказать только этого человека.

Хафиз Ибн Касир рассказывает, что знаменитый табии’н Абдуллах ибн Мубарак, когда его спросили о Муавии (да будет доволен им Аллах), ответил: «Как я могу что-то говорить о том человеке, кто совершал намаз позади Пророка (мир ему и благословение Аллаха)? О том, кто, когда имам в обоих мирах говорил: „Сами‘а-ллаху лиман хамида“, — отвечал ему: „Раббана ва ляка-ль-хамд“?»

Тому же самому Абдуллаху ибн Мубараку был задан вопрос, кто был лучше — Муавия (да будет доволен им Аллах) или Умар ибн Абдуль-Азиз (да будет доволен им Аллах). Этот вопрос показывает, что, с одной стороны, все сахабы были равны перед всякого рода критикой, а с другой стороны, говорит о том, что прославленные таби’ины соглашались относительно того, что возвышало всю умму.

Услышав этот вопрос, Абдуллах ибн Мубарак рассердился и заметил: «Вы хотите понять разницу между этими двумя (людьми)? Клянусь Аллахом, что пыль, которая входила в ноздри Муавии, когда он участвовал в джихаде вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), лучше, чем сам Умар ибн Абдуль-Азиз».

Подобный вопрос был задан Ма’афи ибн Имрану. Он также был очень рассержен таким вопросом и ответил: «Как может любой таби’ин в чем-то сравниться со сподвижником (сахаби)? Муавия (да будет доволен им Аллах) был спутником Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его сестра была выдана замуж за Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он был избран для записи и сохранения божественного Откровения. Как может какой-либо таби’ин надеяться достичь такого уровня?»

Он закончил (свою речь) следующим хадисом, где говорится: «Кто будет говорить что-то плохое о моих сподвижниках или родственниках, того постигнет проклятие Аллаха».

Известный табии’н Ахнат ибн Кайс был известен своей сдержанностью и терпимостью среди арабов. Однажды его спросили: «Кто более терпим: ты или Муавия?» Он ответил: «Я не видел никого более неосведомленного, чем ты! Муавия был терпимым, имея авторитет и власть, в то время как я сдержан, не имея никакого положения и авторитета. Как я могу даже пытаться превзойти его?!»


Некоторые исторические случаи

Муавия подготовил первый военно-морской флот в мусульманской истории и отправился в плавание к Кубрус в 27-м году по хиджре с группой благородных сподвижников.

Это была первая морская экспедиция в исламской истории. Известный историк Ибн Халдун пишет, что он был первым халифом, кто организовал военно-морской флот, и с его помощью мусульмане получили возможность вести (военно-морской) джихад на море.
Имам Бухари приводит хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Первая армия моей уммы, которая будет участвовать в битве на море, обязательно войдет в Рай».

Также укрепляет веру такой факт, как письмо, которое Муавия (да будет доволен им Аллах) написал императору Византии, когда тот пытался использовать военные действия (между мусульманами) для начала военных действий у границ Шама. Муавия (да будет доволен им Аллах) получил известия об этом и написал императору:

«Я получил известие о ваших намерениях собрать войска у наших границ. Берегитесь! Если вы сделаете это, я немедленно заключу мир с моим соратником Али (да будет доволен им Аллах) и наша армия, с которой я пойду в первом полку, превратит Константинополь в горку древесных углей».

Когда император получил это письмо, он немедленно прекратил всякие военные действия. Он очень хорошо знал, что эти люди (мусульмане) выступают против куфра как единое тело и единая душа и что они совсем не такие, как другие политические лидеры.

В дополнение к этому алляма Ибн Халдун рассказывает, что когда Муавия (да будет доволен им Аллах) решил заключить мир с Хасаном (да будет доволен им Аллах), он просто взял пустой лист бумаги и поместил внизу его свою подпись. И отправил эту бумагу хазрату Хасану (да будет доволен им Аллах) с сообщением: «Я посылаю тебе этот пустой лист с моей подписью: пиши любые условия, и я все приму».

Алляма Ибн Касир пишет, что когда Хасан (да будет доволен им Аллах) согласовал этот договор (с Муавией (да будет доволен им Аллах)) и вернулся в Медину, один человек стал упрекать его за перемирие. Он ответил на это: «Не упрекайте меня, поскольку я слышал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что день не будет сменяться ночью, пока Муавия (да будет доволен им Аллах) не будет амиром (правителем) мусульман».

Муавия (да будет доволен им Аллах) оставался повелителем правоверных 41 год. Размышляя над его правлением халифатом хафиз Ибн Касир писал: «Все мусульманское население обещало ему свою преданность в 41-м году по хиджре, и он оставался единственным правителем (мусульман), пока не перешел в будущую жизнь. В течении этого периода джихад был установлен, Слово Аллаха возвышалось, и богатство от военных трофеев непрерывно поступало в казну. Мусульмане наслаждались непринужденной жизнью комфорта, правосудия и безопасности».

Муавия (да будет доволен им Аллах) обращал особое внимание на завоевание сердец, совершение правосудия и соблюдение справедливости. По этой причине Са’ад бин Вакас (да будет доволен им Аллах), один из десяти (сподвижников, которым был обещан Рай), говорил: «Я не видел никого более решительного, чем Муавия».

Абу Исхак ас-Сабии (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если бы вы увидели Муавию (да будет доволен им Аллах) или жили бы в его эпоху, вы бы сказали, что это имам Махди (из-за его справедливости)».

Также передают, что Муджахид (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если бы вы жили во времена хазрата Муавии (да будет доволен им Аллах), вы бы сказали, что это имам Махди».

Однажды один человек, находящийся в собрании с имамом ‘Амашем (да будет доволен им Аллах), упомянул Умара ибн Абдуль-Азиза. Услышав это, имам заметил: «Если бы ты видел время Муавии, тогда ты бы мог что-то говорить!» Люди спросили: «Ты имел в виду его терпимость и сдержанность?» — а он ответил: «Нет, его справедливость и беспристрастное отношение (к людям)».

Ибн Таймийя писал : «Отношение Муавии (да будет доволен им Аллах) к его подданным было лучшим среди правителей. Его подданные очень любили его».

Бухари и Муслим передают достоверный хадис, в котором говорится, что «лучший из правителей — тот, кто любит людей и любим людьми, каждый из них молится за других».

Его терпимый и мягкий характер

В отношении этого Джабир (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я не видел никого такого же терпимого, как Муавия».

Сам Муавия (да будет доволен им Аллах) говорил: «Удовольствие, которое я получаю от укрощения своего гнева, я не получаю ни от чего другого».

Однако он оставался терпимым, пока это не вредило религии или государству. Когда ситуация требовала применения твердости — «железной руки», он действовал соответственно и был бескомпромиссным, не проявляя неуместной мягкости. Он говорил про себя: «Я не буду препятствием между человеком и его языком, пока это не вредит государству».

Однажды, при объяснении своих политических принципов, он сказал: «Везде, где мой бич достаточен, я не буду использовать свой меч, везде, где мой язык достаточен, я не буду использовать свой бич. Даже если между мной людьми будет связь хотя бы на волос, я не позволю нас разделить. Если люди будут держаться за эту связь, то я ослаблю хватку, если они ослабят ее (эту связь), я ее удержу».


Его любовь к Пророку

Муавия (да будет доволен им Аллах) питал сильную любовь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и имел с ним крепкую связь. Однажды он узнал, что в Басре живет человек, который имеет сильное (внешнее) сходство с Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Он тут же отправил письмо правителю Басры, чтобы тот прислал к нему этого человека с (подобающими) почестями и уважением. Когда этот человек приехал, Муавия (да будет доволен им Аллах) лично его приветствовал и осыпал его подарками.

По той же причине он сохранил отрезанные ногти Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его одежду и его волосы, которые он завещал положить на свои нос, уши и глаза и похоронить вместе с ним.

Он также заплатил большую сумму за плащ, который Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подарил Каабу ибн Зухайру после того, как услышал от него стихи.

Из-за такой его тесной связи с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) многое в его поведении поразительно напоминало поведение Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Абу Дарда говорил: «Я не видел чтобы чей-то намаз был так похож на намаз Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как намаз Муавии (да будет доволен им Аллах)».
Именно эта любовь и управляла им, чтобы принимать все дело Пророка (мир ему и благословение Аллаха) близко к сердцу.
Джабала ибн Сухаим (да будет доволен им Аллах) передает: «Однажды во время халифата Муавии (да будет доволен им Аллах) я пришел к нему в его присутствие и увидел, что вокруг его шеи была завязана веревка, которую тянул ребенок, с которым играл халиф. Я спросил: «О повелитель правоверных, что вы делаете?» Он ответил: «Потише, глупый человек. Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что «каждый, кто имеет детей, должен вести себя (с ними) подобно ребенку, чтобы сделать их счастливыми».


(Источник: Moulana Mahmood Asraf Uthinani in Hadhrat Muawiya &’s personality, role and achievements)

Похожие материалы