Опровержение заблуждений шиитов. Часть 9

Вопрос № 18: Какое доказательство у Ахлю-Сунна валь Джамаа   того, что они выдвигают вперед трех халифов над Али Ибн Абу Талибом, да будет ими доволен Аллах?

Ответ: Их довод – это иджма сподвижников, да будет ими доволен Аллах, на выдвижение вперед Абу Бакра Ас-Сиддика, затем Умара, затем Усмана в принесении присяги, а они никогда не объединялись в заблуждении из-за их божественной сохранности от этого, а также есть прямые слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывающие на то, что большинство Уммы не объединится в заблуждении и отклонении: «Моя Умма не объединится в заблуждении», а в другой версии сказано: «в ошибке»[1]. Также в хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: «То, что мусульмане считают хорошим, является хорошим и перед Аллахом, а то, что мусульмане считают мерзким, недостойным,  является мерзким и для Аллаха»[2], в другом хадисе сказано: «Поистине, кто умрёт, оставив общину хотя бы на йоту, тот умрет смертью невежества (джахилии)»[3], а также существуют и другие ясные хадисы, указывающие на обязательное следование за тем, на ком сошлась Умма, и предостережение от исключения от неё, а тот, кто исключится, тот исключится в огонь, Всевышний Аллах сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в Геенне. Как же скверно это место прибытия!»[4].

Да упасет Аллах от того, чтобы можно было допустить, как кто-то из сподвижников мог скрыть истину и оставить следование ей из-за страха  или угодливости, тогда как они являются лучшими в этой общине, самыми справедливыми, достойными свидетелями, лидерами, по свидетельству Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Сказал Всевышний Аллах в отношении них: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние»[5], в другом аяте сказано: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве»[6], а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшее поколение – это моё (поколение), затем – следующее за ним и затем – следующее»[7]. А похвала Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, не меняется, и обещание их не заменяется и не заменится, потому что Аллах, знающий о исходе всех дел, не хвалит, кроме как лишь того, о ком в знании Аллаха опережало благое (иными словами: Аллах хвалит лишь тех, чей конец будет благим), так пойми же ты это.

Вопрос № 19: В чём причина задержки присяги Али Ибн Абу Талиба перед Абу Бакром, да будет ими доволен Аллах?

Ответ: Знай, что поистине Повелитель правоверных Али Ибн Абу Талиб, да будет им доволен Аллах, превыше того, чтобы он согласился противоречить велениям Аллаха и Его Посланника, когда дал присягу другому человеку из-за трусости (малодушия) и слабости. В действительности, он является самым храбрым из верующих, он не боится упреков и порицания в религии, кроме того случая, когда он промедлил, пока не проявилась ему истина, за которой он и потом последовал[8]. Умма единогласно установила, что он присягнул Абу Бакру, и тот был доволен им и Умаром, он выражал в их адрес похвалу после их смерти, как был согласен с передачей правления Усману. Как можно допустить, чтобы такой сильный лев льстил в религии Аллаха или ослушался завещания Посланника Аллаха?! Пречист Аллах, ведь это великая ложь.

Вопрос № 20: Какое объяснение словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказанным Али, да будет им доволен Аллах, в день «Гадир Хум»[9]: «Чьим покровителем являюсь я, тому покровителем является и Али. О Аллах! Возлюби того, кто возлюбил его, и враждуй с тем, кто враждует с ним»[10]?

Ответ: Учёные сказали, что в этом хадисе нет указания на правление Али, да будет им доволен Аллах, после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как это утверждают шииты, которые говорят: «Смысл слова «мавля» (покровитель), означает самый достойный, и доказательством этого служит мольба за него.  Ответ на это будет из разных источников:

  1. Во-первых, они единогласно согласны об утверждении таватура[11] в том, что апеллируют к имамству, а этот хадис не имеет степени таватура.
  2. Мы не считаем, что смысл слова «мавля» (покровитель) означает самый достойный, потому что неизвестно, чтобы слово «мавля» имело смысл самого достойного ни с позиции шариата, ни с позиции языка, и никто из учёных арабского языка не говорил такого, смысл этого слова «помогающий». Смысл данного слова в контексте указывает на предостережение от проявления ненависти и обращения внимания на его дополнительный почёт (превосходство), и ответ тем, кто говорил против него[12].
  3. Если допустим, что здесь имеется виду смысл «самый достойный», то мы не допускаем, что здесь имеется виду, что он самый достойный для правления, нет, тут имеется виду, что он достоин своим следованием за ним (пророком), и тем, что близок к нему (пророку), это подобно аяту Корана, в котором говорится: «Воистину, самыми близкими к Ибрахиму (Аврааму) людьми являются те, которые последовали за ним»[13].
  4. Если допустим, что он «самый достойный» для правления, то здесь имеется виду в последующем, когда будет дана им присяга, и это не не противоречит тому факту, что ему будут предшествовать три имама, согласно общему согласию [сподвижников] на это, включая самого Али, да будет им доволен Аллах. И на это указывает отсутствие возражения со стороны Али и других сподвижников в этом вопросе (халифата), когда были разногласия после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, учитывая то, что в этом была необходимость. А допустить, что сподвижники забыли об этом хадисе с учётом того, что прошло немного времени, как они это слышали, такое мнение является очень далёким. А утверждение, что сподвижники знали об этом хадисе и не последовали ему, – ничто иное как упрямство и ложь.
  5. Как это может служить прямым указанием на имамство (правление) Али, когда сам Али заявил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не указал ни на него, ни на кого-то другого[14].

[1] См. «Сунан Ат-Тирмизи», № 2167; «Сунан Ибн Маджа», № 3950; «Муснад Имам Ахмад», №27267.

[2] См. «Муснад Имам Ахмад», № 3600.

[3] См. «Сахих Аль-Бухари», № 6724; «Сахих Муслим», № 1848.

[4] См. Сура «Ан-Ниса»:115.

[5] См. Сура «Ат-Товба»:100.

[6] См. Сура «Аль-Бакара»:143.

[7] См. «Сахих Аль-Бухари», № 3450; «Сахих Мусли», № 2533.

[8] Полезное примечание сделал Шейх Абдуссалам Аш-Шаннар, да сохранит его Аллах, в книге «Шарх Акаид Ан-Насафия» после слов Ат-Тафтазани: «В день смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижники собрались под навесом Бану Сагда, и после совещания и выяснения, их мнение утвердилось на правлении Абу Бакра, да будет им доволен Аллах, а затем они объединились (согласились) с этим мнением, и Али, да будет им доволен Аллах, дал ему присягу на виду (глазах) у всех  после задержки, которая произошла у него, и если бы его правление не было действительным, то сподвижники не согласились бы с этим».

Комментируя эти слова, Шейх Абдуссалам Аш-Шаннар пишет: «Здесь есть важное уточнение, которое сделал автор «Ан-Нибрас», и я приведу их с небольшими сокращениями, виду того, что в этих словах есть великая польза и острая нужда. Сказал автор «Ан-Нибрас», что существуют разные версии хадисов о причине задержки Али, да будет им доволен Аллах, от присяги Абу Бакру, да будет им доволен Аллах, и у учёных имеются разные мнения:

Первое: Он действительно присягнул в начале. Передается от Абу Саида Аль-Худри, да будет им доволен Аллах: «Абу Бакр, да будет им доволен Аллах поднялся на минбар и посмотрел на лица людей, но не увидел [среди них] Али. Он позвал его, и тот пришел. Он (Абу Бакр) сказал ему: «О двоюродный брат Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ты хочешь расколоть (разделить) мусульман?»  Он ответил: «Отнюдь нет, о халиф Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем присягнул ему». Этот хадис привели Аль-Хаким и Аль-Байхаки, а Ибн Хиббан подтвердил его достоверность. Причина его задержки была вызвана тем, что он был занят омыванием тела Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Второе: Он дал присягу спустя шесть месяцев, после смерти Фатимы, да будет ею доволен Аллах.

Третье: И это мнение является правильным, вбирая истину из двух верхних мнений. Что первый раз он присягнул в начале, а затем задержался в следовании ему, так что, он повторно дал присягу через шесть месяцев. А вот относительно причины его задержки имеются разные мнения:

1) он был занят, присматривая (помогая) Фатиме, да будет ею доволен Аллах, которая после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заболела, печалясь о нем;

2) он не был доволен, что опоздал на совет (мушавара). Передается от Али, да будет им доволен Аллах, который сказал при присяге: «О Абу Бакр, мы видим в тебе самого достойного кандидата на титул [халифа], и мы знаем о твоем положении, однако мы опоздали на совет». На что Абу Бакр, да будет им доволен Аллах, ответил: «Клянусь Аллахом! Я не желал [быть правителем], я всего лишь опасался смуты». Привел Ад-Даракутни;

3) он был занят собиранием Корана. Привел Абу Давуд, что Абу Бакр, да будет им доволен Аллах, сказал: «Ты не желаешь подчиняться мне?» Он ответил: «Нет, просто я дал клятву, что не надену плащ, кроме как на намаз, пока не соберу Коран».

4) причина задержки заключалась в том, что он находился в печали по Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зная, что ему (Абу Бакру) будут достаточны Ансары и Мухаджиры.

Я же считаю, что между этими четырьмя версиями нет никакого противоречия, более того, все они в совокупности указывают на причину задержки. Ты запомни это и остерегайся того, чтобы поддаваться сомнениям, внушаемым сатаной». См. «Шарх Акаид Ан-Насафиййа», стр. 175-176, авт. Садуддин Ат-Тафтазани.

[9] Гадир Хум — местечко рядом с прудом Хум между Меккой и Мединой, возле которого Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, выступил перед своими сподвижниками с проповедью, в ходе которой произнес известные слова: «Чьим покровителем являюсь я, тому покровителем является и Али. О Аллах! Возлюби того, кто возлюбил его, и враждуй с тем, кто враждует с ним».

[10] См. «Сунан Ат-Тирмизи», № 3713; «Ибн Маджа», № 121; «Маджмау Аз-Заваид», 9/108; «Муснад Имам Ахмад», 2/195.

[11] Таватур – переда­ча сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации.

[12] Сказал Аль-Байхаки: «Что касается хадиса об оказании помощи («Для кого я был покровителем, то и Али ему покровитель»), если даже учитывать, что есть достоверная цепочка передатчиков этого хадиса, то он не имеет доказательства на то, что после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, право правления достоин Али, да будет им доволен Аллах. Ранее мы уже приводили разные пути передачи этого хадиса в главе о «превосходстве сподвижников», указывая на то, что имел виду под этим Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Смысл этого хадиса в том, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил его в Йемен, то от жителей стали поступать многочисленные жалобы на него, и они стали проявлять свою ненависть к нему. И поэтому, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, захотел указать на его особенность и свою любовь к нему, и тем самым побудить у людей любовь к нему, чтоб они поддерживали его и прекратили испытывать неприязнь к нему. Поэтому он сказал: «Для кого я был покровителем, то и Али ему покровитель» (Ахмад; Ан-Насаи), в других версиях сказано: «Чьим покровителем являюсь я, тому покровителем является и Али. О Аллах! Возлюби того, кто возлюбил его, и враждуй с тем, кто враждует с ним» (Ахмад; Ан-Насаи; Ибн Хиббан), здесь имеется виду оказание помощи и любовь к Исламу, чтобы мусульмане поддерживали друг друга и не враждовали между собой. И этот смысл соответствует словам, которые передаются от Али, да будет им доволен Аллах, который сказал: «Клянусь Тем, Кто расщепил зерно и создал человека, поистине, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пообещал мне, что не полюбит меня никто, кроме верующих, и не станет ненавидеть меня никто, кроме лицемеров».

№ 519  Передаётся от Рабиа Ибн Сулеймана, что он слышал от Имама Аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, который сказал: «Смысл слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказанных в адрес Али Ибн Абу Талиба, да будет им доволен Аллах, «Чьим покровителем являюсь я, тому покровителем является и Али», он имел виду поддержку (помощь) для Ислама, и это соответствует словам Аллаха, Свят Он и Велик: «Это потому, что Аллах является Покровителем (мавля) верующих, а у неверующих нет покровителя» (Мухаммад: 11).

№ 521 Передается от Фудайля Ибн Марзука, который слышал Хасана Ибн Хасана, что некий человек спросил его: «А разве не сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Чьим покровителем являюсь я, тому покровителем является и Али?» Хасан ответил мне: «Клянусь Аллахом, если бы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, этим имел виду власть и правление, то он непременно ясно сказал бы об этом, ведь Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым искренним в наставлении мусульман, и он сказал бы: О люди! Этот человек (Али) ваш покровитель, управляющий вами после меня, так слушайтесь его и подчиняйтесь ему. Клянусь Аллахом! Если бы Аллах и Его Посланник избрали бы Али для этого дела, и [если бы пророк] установил его управляющим над мусульманами после себя, а Али потом оставил это веление Аллаха и Его Посланника, то Али считался бы первым, кто оставил повеление Аллаха и Его Посланника».

№ 522 Передается от Фудайля Ибн Марзука, который сказал: «Я слышал от Хасана Ибн Хасана, брата Абдуллах Ибн Хасана, который общался с человеком, который считал его покровителем, и далее он упомянул о данной истории, и сказал, что если бы дело обстояло так, как говорят они,  что Аллах и Его Посланник избрали Али для этого дела, а также, чтобы он управлял людьми после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то в таком случае, Али является самым большим преступником и грешником среди людей, потому что оставил повеление Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и должен был попросить прощения перед людьми. И тогда этот рафидит сказал ему: «А разве не сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Чьим покровителем являюсь я, тому покровителем является и Али?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, если бы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, этим имел в виду власть, правление и управление людьми после себя, то он непременно ясно сказал бы об этом. Подобно тому, как он ясно сказал о молитве, выплате закята, посте в месяц Рамадан и совершении Хаджа, он точно сказал бы им, что он является их правителем после себя, и чтобы они слушались и подчинялись ему, и нет ничего другого, кроме этого (смысла), ведь Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым искренним в наставлении мусульман». См. «Аль-И`тикад», стр. 477-480, авт. Ахмад Ибн Хусейн Аль-Байхаки.

[13] Сура «Али-Имран»: 68.

[14] Передаётся от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, сказавший: «После того как Али Ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, вышел от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, болевшего той болезнью, от которой он умер, люди спросили: «О Абуль-Хасан, как чувствует себя этим утром Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Он ответил: «Хвала Аллаху, сегодня утром он поправился!» Тогда Аббас Ибн Абдуль-Мутталиб взял его за руку и сказал: «Клянусь Аллахом, через три [дня] ты будешь подчиняться уже другому, и, клянусь Аллахом, я думаю, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умрёт от этой своей болезни, ибо я знаю, какими бывают лица потомков Абдуль-Мутталиба перед смертью! Пойдём же к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросим, кому достанется власть [после него]. Если она будет принадлежать нам, мы узнаем об этом, и если она будет принадлежать другим, мы тоже узнаем об этом, а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сделает распоряжения о нас». [На это] Али сказал: «Клянусь Аллахом, если мы попросим [халифат] у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а он откажет нам, то после его [смерти] люди уже не отдадут его нам! И, клянусь Аллахом, я не стану просить об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!»  (Аль-Бухари, № 4447).

Похожие материалы