Основы ашаритской акыды. Часть 3

Разъяснение того, что всё, что не есть Всевышний Аллах, является сотворенным.

Вопрос: Что есть мир?

Ответ: Сотворенный Всевышний Аллахом мир в арабском языке обозначается термином «аль-‘алям», происходящим от слова «аль-‘алямат», которое употребляется в значении «указание на что-либо». Отсюда мир (аль-‘алям) содержит в себе ясное указание на сотворившего его Творца, или, другими словами, сам факт объективного существования мира есть неоспоримое доказательство того, что Всевышний Аллах существует. Всё, что не является Всевышним Аллахом, создано и называется «мир». Данное положение также указывает на тот факт, что сотворённый мир обладает объективным бытием и не есть иллюзия, как утверждали это заблудшие группы эллинских софистов.

Вопрос: Дайте краткую характеристику данным группам.

Ответ: Данных групп, отрицающих объективную реальность мира, а также возможность объективного знания о нем, три:

1. Группа «аль-инаадийя», отрицающая объективную реальность мира, считая его исключительно плодом воображения.

2. Группа «аль-индийя», отрицающая возможность наличия абсолютной и объективной истин. Эта группа заявляет, что всякое убеждение — истина, когда исповедующий данное убеждение считает его таковым. Например, если некто заявляет, что огонь Ада есть Рай, то это его убеждение — истина. Можно сказать, что подавляющее большинство современных людей исповедуют, на самом деле, воззрения этой группы (аль-индийя), не подозревая об этом, поскольку они всегда и всюду провозглашают относительность истины.

3. Группа «ля адрийя», которая сомневается во всем и даже подвергает сомнению свое сомнение.

Вопрос: Из каких вещей слагается мир?

Ответ: Сотворенный мир, согласно несомненному доказательству, слагается из субстанций (аль-джавахир), акциденций (аль-арад) и тел (аль-аджраам).

Вопрос: Что есть субстанция (аль-джаухар)?

Ответ: Субстанция (или аль-джаухар) — это мельчайшая неделимая частица, которая занимает место в пространстве и является основой для акциденции (аль-арад). Другими словами, субстанция самодостаточна, не нуждается в своем бытии в другом созданном, но является основой для зависимого от нее другого, то есть акциденции.

Вопрос: Что есть акциденция (аль-арад)?

Ответ: Акциденция — это то, что не обладает самостоятельным бытием и нуждается для собственного существования в другом, то есть в субстанции.

Вопрос: Приведите примеры акциденции.

Ответ: Примеры аль-арада, или акциденции: цвет, запах, движение, покой, любовь, ненависть, отвращение и т. п.

Вопрос: Что есть тело (аль-джисм)?

Ответ: Тело — это соединение двух и более субстанций, то есть тело состоит как минимум из двух субстанций или больше.

Вопрос: Какова главная реальность созданного мира?

Ответ: Главная реальность мира заключается в его изначальной и постоянной нужде в другом. Этот другой — Всевышний Аллах. И тот факт, что мир нуждается в другом, есть несомненное доказательство его сотворённости.

Вопрос: Какие еще существуют признаки того, что мир является созданным?

Ответ: Признаком сотворенности мира является его изменение и переход акциденций из небытия в бытие и наоборот. Данный факт подтверждается либо наблюдением (например, появление покоя после движения, света после тьмы, черноты после белизны, жары после холода и наоборот), либо посредством рационального доказательства. Например, мы можем наблюдать, что те или иные тела обладают постоянным покоем, например, горы, или, напротив, постоянным движением, например, планеты. При этом наш разум, несмотря на констатирование постоянства этого движения или покоя вещей, заключает, что дело может обстоять с точностью до наоборот, поскольку сущность всех тел одинакова и на них распространяются одинаковые законы. Поэтому является возможными движение гор и остановка, с последующим постоянным покоем, планет. Итак, наблюдаемые нами изменения акциденций из состояния в состояние, указывают на возможность их небытия, что ведёт к непременному отрицанию в отношении акциденций качества извечной безначальности (аль-Кидам).

Всё, что подвержено небытию, не может обладать качеством вечности, следовательно, является созданным (аль-хадис). Отсюда следует, что всякая акциденция сотворена, что непременно ведет к признанию сотворенности всех субстанций и тел, поскольку они неотделимы от акциденций. Ведь правило гласит: всё, что не может быть отделено от созданного, само является созданным. Поэтому весь мир целиком с его акциденциями, субстанциями и телами, является сотворённым, то есть существующим после того, как его не существовало.

Вопрос: Приведите доказательство тому, что всякая сотворённая вещь обязательно нуждается для своего существования в сотворяющем её Творце.

Ответ: На это нужду указывает совершенство и абсолютный порядок мироздания. Ведь данные характеристики мира указывают на то, что его создал обладающий всеми атрибутами совершенства Творец. Ведь если бы Творца не существовало, то это означало бы, что мир образовался сам, что ведет к предпочтению возможности бытия мира перед возможностью его небытия без причины. Однако возможность бытия и небытия для мира одинакова, поэтому не может быть перевеса одной из сторон (бытия или небытия мира) без причины на то — это невозможно. А всё, что ведет к невозможному, является невозможным. Кроме того, это ведет также к перевесу слабой стороны (бытие) по отношению к сильной (небытие) без причины, потому что основа вещей — небытие, которое сильнее бытия. Исходя из всего вышесказанного, заключаем, что у этого мира есть Творец, которым является Всевышний Аллах.

Вопрос: Что означает сотворённость мира?

Ответ: Сотворённость (аль-худус) — это появление мира после его несуществования (это отлично от мнения философов, согласно которому, мир вечен наряду со Всевышним Аллахом, однако при этом они называют мир термином «аль-худус» в смысле нужды его (мира) в другом).

Вопрос: Каково шариатское решение относительно подобных воззрений философов?

Ответ: Всякий, кто исповедует вечность мира, является, согласно единодушному мнению мусульман, кяфиром.

Вопрос: Какое понятие противоположно понятию сотворенности (аль-худус)?

Ответ: Противоположным для понятия «сотворенность» является понятие «безначальность» (аль-Кидам). И эта характеристика принадлежит лишь Всевышнему Аллаху.

 

Похожие материалы