Основы ашаритской акыды. Часть 4

Разъяснение значения обязательных атрибутов Всевышнего Аллаха

Вопрос: Какое минимальное количество атрибутов (сифатов) Всевышнего Аллаха обязан знать мукалляф?

Ответ: Во-первых, следует знать, что количество обязательных сифатов Всевышнего Аллаха неограниченно, не поддаётся исчислению, так как число совершенных атрибутов Всевышнего Аллаха не имеет предела. Однако для мукалляфа является обязательным знание тех сифатов, на которые конкретно указывают не подвергающиеся сомнению тексты Корана и Сунны и которые подтверждены рациональным доводом. Число таких сифатов — тринадцать.

Вопрос: Перечислите эти атрибуты.

Ответ:

1. Существование (аль-Вуджуд);

2. Безначальность (аль-Кидам);

3. Бесконечность (аль-Бака);

4. Абсолютное неподобие сотворённому (аль-Мухаляфату лиль-хавадис);

5. Самодостаточность, или отсутствие нужды в другом (аль-Кияму би-н-нафс);

6. Единственность (аль-Вахданийя);

7. Жизнь (аль-Хайят);

8. Знание (аль-Ильм);

9. Волеизъявление (аль-Ирада);

10. Могущество (аль-Кудра);

11. Слышание (ас-Сам`);

12. Видение (аль-Басар);

13. Речь (аль-Калям).

О значении каждого из перечисленных атрибутов будет более подробно рассказано ниже.

Вопрос: Является ли верным заявление группы «аль-хашавийя» (аль-ваххабийя) о том, что ашариты ограничивают количество сифатов Всевышнего Аллаха лишь семью или восемью?

Ответ: Это ложь и поклеп на последователей имамов Абуль-Хасана аль-Ашари и Абу Мансура аль-Матуриди, да будет доволен ими обоими Всевышний Аллах, поскольку, как мы уже сказали выше, совершенство Всевышнего Аллаха не знает границ, Его сифаты бесконечны, и в это каждый мусульманин обязан верить. Однако Всевышний Аллах не вменил нам в обязанность знание о каждом Его атрибуте, так как это не представляется возможным для человека, но обязал нас знать те тринадцать сифатов, на которые конкретно указывают несомненные и достоверные тексты Откровения.

Вопрос: Дайте определение сифату Существование (аль-Вуджуд).

Ответ: Атрибут Существование называется по-арабски «ас-сифат ан-нафсийя». Таким образом, данный атрибут является сущностным сифатом Всевышнего Аллаха, поскольку «нафс» в слове «ан-нафсийя» означает Сущность. Другими словами, сущностный атрибут — это такой сифат, без наличия которого невозможно помыслить себе существующую вещь, будь эта вещь сотворена или безначальна, как Всевышний Аллах.

Вопрос: Является ли атрибут «аль-Вуджуд» дополнительным к Сущности Аллаха понятием, или Существование и есть сама Божественная Сущность (аз-Зат)?

Ответ: Согласно мнению имама Абуль-Хасана аль-Ашари, да будет доволен им Всевышний Аллах, атрибут «аль-Вуджуд» – это сама Сущность. В том, что имам относит Существование к сифатам (то есть дополнительным к Сущности понятиям), есть некая натяжка. Имеется в виду, что в языке в словах: «Сущность Аллаха существует», – содержится указание на то, что Сущность Всевышнего Аллаха характеризуется существованием. Поэтому имам относит Существование к атрибутам Всевышнего Аллаха лишь с этой точки зрения. Надо сказать, что данная позиция расходится с мнением имама Ахлю-с-Сунна Фахруддина ар-Рази, да будет доволен им Всевышний Аллах. Фахруддин ар-Рази считал, что «аль-Вуджуд» – это не сама Сущность, но дополнительное к ней понятием, то есть по-настоящему сифат.

Вопрос: Что значит выражение «Существование Всевышнего Аллаха необходимо»?

Ответ: Это значит, что несуществование Всевышнего Аллаха невозможно.

Вопрос: Приведите вкратце рациональное доказательство того, что Всевышний Аллах существует.

Ответ: Доказательство необходимого существования Всевышнего Аллаха — абсолютный порядок созданного Им мира, бытие которого без сотворившего его Творца нельзя себе помыслить. Ведь, с точки зрения возможности, бытие мира равнозначно небытию его и поэтому не может перевесить его (небытие) без наличия объективной причины. Следовательно, у этого мира есть Создатель, который предпочел бытие этого мира его небытию.

Вопрос: Расскажите в общих словах о проявлениях сифата Существование.

Ответ: Сифат Существование означает, что Всевышний Аллах существует, что Он не есть Небытие. При этом Его Существование безначально и бесконечно, подобно прочим совершенным атрибутам. Описание Аллаха качеством «аль-Вуджуд» является обязательным с точки зрения разума. Ведь, если бы Всевышний Аллах не существовал, мир не появился бы. И если бы данный сифат не был обязательным с точки зрения разума, то был бы возможным, что обязательно означало бы необходимость в том, кто создал бы его. Мир бы тогда не появился, так как испытывающий нужду в другом не способен к сотворению вещей.

Всевышний Аллах самодостаточен в Своем существовании, то есть Его существование не обусловлено существованием чего-либо или кого-либо другого. Что же касается всего того, что не есть Аллах, то оно существует исключительно по причине проявления Его Знания и Воли. С точки зрения разума бытие сотворенного возможно, и его существованию предшествовало небытие. Оно (исключая некоторые вещи, такие, как Рай и Ад) подвержено несуществованию, непременно нуждаясь для своего существования во Всевышнем Аллахе.

Ни на одно мгновение сотворенный мир не может обойтись без Всевышнего Аллаха (неважно, Рай это и Ад, которым положено быть всегда, или подверженные уничтожению Небеса и Земля). Всевышний Аллах — это Тот, Кто создал эти вещи, одарив их временным или постоянным бытием. Поэтому, если Всевышний Аллах изволит , чтобы их существование прекратилось, они непременно перейдут в состояние небытия и не будут больше считаться существующими. Что же касается Бытия Всевышнего Аллаха, то к Нему не может прилагаться ничья воля, поскольку Его Существование не зависит от волеизъявления кого-либо, потому что Оно (Существование) обязательно для Аллаха с точки зрения разума. Следовательно, невозможно, чтобы Его Бытие было подвержено несуществованию и зависело от волеизъявления кого-то другого, как это происходит с сотворенным.

Следующие Истине люди говорят: «Ничто не обладает самодостаточным Бытием, кроме Всевышнего Аллаха. Что же касается того, что не есть Он, то оно существует согласно Его Знанию, Воле и Могуществу».

Вопрос: Существует заблудшая группа, которая исповедует «единство бытия» (вахдатуль-вуджуд). Что это – вкратце – за концепция?

Ответ: Данная идея означает утверждение Бытия только в отношении Всевышнего Аллаха, отрицая при этом объективное существование созданных вещей.

Вопрос: Укажите на разницу между вуджудитами и теми, кто исповедует соединение и слияние Аллаха с тварным (аль-хулюль валь-иттихад)?

Ответ: Разница состоит в том, что вуджудиты отрицают множественность бытия созданного мира, объявляя его иллюзией, тогда как хулюлиты утверждают наряду с Бытием Аллаха бытие созданного мира, с которым сущностно слит или соединён Всевышний Аллах.

Вопрос: В чем разница между убеждениями Ахлю-с-Сунна в этом вопросе, с одной стороны, и вуджудитами, с другой?

Ответ: Человек является мушриком (многобожником), согласно позиции вуджудитов, если верит в существование объективного мира. Однако этот человек (по их мнению) достигнет самой высокой ступени таухида (единобожия), когда будет убежден, что объективного мира не существует и что бытие мира есть Бытие Всевышнего Аллаха.

Что касается позиции Ахлю-с-Сунна, то человек, согласно мнению ашаритов, является мушриком, если исповедует независимость существования мира от Воли и Могущества Всевышнего Аллаха. Человек достигает ступени истинного таухида лишь в том случае, если он уверует, что объективный мир существует посредством бытия, отличного от Бытия Всевышнего Аллаха, и что его (мира) существование, таким образом, целиком зависит от приложения к нему Могущества Аллаха (аль-Кудра).

Следовательно, таухид в понимании вуджудитов заключается в утверждении того, что ничто не обладает бытием (аль-Вуджуд), кроме Всевышнего Аллаха. Они, приверженцы концепции «единства бытия», отрицают наличие бытия в отношении чего-либо, кроме Аллаха.

А таухид в понимании Ахлю-с-Сунна может состояться лишь при утверждении, что все действия принадлежат одному Всевышнему Аллаху.

Вопрос: Следовательно, акыда «вахдатуль-вуджуд» противоречит тому, что утверждают ашариты?

Ответ: Да, концепция «вахдатуль-вуджуд» противоречит акыде Ахлю-с-Сунна Валь-Джама`а. Более того, отрицающий множественность объективного существования сотворённых вещей является кяфиром, согласно единогласному мнению уммы, как об этом говорит в комментарии к «Джаухару ат-таухид» имам Амир Малики, да будет доволен им Всевышний Аллах. То же относится к исповедующим доктрину соединения и слияния Аллаха с тварным миром.

Да убережет нас Всевышний Аллах от куфра и заблуждения.

Вопрос: Приведите доказательство существования Аллаха из Корана и Сунны.

Ответ: Доказательство существования Аллаха в Коране — это следующие слова Всевышнего Аллаха:

«Аллах есть Творец всякой вещи».

Доказательство из Сунны — слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«Поистине, Аллах — Создатель всякого делающего и того, что он делает».

Похожие материалы