Позиция Ахлю-Сунны в отношении Муавии (да будет доволен им Аллах)

Обязательно тебе, о брат мусульманин, чье сердце заполнено любовью к Аллаху и Его посланнику, чтобы ты любил всех сподвижников пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах оказал им такую милость, которую не оказал остальным. Ты знай, что все они без исключения являются справедливыми, как на этом сошлись имамы первых и последующих веков. Что касается некоторых их упущений (ошибок), то Всевышний Аллах простил им, сказав: «Аллах доволен ими и они довольны Аллахом», а также этому свидетельствует многочисленная похвала посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в адрес сподвижников и запрет на принижение кого бы то ни было из них,  а также предупреждение о суровом наказании тех, кто станет пренебрежительно относится к ним.

Несомненно, что Муавия (да будет Аллах доволен им) имеет близкую родственную связь с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), является обладателем знаний и кротости. Если человек имеет хотя бы одно из упомянутого, то этого уже достаточно для возникновения любви к нему. Что уж говорить в том случае, когда в человеке присутствуют все эти качества?! Ведь этого достаточно тому в чьем сердце есть склонность к Истине и покорность ей. И он не нуждается после этого в увеличении подкреплений и пояснений.

О тот, кому дарована помощь от Аллаха (тауфик), ты подумай о словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Когда говорят о моих сподвижниках, то вы молчите». В итоге те сражения, что произошли между сподвижниками (да будет Аллах доволен ими), – ограничены только этим миром. А в следующей жизни (ахират) все они получат награду как муджтахиды, а разница между ними будет лишь в размере награды. Потому что тот, кто сделал иджтихад и был прав, как в случае с Али (да будет Аллах доволен им) и теми, кто был с ним, ему две награды или 10 наград, как об этом говорится в другом риваяте. А тот, кто сделал иджтихад и ошибся, как Муавия (да будет Аллах доволен им), тому одна награда. Все они действовали, желая получить довольство Аллаха согласно своему мнению и иджтихаду на основе глубинных знаний, которые они получили от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и ты пойми это, если желаешь сохранить свою религию, и не впасть в смуту, новвовведение, упрямство и испытания.

О  тот, кому дарована помощь от Аллаха, ты остерегайся вести споры со сторонниками нововведений (ахлю бид`а). Если даже ты приведешь им безукоризненные и очевидные  доказательства, тексты Корана, то они все равно не станут прислушиваться к твоим словам, будут продолжать клеветать и проявлять упрямство. Это потому что их сердца отклонены от приверженцев сунны и праведных халифов. Следуя тем самым за неверующими из курайшитов, которым не принесли пользы ни доводы, ни Коран… Точно также дело обстоит и с этими нововведенцами. Разговор с ними бессмыслен. Ты полностью отвернись от них и трать свои усилия на то, посредством чего Аллах окажет тебе помощь в обоих мирах.

Из числа очевидных хадисов, указывающих на превосходство Муавии, хадис от имама ат-Тирмизи, в котором говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал дуа за Муавию, сказав: «О Аллах! Сделай его наставляющим и наставленным». Ты обрати внимание на эту молитву Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ведь его молитвы для уммы и особенно в отношении сподвижников являются принятыми Всевышним  Аллахом, и мольба Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) для Муавии была принята Аллахом. Аллах сделал его «наставляющим»  для людей и «наставленным» в отношении его самого. Как можно представить то, что говорят о нем ошибающиеся и возводящие грязную клевету  упрямцы, тогда как  Аллах объединил эти две степени в нем?!

Иногда человек сам может быть «наставленным», но посредством него не будут наставляться другие. Так как же человек может быть «наставляющим», но сам не являться наставленным?! Это свойственно рассказчикам, которые достигли успеха в отношениях с людьми, но потерпели ущерб в отношениях с Аллахом. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) попросил для Муавии эти две высокие степени, так чтобы он был «наставленным» в отношении себя, и «наставляющим» остальных людей.

`Ауф ибн Малик рассказывает, что однажды, когда он спал в мечети, как вдруг резко проснулся, и увидел льва идущего на него. Он схватил оружие, и лев обратился к нему: «Спокойно! Я отправлен к тебе с посланием». Я спросил его: «Кто тебя отправил?». Он ответил: «Аллах отправил меня к тебе, чтобы ты узнал, что Муавия из обитателей Рая». Я спросил его: «Какой Муавия? Он ответил: «сын Абу Суфьяна». [Приводит ат-Табарани от Ауфа ибн Малика]. Это не является чем-то невозможным, потому что речь льва является чудом (карамат), что является допустимым [у ахлю-сунна] в отличии от му`тазилитов. Также то, что он является обитателем Рая, на это существуют множество других доказательств, и если даже их бы не было, то мольба Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой сделать его наставляющим и наставленным являлась бы достаточной.

На достоинство Муавии указывает и другой хадис, который приводит Хафиз Харис ибн Усама, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Абу Бакр является самым мягкосердечным и милостивым», затем упомянул качества остальных халифов и некоторых сподвижников, и среди них упомянув Муавию, сказал: «Муавия ибн Абу Суфьян в моей умме является самым кротким и великодушным».

Также Муавия являлся писарем посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), записывающий и сторожащий  божественные откровения. Из этого мы понимаем, что Муавия занимал очень высокое положение рядом с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), потому что получить доверие на тайное, достоин только тот, кто собрал в себе все полноценные, благородные качества и чист от всех вероломных. И данный факт является самым превосходным, указывающим на его достоинство.

Имам, Хафиз Ахмад ибн Муни` приводит хадис, в котором рассказывается, как однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), войдя в дом своей жены Умм Хабибы, увидел, как она целует голову Муавии. Он спросил ее: «Ты любишь его?» На что она ответила: «Как же мне не любить своего [родного] брата». Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: «Воистину Аллах и Его посланник тоже любят его».

Когда Ибн аль-Мубарака спросили: «О Абу Абдурахман, кто лучше, Муавия или Умар ибн Абдул-Азиз?», он ответил: «Клянусь Аллахом, пыль, вошедшая в нос лошади Муавии в 1000 раз лучше Умара». Если такой, как Ибн аль-Мубарак говорит в отношении Муавии, что пыль из носа его лошади лучше Умара ибн Абдул-Азиза в 1000 раз, какие еще сомнения могут остаться для проявления упрямства, за что еще могут держаться глупые и не признающие?!

Некоторые люди  возражают этой истории, говоря как, мол, пыль из ноздри лошади может стать ценнее мусульманина, тем более лучше Умара ибн Абдул-Азиза.

Приведем ответ на этот вопрос со слов ибн Хаджара.

Вопрос:

«Как понять слова ибн аль-Мубарака «Клянусь Аллахом, пыль, вошедшая в нос лошади Муавии…?».

Ответ:

«Это говорит о том, что ибн аль-Мубарак являлся имамом, отличавшимся знаниями и пониманием. И когда его спросили о том, кто лучше Муавия или Умар ибн Абдул-Азиз, он ответил: «Клянусь Аллахом, пыль, вошедшая в нос лошади Муавии лучше 100 подобных Умару ибн Абдул-Азизу». Говоря это, он имел виду, что он удостоился высокой степени тем, что являлся сподвижником и видел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и его деяния не сравнятся с ним, как не сравнится его степень».

[ибн Хаджар аль-Хайтами, «аль-Фатава аль хадисия», стр. 559. Дару-т-такъва, 2004 г.]

Также то, что указывает на превосходство Муавии, это то, что Умар (да будет доволен им Аллах) отозвался о нем с похвалой и назначил его правителем всего Шама. Также поступил и Усман. Если ты поразмыслишь над тем, что Умар (да будет доволен им Аллах) сместил с правления Са`да бну Абу Ваккаса который во много раз превосходил Муавию,  и как оставил Муавию в качестве правителя, то ты поймешь, что данный факт указывает на его высокое положение. Ведь во время правления Умара и Усмана многие люди жаловались на своих правителей, которых они установили, и они отстраняли этих правителей после жалоб на них вопреки их превосходству. Что же касается Муавии, то он продолжал руководить все это длительное время, и никто не сомневался и не подозревал его в несправедливости и насилии. Ты поразмысли над этим для того, чтобы укрепилось твое убеждение, или для того, чтобы сохранить себя от глупости, упрямства и клеветы.

Из того, что указывает на превосходство Муавии, являются слова Али ибн Абу Толиба (да будет доволен им Аллах): «Убитые с моей стороны и со стороны Муавии – в Раю» [ат-Табарани]. Данные слова Али (да будет доволен им Аллах) понимаются буквально с указанием на то, что Муавия является муджтахидом. Действительно Муавия и все, кто последовал за ним, получат награду и не впали в грех за то, что совершили, выйдя против Али. И Али (да будет доволен им Аллах) сражался с ними, так как они являлись бугатами (те, кто выходят против справедливого Имама, предполагая, что они на истине, а имам ошибается), а для имама является обязательным выходить против таких. И бугатам не будет вменяться грех, если они обусловили свои действия иносказательным толкованием.

Имам аль-Бухари приводит в своем сборнике хадис со слов Икримы, который сказал: «Я сказал Ибн Аббасу, что Муавия совершает витр одним ракаатом. На что он ответил: «Воистину он факих».  Данный факт указывает, что знание фикха возвышает человека на высокую степень, как, например, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал дуа за ибну Аббаса, сказав: «О Аллах! Сделай его понимающим религию  и обучи его пониманию Корана». В другом хадисе сказано: «Тот, кому Аллах желает блага, Аллах дает ему понимание религии».

То, что Муавия являлся факихом, уже говорит о его высоком положении. Все ученые уммы сошлись на том, что факих в урфе (в обычаях или всеобщем понимании) сподвижников, праведных предшественников и последующих веков после них, это – абсолютный муджтахид, и для него было обязательным действовать согласно своему иджтихаду. В результате этого у Муавии есть оправдание в том, что он вышел против Али (да будет Аллах доволен ими), даже если истина была на стороне Али, как мы об этом уже сказали.

Ранее мы приводили слова Али (да будет Аллах доволен ими): «Убитые со стороны Муавии – в Раю»; после того как Умар, Али и ибн Аббас (да будет Аллах доволен ими) сошлись на том, что Муавия был из числа факихов и обладателей иджтихада, после этого отводится от него всякого рода порицания. Становятся не состоятельными приписываемые к нему недостатки. И то, что было сказано ибн Аббасом в отношении слов Икримы, это послужило тем, чтобы удержать его от порицания Муавии за то, что он завершает витр-намаз одним ракаатом. Когда ты поразмыслишь над хадисами в сборнике сахих аль-Бухари, переданные от ибн Аббаса в отношении Муавии, ты поймешь, что никто не может порицать Муавию в том,  в чем он сделал иджтихад. И решение в отношении него такое же, как и в отношении остальных муджтахидов уммы. Никто не выступает с порицанием в отношении муджтахида.

В отношении Муавии сказал Ибн Аббас  (да будет доволен им Аллах): «Я не видел среди царей никого выше Муавии» [аль-Бухари в «Тарих»]. Этому соответствует также то, что сказал и Умар  (да будет доволен им Аллах), когда прибыл в Шам, где он увидел Муавию и его огромное войско. Его изумили (поразили) его владения, и затем он сказал: «Это царь арабов» т.е. подчеркнул величие его владения. Ты поразмысли об этом свидетельстве о нем от Умара, а также о свидетельстве о нем от ибн Аббаса, несмотря на то, что он (ибн Аббас) был на стороне Али и тех, кто сражались против Муавии, и вместе с тем он не принижал его степень. Наоборот, он отзывался о нем с похвалой, говоря, что он является факихом и муджтахидом. Именно это является тем, что должно обратить твое внимание на то, если даже сподвижники и сражались друг с другом, все равно они любили друг друга, и приводили оправдание тем, кто вышел против них. И ранее мы уже приводили слова Али ибн Аби Толиба (да будет доволен им Аллах), сказанные в отношении убитых со стороны Муавии: «они – в Раю».

Также и в отношении Тальхи, который сражался против Али, он сказал: «Я и Тальха подобны тем, о которых сказал Аллах: «Мы уберем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу»» [аль-Хиджр/47].  После того, как до тебя дошли все эти высказывания от Али, тебе нет никакого оправдания, если ты будешь возражать в отношении кого-то из сподвижников, тому, что произошло между ними. Ты обрати на это внимание, как свое, так и остальных людей.

Также то, что указывает на превосходство Муавии, когда он находился перед смертью, он завещал, чтобы его обернули (одели) в рубашку, которую надел на него посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы она прикасалась к его телу. У него были обрезки ногтей Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он завещал положить их к себе на глаза и в рот. Его переполняла радость, потому что к нему прикасается то, что прикасалось к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), в нем находится то, что отделилось от тела посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

То, что Муавия и его сторонники – бугаты, ранее мы уже говорили, что это не является недостатком, и это не приводит к нечестию и греху.

Такое же мнение, как у Муавии, было и у других больших сподвижников и табиинов, как об этом известно из истории. Против Али (да будет доволен им Аллах)  вышли такие сподвижники, чей уровень был выше уровня Муавии, как, например: Аиша, Зубейр, Тальха (да будет доволен ими Аллах) и остальные сподвижники, которые были с ними. Все они сражались против Али, и у них был такое же толкование, какое было у Муавии. Подобно тому, как эти выдающиеся сподвижники дозволили выйти против Али, по этой же причине и Муавия вышел против Али, т.е. с этим же толкованием.

Те, кто вышли против Али, как Аиша, Тальха, Зубейр, Муавия, Амр ибн аль-Ас (да будет доволен ими Аллах)  и все остальные сподвижники,  большинство из которых являлись участниками Бадра — являлись муджтахидами, которые ошиблись в своем иджтихаде. Они получат одну награду. Они хоть и являются бугатами, однако в этом слове нет упрека (порицания), как об этом мы уже говорили.

Те ученые, которые описывали в своих книгах события, произошедшие между сподвижниками, как, например, ибну Кутейба, им не стоило приводить их совсем. А если они и решили приводить их, то им стоило разъяснить эти происшествия согласно правилам, которые есть у ахлю-сунна, чтобы не осталось у нововведенцев и невежд никакого шанса держаться за эти истории.  Они приводили в своих книгах как достоверное, так и ложное, оставив их без разъяснений, и тем самым нанесли вред некоторым ученым, которые не обладали прочными знаниями, за исключением крупных ученых ахлю-сунна».

[Сокращения из книги «Татхиру-ль-джинани ва-л-лисани» авт. Шейх-уль-Ислам ибн Хаджар аль-Хайтами]

Примечание: Весьма полезными являются заключительные слова ибн Хаджара, где он говорит, что некоторые ученые ахлю-сунна споткнулись на этом вопросе, принявшись осуждать Муавию. Поэтому слова некоторых критиков не берутся во внимание. Аллах знает лучше.

Похожие материалы