Салафиты и акыда безначальности цепи сотворения (аль-хавадис ля авваля ляха)

Похоже, что часть ваххабитов-джихадистов, следуя за своими шейхами, исповедует акыду безначальности цепи сотворения (аль-хавадис ля авваля ляха), то есть они убеждены, что этот мир не имеет начала.

Современным авторитетом для современных ваххабитов является Сафар Хавали. В прошлом же, помимо ибн Таймийи, этих убеждений придерживался ибн Аби аль-Изз аль-Ханафи, который написал объёмный комментарий к Акыда ат-Тахавийя, изменив её смысл до неузнаваемости.

Например, к этим строкам из Акыда ат-Тахавийя:

«ليس منذ خَلَق الخلْق اسْتَفاد اسمَ الخالِق، ولا بِإحْداثِهِ البَرِيَّة استَفاد اسم الباري»

(перевод смысла: «О Нём говорят, что Он Творец не только после акта творения [но и до него] и что Он Создатель до акта создания»), –
Ибн Аби аль-Изз даёт следующий комментарий:
ظاهر كلام الشيخ رحمه الله تعالى أنه يَمنع تسلسُلَ الحوادث في الماضي(، ويأتي في كلامه ما يدل على أنه لا يمنعه في المستقبل، وهو قوله: «والجنةُ والنار مخلوقتان لا تفنيان أبداً ولا تبيدان»، وهذا مذهب الجمهور كما تقدم.
وقولُ من قال بجوازِ حوادث لا أولَ لها، من القائلين بحوادث لا آخر لها، أظهر في الصحة من قول من فرق بينهما، فإنه سبحانه لم يزل حياً، فلم يزل فاعلاً لما يُريد كما وصف بذلك نفسه، حيث يقول: {ذو العرش المجيد، فعَّال لما يُريدالبروج: 15-16.
والقولُ بأن الحوادث لها أوَّلُ: يلزمُ منه التعطيل قبل ذلك، وأن اللـهَ سبحانه وتعالى لم يزلْ غيرَ فاعلٍ، ثم صارَ فاعلاً)!!
«Из слов шейха ат-Тахави, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, ясно то, что он отвергает цепь сотворения (ат-тасальсуль), которая простирается в (безначальное) прошлое. Однако в его словах содержится указание на то, что цепь сотворения уходит в (бесконечное) будущее. Например:

«Рай и Ад сотворены и никогда не будут уничтожены».

И это (утверждение бесконечности тасальсуля и отрицание его безначальности), как мы уже сказали, мнение подавляющего большинства учёных (аль-джумхур). Однако мнение тех ученых, которые утверждают бесконечность тасальсуля и допускают его безначальность, более достоверно, чем мнение шейхов, которые различают два вида тасальсуля [и считают заблуждением убеждённость в безначальности цепи сотворения].

Ведь Всевышний Аллах всегда был Живой и никогда не переставал делать то, что пожелает, согласно тому, как Он Сам Себя описывает в Коране: «Владыка славного трона, он делает всё, что пожелает». (сура «Аль-Бурудж», аяты 15-16).

(Поэтому) утверждение, что тасальсуль не безначален, ведёт к утверждению бездействия (Аллаха) до сотворения мира, таким образом, что Аллах, да будет Он славен и возвышен, (какое-то время) ничего не делал, а затем начал…».

 

(Конец цитаты)

Из этого отрывка можно сделать два вывода:

1. Современные ваххабиты и их учителя из прошлого в своих воззрениях явно противоречат постулатам акыды имама ат-Тахави, да смилуется над ним Аллах, которая является истинным вероубеждением Ахлю-Сунна валь-Джама’а». Ведь в предисловии к Акыде ат-Тахавия сказано:

«Это изложение вероучения Ахлю-Сунна валь-Джама’а в соответствии с принципами школы правоведов этой религии Абу Ханифы ан-Нугмана ибн Сабита аль-Куфи, Абу Юсуфа Якуба ибн Ибрагима аль-Ансари и Абу Абдуллаха Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани, да будет доволен ими всеми Аллах, в соответствии с основами религии, которых они придерживались, и с их верой в Господа всех миров». Поэтому их, ваххабитов, нельзя считать суннитами.

2. Часть ваххабитов, следуя за своими авторитетами, считает, что мир существует наряду с Аллахом и не имеет начала. При этом они лживо утверждают, что это мнение, противореча позиции большинства, является совершенно законным и не выходит за рамки акыды Ахлю-Сунна валь-Джама’а. Однако, как всем известно, суннитские учёные единодушны в том, что утверждение безначальности мира – это заблуждение или даже куфр. 

Похожие материалы