Слова учёных о тех, кто отрицает вечность Рая и Ада

В книге «Аль-И’тибар би бака иль джаннати ва ннар» имам Такиюддин ас-Субки, да смилуется над ним Аллах, пишет:

«Воистину, правильная акыда мусульман содержит убеждение, что Рай и Ад никогда не исчезнут. Вдобавок имам Абу Мухаммад ибн Хазм аль-Андалуси говорит, что учёные уммы единодушны (иджма) в этом убеждении и что тот, кто противоречит иджме по данному вопросу, является кяфиром (по этой иджме). В этом нет сомнений, поскольку данное положение Ислама распространено среди мусульман, общеизвестно, и есть ясные доказательства его истинности».

В этой же книге имам ас-Субки пишет:

«Существует иджма мусульман, что Рай и Ад никогда не исчезнут. Халяфы переняли это убеждение от саляфов, а саляфы — от самого Пророка, солляллаху алейхи ва саллям! Оно прочно закрепилось в фитре мусульман и стало известным каждому. Более того, прочие, не имеющие отношения к Исламу, религиозные общины исповедуют вечность Рая и Ада. Следовательно, всякий, кто отрицает это вероубеждение, является кяфиром».

Имам Абу Мансур аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, пишет в «Аль-Фарк байналь-Фирак»:

«…затем, опираясь на доказательства абсолютного всемогущества Всевышнего Аллаха, шейхи Ахлю-Сунна сошлись в том, что полное уничтожение сотворённого мира возможно [с точки зрения разума]. А в основе утверждения шейхов о том, что Рай и Ад вечны, лежат неоспоримые доводы Шариата. Поэтому шейхи объявили, что Абу Гузейль — в куфре, из-за его слов о том, что блаженства Рая и мучения Ада временны. Также они указали на куфр джахмитов, исповедующих конечность Рая и Ада…»

Имам Абу Мансур аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, пишет в «Усулю д-Дин»:

«…и хотя эти слова (об отсутствии свободы воли) являются ложными, они, тем не менее, не приводят, согласно нашему мнению, к куфру. Куфр джахмитов, таким образом, заключается лишь в двух вещах:

1) убеждённость в конечности Рая и Ада;

2) убеждённость в том, что Знания Аллаха о вещах появились после Его незнания о них…»

Мнение шейха Саида Фуды, да хранит его Аллах, по поводу адских мучений:

«Нет хадисов от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые указывали бы на то, что адские мучения для кяфира прекратятся.

Те немногочисленные передачи, на которых основываются ибн Таймийя и ибн Кайим, во-первых, приводятся лишь от некоторых сподвижников, во-вторых, не являются достаточным основанием, чтобы утверждать конечность наказаний Ада и, в-третьих, не указывают со всей ясностью на истинность того, что они (ибн Таймийя и ибн Кайим) утверждают. Кроме того, большинство этих риваятов недостоверно. Следовательно, по этим и другим причинам истинность вечных наказаний для обитателей Ада [из неверующих] не подлежит никакому сомнению».

Похожие материалы