Случай у Гадир Хум

Вопрос:
 
Уважаемый учёный, имело ли место событие у Гадир Хум на самом деле или же это выдумано шиитами? Если же это правда, то какова суннитская интерпретация этого события?

 
Ответ:
 
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Одним из фундаментальных различий между Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а и шиитами стал вопрос о халифате нашего господина Али . Шииты верят, что он был прямым законным преемником благословенного Посланника Аллаха . Несмотря на всю любовь и уважение к нашему господину Али  Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а считают, что первым законным халифом после Посланника Аллаха  был наш господин Абу Бакр , затем наш господин Умар ибн аль-Хаттаб , затем наш господин Усман ибн Аффан  и только потом – наш господин Али .
 
Это одно из большого количества важных различий между праведной общиной Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а и отклонившимися от истины шиитами, которое повлекло за собой другие разногласия, например, верование шиитов относительно двенадцати имамов и враждебность по отношению к великим сподвижникам Посланника Аллаха .
В подтверждение своей позиции шииты обычно приводят три вида доказательств. Они берут определённые аяты Корана, чтобы поддержать свою точку зрения о том, что наш господин Али  в действительности был прямым законным халифом. Поскольку эти аяты Корана не содержат даже малейшего намека на вопрос халифата, то шиитские писатели, для того чтобы объяснить эти аяты, обычно приводят придуманные ими самими хадисы, которых нет в собраниях достоверных хадисов. 

Вторым доказательством служат хадисы, которых нет в книгах достоверных хадисов, скорее, их можно найти в книгах, написанных шиитами. Третьим доказательством, используемым шиитами в поддержку своей точки зрения, являются достоверные хадисы, в которых упоминаются достоинства и качества (манакиб) нашего господина Али , а их можно найти в собраниях достоверных хадисов.

 
Таким образом, существует три вида доказательств, которые они обычно приводят:
1) Аяты Корана, толкованием которым послужили их собственные выдуманные хадисы;
 
2) Выдуманные хадисы из их собственных книг;
 
3) Достоверные хадисы, в которых упоминаются только достоинства нашего господина Али .
Теперь, если вы непредвзято взглянете на приведённые выше три вида доказательств, вам станет совершенно ясно, что ни одно из них не может быть использовано в подтверждение того, что наш господин Али  был следующим халифом после Посланника . Аяты Корана не являются доказательством, поскольку в них нет намёка на вопрос халифата, более того, если вы заглянете в надежное собрание тафсиров, вам станет ясно, что эти аяты не имеют ничего общего с заявлениями шиитов. А придуманные ими хадисы, которые они упоминают в своих книгах, не являются источником для доказательств, а в хадисах, записанных в надёжных книгах хадисов, всего лишь упоминаются достоинства нашего господина Али , с которыми Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а соглашается. Таким образом, ни одно из доказательств не подтверждает заявления шиитов.
 
Поскольку анализ всех этих доказательств не является целью данного краткого ответа, мы сконцентрируемся на одном из них, о котором шла речь в вопросе. Оно используется шиитами в качестве главного доказательства их точки зрения.
Хадис, используемый шиитами, известен как случай у Гадира. «Гадир» – арабское слово, обозначающее водоём. Этот водоём находился в местечке между Меккой аль-Мукаррама и Мединой аль-Мунаввара, и называется оно Джухфа. 

В последний год своей жизни Посланник Аллаха  совершил хадж, известный как хадж аль-вада. Сообщается из достоверных источников, таких как «Сунан» Тирмизи, «Сунан» Насаи, «Муснад» Ахмада, и других, что Посланник Аллаха  по возвращении из своего успешного хаджа остановился у водоёма Хум.

 
Некоторые из сподвижников пожаловались Посланнику Аллаха  на нашего господина Али , что им не понравились некоторые вещи, которые он делал, в то время как их послали в Йемен. Вследствие этого Посланник Аллаха  в проповеди, которую он прочитал на обратном пути из Медины в местечке Гадир Хум, упомянул качества и достоинства нашего господина Али . Он сказал следующее:
 
«Воистину, Али – от меня, и я – от него. Он любим (вали) всеми верующими» («Сунан» Тирмизи)
 
«Те, кто любит меня (мавля), любят Али» (Тирмизи)
«О Аллах! Полюби тех, кто любит Али, и не люби тех, кто не любит Али» («Сунан» Ибн Маджа)
«Воистину, Али – от меня, и я – от него, и его любят все верующие после меня» («Сунан аль-Кубра» Насаи).
Если вы посмотрите на эти передачи, то увидите, что здесь преобладают слова, производные от корня «мувалят». По мнению шиитов, это указывает на халифат нашего господина Али (каррамАллаху ваджха) и доказывает, что он был законным халифом после кончины Посланника Аллаха , но это положение по ошибке не было ему предоставлено.
 
Тем не менее, если вы посмотрите на слово «мувалят» с лингвистической точки зрения, станет абсолютно ясно, что это слово не имеет ничего общего со словом «халифат». Оно повторяется в различных аятах Корана и в хадисах, и оно никогда не использовалось в значении «халифат». Скорее, оно всегда употреблялось в значении «любовь» и «близость».
По этой причине ни один сподвижник (да будет доволен Аллах ими всеми), включая нашего господина Али , не связал эти высказывания Посланника Аллаха  со словом «халифат».
После кончины Посланника Аллаха , когда сподвижники собрались в Сакифе бану Саида, ни один сподвижник не упомянул эти высказывания Посланника Аллаха . Сообщается от нашего господина Али , что он был вынужден спросить Посланника Аллаха  о халифате, поскольку боялся, что он ему не достанется («Сахих» аль-Бухари). Если высказывания Посланника Аллаха  у Гадир Хум были бы достаточны для него, чтобы стать законным правителем, он бы не был вынужден спрашивать.
Поэтому все сподвижники (включая нашего господина Али) справедливо передали правление сначала нашему господину Абу Бакру, затем нашему господину Умару, а затем нашему господину Усману (да будет Аллах доволен ими всеми).
В заключение хочу сказать, что в событии у Гадир Хум лишь упоминались достоинства нашего господина Али , и, как говорилось выше, шииты обычно для того, чтобы подтвердить свои заявления, используют хадисы, в которых упоминаются только достоинства нашего господина Али .
 
Это лишь краткое разъяснение вопроса. Более подробно вы можете изучить его по работам на арабском зыке, таким, как «Аль-Авасим мин аль-Кавасим» кади Абу Бакра ибн аль-Араби, «Минхадж ас-Сунна» Ибн Таймиййи, «Ас-Саваик аль-Мухрака» Ибн Хаджара аль-Хайтами, и другим.
 
А Аллах знает лучше.
Похожие материалы