Сподвижники. Кто они?

Определение

Учёные разошлись во мнениях относительно определения понятия «ас-сахаби» (сподвижник).

Хафиз Аль-Хатыб аль-Багдади (392 – 463 гг. х), да смилуется над ним Аллах, приводит в книге «Аль-Кифая фи ильм ар-Ривая» (стр. 51) слова Имама Ахмада (164 – 241 гг. х), да смилуется над ним Аллах:

كل صحب النبي صلى الله عليه و سلم أو رآه و لو ساعة فهو من أصحاب النبي صلى الله عليه و سلم

«Каждый, кто находился рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) либо видел его, даже в течение короткого времени, считается одним из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».

Имам аль-Бухари (194 – 256 гг. х), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Сахих» дал следующее определение:

ومن صحب النبي صلى الله عليه وسلم أو رآه من المسلمين فهو من أصحابه

«Кто находился рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) либо видел его, будучи мусульманином, тот считается его сподвижником».

Самое точное определение понятию «ас-Сахаби» даёт Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773 – 852 гг. х), да смилуется над ним Аллах, в книге «Ан-Нукату аля Нузхат ан-назр» (стр. 135-136):

وهو من لقي النبيَّ صلى الله عليه وسلم مؤمناً به، ومات على الإسلام، ولو تخللت ردة في الأصح والتعبير باللُّقيِّ أَولى مِن قول بعضهم: الصحابيُّ مَنْ رأى النبي صلى الله عليه وسلم؛ لأنه يُخْرِج ابنَ أُمِّ مكتوم، ونحوَه مِن العُمْيان، وهُمْ صحابةٌ بلا تردُّدٍ قولي : مؤمنا ؛ كالفصل ، يخرج من حصل له اللقاء المذكور ، لكن في حال كونه كافرا وقولي : ومات على الإسلام ؛ فصل ثالث يخرج من ارتد بعد أن لقيه مؤمنا به ، ومات على الردة ؛ كعبيد الله بن جحش وابن خطل وقولي ولو تخللت ردة أي بين من لقيه مؤمنا به وبين موته على الإسلام فإن اسم الصحبة باق له سواء رجع إلى الإسلام في حياته أو بعده سواء لقيه ثانيا أم لا

«Это тот, кто встретился с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), веруя в него, и умер в Исламе, даже если в его жизни было вероотступничество – согласно наиболее правильному мнению».

А слово «встретился» более точное, чем слова некоторых учёных о том, что сподвижником является тот, кто увидел Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), потому что в таком случае из их числа исключается Ибн Умм Мактум и другие незрячие, а они, без сомнения, были сподвижниками.

«…веруя в него…» – этими словами исключаются те, кто встретил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), будучи неверующим.

«…и умер в Исламе…» – отсюда исключаются те, кто встретил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), веруя в него, а затем отступил от веры и умер в вероотступничестве при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как, например, Убейдуллах ибн Джахш и Ибн Хатал.

«…даже если в его жизни было вероотступничество» – то есть в грех вероотступничества сподвижник впал после того, как встретился с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), веруя в него, но до своей смерти в Исламе. Звание сподвижника остаётся за ним. Не имеет значения, вернулся он в Ислам при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или после его смерти, независимо от того, встретился он с ним во второй раз или нет».

Установление справедливости (адалят) сподвижников (да будет доволен ими Аллах)

Суннитские учёные сошлись во мнении, что все сподвижники справедливы, и справедливость их установлена Кораном, Сунной и единогласным мнением учёных (иджма’).

Довод из Корана

Всевышний Аллах сказал:

لَقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ فَعَلِمَ مَا فِي قُلُوبِهِمْ فَأَنْزَلَ السَّكِينَةَ عَلَيْهِمْ وَأَثَابَهُمْ فَتْحًا قَرِيبًا

«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии. Он знал о том, что у них на сердце, и ниспослал им покой и вознаградил близкой победой». (сура Аль-Фатх, аят 18)

Всевышний Аллах сказал:

وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, кто строго следовал им. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние». (сура Ат-Тауба, аят 100)

Также Всевышний Аллах сказал:

لِلْفُقَرَاء الْمُهَاجِرِينَ الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِن دِيارِهِمْ وَأَمْوَالِهِمْ يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانًا وَيَنصُرُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ أُوْلَئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ وَالَّذِينَ تَبَوَّؤُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ وَالَّذِينَ جَاؤُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ

«А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости и довольству Аллаха и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они правдивы. А те, кто жил в доме (Медине) и обрёл веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой потребности в том, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими. А те, кто пришёл после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты Сострадателен, Милосерден«». (сура Аль-Хашр, аят 8-10)

Довод из Сунны

От Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا تسبوا أصحابي فلو أن أحدكم أنفق مثل أحد ذهبا ما بلغ مد أحدهم ولا نصيفه

«Не поносите моих сподвижников, ибо даже если любой из вас потратит [на пути Аллаха] столько золота, сколько весит гора Ухуд, это не сравнится ни с муддом, ни с половиной мудда, пожертвованной любым из них!» (аль-Бухари)

Имам аль-Байдави (ум. 685 г. х), да смилуется над ним Аллах, комментирует этот хадис:

معنى الحديث : لا ينال أحدكم بإنفاق مثل أحد ذهبا من الفضل والأجر ما ينال أحدهم بإنفاق مد طعام أو نصيفه . وسبب التفاوت ما يقارن الأفضل من مزيد الإخلاص وصدق النية . قلت : وأعظم من ذلك في سببا لأفضلية عظم موقع ذلك لشدة الاحتياج إليه

 «Смысл хадиса состоит в том, что любой мусульманин, даже если потратит на пути Аллаха золото объёмом с гору Ухуд, всё равно не сможет получить той награды и тех заслуг, которые получали сподвижники, жертвуя мудд или даже половину мудда пищи. Причина такого огромного отличия состоит в величии искренности сподвижников и абсолютной правдивости их намерений. А ещё более важной причиной этого превосходства является важность тех обстоятельств, при которых сподвижники совершали свои благочестивые деяния: они жертвовали своим имуществом тогда, когда нужда в этом была особенно острой». (Хафиз Ибн Хаджар, «Фатх уль-Бари», 7/44)

От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

خير القرونِ قرني ثمّ الذين يلونهم , ثمّ الذين يلونهم

«Лучшее поколение – это моё (поколение), затем – следующее за ним, и затем – следующее». (Фатхуль-Бари)

Единогласное мнение ученых (иджма’)

Имам ан-Навави (631 – 676 гг. х), да смилуется над ним Аллах, сказал в труде «Ат-Такриб ва ат-Тайсир» (стр. 92):

الصحابة كلهم عدول ، من لابس الفتن وغيرهم بإجماع من يعتد به

«Все сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) являются справедливыми, даже те, кого затронула смута, согласно единогласному мнению всех тех учёных, с чьей точкой зрения считаются».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) сказал в своей книге «Аль-Исаба» (1/10):

اتفق أهل السنة على أن الجميع عدول ولم يخالف في ذلك إلا شذوذ من المبتدعة

«Учёные Ахлю Сунна единогласны в том, что все сподвижники справедливы, с этим не согласились лишь некоторые малочисленные нововведенцы».

Имам Абу Зур’а ар-Рази (200 – 264 гг. х), да смилуется над ним Аллах, сказал:

إذا رأيت الرجل ينتقص أحدا من أصحاب رسول اللَّه صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فأعلم أنه زنديق ، وذلك أن الرسول عندنا حق ، والقرآن حق ، وإنما أدى إلينا هذا القرآن والسنن أصحاب رسول اللَّه صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، وإنما يريدون أن يخرجوا شهودنا ليبطلوا الكتاب والسنة ، والجرح أولى بهم ، وهم زنادقة

«Если ты увидишь человека, который будет принижать значимость кого-либо из сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то знай, что он еретик (зындык)! И это потому, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) для нас – истина, и Коран – истина, а донесли до нас этот Коран и Сунну сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Поистине, предостерегая от сподвижников, эти люди желают тем самым опровергнуть Коран и Сунну, а на самом деле это от них следует предостерегать, ибо они – еретики!» (Хатыб аль-Багдади, «Аль-Кифая», стр. 49)

Любовь к сподвижникам

Имам Абу Джафар ат-Тахави (229 – 321 гг. х) да смилуется над ним Аллах, сказал в своём известном матне по вероубеждению «Акыда ат-Тахавия»:

 ونحب أصحاب رسول الله صلي الله عليه وسلم ولا نفرط في حب أحد منهم ولا نتبرأ من أحد منهم ونبغـض من يبغضهـم وبغير الخير يذكرهم ولا نذكرهم إلا بخير وحبهم: دين وإيمان وإحسـان وبغضهم: كفر ونفاق وطغيان

«Мы любим сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но в своей любви никого из них не выделяем и не отрекаемся ни от кого из них.

Мы ненавидим тех, кто ненавидит их и не говорит о них хорошее. Мы говорим о них только благое. Любовь к ним – это признак веры, убеждённости и искренности, в то время как ненависть к ним – это неверие, лицемерие и заблуждение».

Сподвижники, передавшие наибольшее число хадисов

Среди сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были те, кто передавал хадисы как в малом количестве, так и в большом. Известно, что сподвижников, передавших свыше тысячи хадисов, семеро – они упоминаются в этом стихе (байт):

سبع من الصحب فوق الألف قد نقلوا *** من الحديث عن المختار خير مضر

أبو هريرة سعد جابر أنس *** صديقة وابن عباس كذا ابن عمر

1. Абу Хурайра передал 5374 хадиса;

2. Абдуллах ибн Умар, сын Умара ибн аль-Хаттаба, передал 2630 хадисов;

3. Анас ибн Малик передал 2286 хадисов;

4. Мать правоверных Аиша передала 2210 хадисов;

5. Абдуллах ибн Аббас передал 1660 хадисов;

6. Джабир ибн Абдуллах передал 1540 хадисов;

7. Абу Са’ид аль-Худри передал 1170 хадисов.

Хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849 – 911 гг. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в книге «Тадриб ар-Рави» (стр. 677):

السبب في قلة ما روي عن أبي بكر الصديق رضي الله تعالى عنه مع تقديمه وسبقه وملازمته للنبي صلى الله عليه وسلم أنه تقدمت وفاته قبل انتشار الحديث ، واعتناء الناس بسماعه وتحصيله وحفظه

«Причиной малого количества хадисов, переданных Абу Бакром ас-Сиддыком (да будет доволен им Аллах), несмотря на то, что он был одним из тех, кто первым принял Ислам и постоянно находился с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), является то, что он умер до распространения хадисов и до того, как люди начали слушать, собирать и заучивать хадисы».

Общее количество сподвижников

Точных сведений о количестве сподвижников нет, однако из слов некоторых учёных следует, что сподвижников было более ста тысяч.

Абу Зура ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) сказал:

توفى رسول الله صلي الله عليه وسلم و من رآه و سمع منه زيادة على مائة ألف إنسان من رجل و امرأة كلهم قد روى عنه سماعا أو رؤية

«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, количество сподвижников, передававших его слова и слушавших его, составляло 114 000 человек». (Ибн Хаджар, «Аль-Исаба»)

Кто из сподвижников первым принял Ислам?

Имам Бадруддин ибн Джама’а (639 – 733 гг. х), да смилуется над ним Аллах, сказал:

و الأورع أن يقال: أول من أسلم من الرجال الأحرار: أبو بكر، و من الصبيان: علي، و من النساء: خديجة، و من الموالي: زيد، و من العبيد: بلال

«Наиболее правильным будет сказать следующее:
— первым из свободных мужчин Ислам принял Абу Бакр ас-Сиддик,
— первым из детей Ислам принял Али бин Абу Талиб,
— первой из женщин Ислам приняла мать правоверных Хадиджа,
— первым из вольноотпущенников Ислам принял Зайд бин Харис,
— первым из рабов Ислам принял Билял бин Раббах (да будет доволен ими Аллах)». (Имам Ибн Джамаа, «Аль-Манхаль ар-Рави фи мухтасар улюм аль-хадис», стр. 112)

Кто из сподвижников умер последним?

Имам Ибн ас-Салях (577 – 643 гг. х) да смилуется над ним Аллах, сказал в книге «Мукаддима фи улюм иль-хадис» (стр. 186):

آخرهم على الإطلاق موتا أبو الطفيل عامر بن واثلة ، مات سنة مائة من الهجرة‏

«Последним умершим сподвижником считается Абу ат-Туфайль Амир ибн Василя, скончавшийся в 100 году по хиджре».

Наиболее известные труды о сподвижниках:

1. «Аль-Исти’аб фи ма’рифа аль-Асхаб» хафиза Ибн Абдуль-Барра;

2. «Аль-Исаба фи ма’рифа ас-Сахаба» хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни;

3. «Усд уль-Габа фи мар’ифа ас-Сахаба» хафиза Ибн аль-Асира.

Похожие материалы